Найти в Дзене

Поле соперничества – Арктика

Пентагон опубликовал обновлённую стратегию своих действий на Крайнем Севере.

Не намерены ли США превратить Арктику в новый театр военных действий? Данный вопрос звучит сегодня как никогда актуально в связи с недавно опубликованной обновлённой арктической стратегией Пентагона. На этот и другие вопросы, касающиеся политики США на Крайнем Севере, в интервью «Красной звезде» ответил ведущий аналитик Ассоциации специалистов по информационным операциям кандидат политических наук Константин СТРИГУНОВ.

Константин СТРИГУНОВ
Константин СТРИГУНОВ

– Константин Сергеевич, на днях Пентагон обнародовал обновлённую арктическую стратегию. Чем, на ваш взгляд, вызвано её появление?
– Согласно заявлениям официальных представителей Пентагона, обновление стратегии, а до этого действовал документ 2019 года, продиктовано прежде всего климатическими изменениями. Как отмечается в 28-страничном документе, Арктика может пережить первое лето без льдов уже к 2030 году, и потеря льдов приведёт к оживлению арктических морских путей, повышению доступности подводных ресурсов. Увеличение человеческой активности, в свою очередь, повысит риски случайностей, просчётов и ухудшения экологической ситуации. Поэтому растущие последствия изменений климата создают, как подчёркивается в документе, потребность в выработке новых стратегических подходов к Арктике.
Вторым поводом для пересмотра стратегии стало, как отмечается, принятие в НАТО Швеции и Финляндии. Поскольку теперь все арктические страны, кроме России, входят в Североатлантический альянс, этот регион уникально подходит, говорится в стратегии, для продвинутого уровня сотрудничества. Вступление Финляндии и Швеции в НАТО только укрепило это преимущество и расширило диапазон возможного сотрудничества. На то, чтобы извлечь максимальную выгоду из этого преимущества, и направлена обновлённая арктическая стратегия.
И наконец, третьим, а по сути, главным поводом для обновления стратегии стала, по утверждению Пентагона, растущая деятельность в Арктике других держав. Стратегическое использование Россией Северного морского пути позволяет ей, как считают американские аналитики, более эффективно транспортировать энергоносители и минеральное сырьё, что расширяет российское влияние на мировой арене. В Вашингтоне отмечают также присутствие КНР в Арктике и вдоль Северного морского пути. Это рассматривается Соединёнными Штатами, привыкшими к мировому доминированию, как вызов.
Заокеанский истеблишмент, судя по всему, намерен сам активно использовать Арктику. Американские корпорации интересует доступ к её огромным природным ресурсам. Поэтому они готовы развернуть там ещё одну зону противостояния с Россией и Китаем, а это чревато превращением Арктики в ещё один театр военных действий.
– Что конкретно намерен предпринять Пентагон?
– В стратегии определены три основных направления действий министерства обороны США: повышение осведомлённости о ситуации в регионе, расширение взаимодействия с союзниками и партнёрами, наращивание военного присутствия США за полярным кругом. Что касается осведомлённости, то она, по словам заместителя помощника министра обороны США по вопросам арктической и глобальной устойчивости Айрис Фергюсон, должна обеспечивать безотказную способность американских вооружённых сил обнаруживать и реагировать на все угрозы для США из Арктического региона.

К 2030 году США будут располагать более чем 250 боевыми самолётами для операций в Арктическом регионе
-2

Сегодня эту задачу решают прежде всего космические силы США. Их основным средством является станция «Клир» (Clear) в центре Аляски. Там установлена усовершенствованная радиолокационная система предупреждения о пусках ракет и наблюдения за космосом. Космические силы также располагают базой Питуффик, расположенной на северо-западном побережье Гренландии. На базе находится высокотехнологичное оборудование, предназначенное для наблюдения за запусками ракет и движением спутников.
Чтобы лучше контролировать Крайний Север, министерство обороны США планирует провести модернизацию систем аэрокосмического и морского наблюдения дальнего действия. Пентагон также изучает варианты закупки новых космических систем предупреждения о ракетах и наблюдения и оценивает способы улучшения наземных датчиков в дополнение к существующим возможностям командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Пентагон уже заключил контракты со Starlink, SpaceX и OneWeb на предоставление услуг для терминалов спутниковой связи. По словам Фергюсон, подключение терминалов к спутниковым группировкам будет проведено летом 2025 года.
В арктической стратегии также говорится о необходимости улучшить каналы спутниковой связи и обеспечить соответствующее количество терминалов для передачи больших объёмов данных выше 65 градусов северной широты.
Соединённые Штаты намерены продолжать разрабатывать и приобретать пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, которые могут улучшить разведку в арктическом воздушном и морском пространстве, наблюдение и рекогносцировку. Особое внимание уделяется БпЛА, так как они позволяют не подвергать риску операторов в суровых условиях Крайнего Севера. В то же время к 2030 году США будут располагать более чем 250 многоцелевыми боевыми самолётами для операций в Арктическом регионе.
– Что говорится в стратегии о расширении взаимодействия США с союзниками и партнёрами?
– Прежде всего она предписывает воспользоваться преимуществами арктических стран НАТО и других партнёров как способом укрепления безопасности США. Если говорить о конкретных планах в этом отношении, то можно привести тот факт, что на полях саммита НАТО в Вашингтоне США, Канада и Финляндия подписали стратегическое соглашение, получившее название «Ледовый пакт». Оно направлено на совместное строительство ледоколов, которых не хватает американцам. США давно обеспокоены тем, что отстают в этом плане от России и Китая. Береговая охрана США располагает только двумя действующими ледоколами, срок службы которых скоро заканчивается.
В качестве ещё одного примера можно привести намерение Норвегии, Швеции и Финляндии создать арктический военно-транспортный коридор для переброски к российским границам личного состава и боевой техники вооружённых сил США и других стран НАТО, прибывающих в норвежские порты. Правительство Норвегии сообщило в своём заявлении, что министры обороны скандинавских стран возглавят работу по созданию коридора. «Вместе они выявят узкие места, обновят необходимые нормативные акты и законодательство и инвестируют в необходимую инфраструктуру для обеспечения быстрой и эффективной военной мобильности», – говорится в заявлении.
Можно также напомнить и о крупномасштабном учении Nordic Response («Северный ответ»), организованном в марте Норвегией, Швецией и Финляндией и охватившем практически всю европейскую Арктику. Впервые непосредственно у северных границ России более 20 тысяч военнослужащих из 13 стран НАТО отрабатывали ведение боевых действий «в вооружённом конфликте против почти равного противника». Конкретно наша страна не называется, но предельно ясно, с кем Североатлантический альянс во главе с США намерен воевать на Крайнем Севере.
– В стратегии речь идёт и об усилении военного присутствия за полярным кругом…
– Стратегия чётко предписывает американским вооружённым силам повысить безопасность США за счёт расширения присутствия в Арктике. Ещё до появления этого документа Пентагон получил доступ к 15 финским и 17 шведским военным базам и аэродромам и возможность хранить там оружие и оборудование. Ещё раньше аналогичное соглашение заключено с Норвегией, в которой теперь подразделения морской пехоты США, сменяя друг друга, проходят подготовку в суровых арктических условиях. Стратегия ставит задачу насытить все эти базы американским оружием и солдатами, которых будут обучать действовать за полярным кругом.

Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда»