Найти тему

Инклюзивное образование: как инвалиды интегрируются в общество?

Оглавление

Под инклюзией понимают вовлечение человека в социум вне зависимости от его физического и ментального здоровья. Процесс затрагивает лиц, права которых могут быть ущемлены из-за отличий от других людей. Для инвалидов инклюзивное образование становится важным этапом личностного развития и позволяет самореализоваться. Подробнее о методиках, ее принципах и преимуществах расскажут наши эксперты.

Инклюзивное образование: как инвалиды интегрируются в общество? (источник изображения: freepik.com)
Инклюзивное образование: как инвалиды интегрируются в общество? (источник изображения: freepik.com)

Кому подходит данная форма обучения?

По статистике, в 2023 году в России насчитывалось более 700 тысяч детей с инвалидностью. Инклюзия нацелена на образование лиц с ограниченной подвижностью, физическими дефектами и ментальными нарушениями. В значительной степени в программе нуждаются пациенты с:

  1. Детским церебральным параличом. Предполагает сочетание двигательных нарушений со специфическими психическими аномалиями. Создание благоприятных условий помогает ребенку нивелировать дефекты развития, улучшить произвольную память и навыки логического мышления.
  2. Расстройствами аутистического спектра. Инклюзивный подход возможен при сохранности мышления. Посещение обычной школы больными с РАС приводит к сглаживанию негативной симптоматики настолько, насколько это позволяет диагноз.
  3. Биполярным аффективным расстройством. Актуально для патологий в нерезко выраженной форме. Ребенок учится общаться со сверстниками, становится терпимее и чувствует себя полноценным членом общества.

Существуют и другие диагнозы, которые не приводят к установлению инвалидности, но нуждаются в особом образовательном подходе. Например, это важно для пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Критерии для интеграции

Инвалиды могут получать образование различными способами: дистанционно онлайн, на дому, при участии репетиторов или в спецшколах. Итоговые рекомендации дает лечащий врач или консилиум специалистов. Инклюзия может быть показана при соответствии следующим критериям:

  • ребенок может проходить учебу в рамках адаптированных школьных курсов и осваивать дисциплины;
  • нарушения слуха, влияющие на речевую область, позволяют воспринимать звук до 60 Дб;
  • сохранена острота зрения больше или равная 0,1, а близорукость не осложнена отклонениями развития;
  • патологии опорно-двигательного аппарата не влияют на интеллектуальный потенциал;
  • несмотря на задержку психического развития, есть потенциал в сохранении интеллекта;
  • диагностирована легкая форма интеллектуальной недостаточности, но без замедления развития.

Интеграция возможна для больных с тяжелыми патологиями речи. Можно посещать школу при моторной алалии, афазии, ринолалии. Во всех перечисленных случаях достигается полная степень вовлеченности. Для детей с более серьезными заболеваниями есть альтернативные варианты: очно-заочная форма или эпизодические визиты в образовательное учреждение.

Принципы и правила

Потребность в поддержке окружающих и дружбе (источник изображения: freepik.com)
Потребность в поддержке окружающих и дружбе (источник изображения: freepik.com)

Методика подчеркивает ценность каждого члена общества вне зависимости от уровня его развития, потенциала и успехов. Основополагающие инклюзивные принципы:

  • важность чувств и эмоций;
  • реализация права на общение;
  • потребность в поддержке окружающих и дружбе;
  • полноценное образование с равными возможностями для всех учащихся;
  • усиление преимуществ личности с целью улучшения дальнейшей жизни.

Учеба позволяет раскрыть таланты ученика за счет освоения образовательной программы, подходящей его способностям. Школы, придерживающиеся формата, принимают инвалида и считают его важным членом коллектива. Обязательно организуется поддержка со стороны сверстников, не испытывающих проблем со здоровьем.

Успех мероприятий возможен только при слаженной работе всех участников: родителей, преподавателей, одноклассников и учащегося с инвалидностью. Подход положительно сказывается и на общей атмосфере класса. Дети, контактирующие с людьми с соматическими или ментальными диагнозами, вырастают эмпатичными, понимающими, способными к состраданию.

Условия для ребенка

Для зачисления в школу или в сад потребуется пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. По ее результатам специалисты определяют способ получения образования и условия, в которых нуждается конкретный человек. Как правило, это:

  1. Оборудование. Могут потребоваться пандусы, подъемники, планшеты для дополнительной коммуникации. Приобретение финансируется из средств бюджета, но должно быть обосновано протоколом ПМПК.
  2. Специальные образовательные программы. Должны быть адаптированы для всех категорий школьников или детсадовцев. Учителя применяют особые методы донесения информации. Например, подают меньший объем сведений за раз, делают акцент на практической деятельности и используют наглядные материалы. Крайне важен постоянный контроль за усвоением и пониманием.
  3. Адаптированные учебные материалы. Должны соответствовать остроте зрения и слуха, уровню тактильности. Часто используются пособия со шрифтом Брайля.
  4. Группа сопровождения. Даже самые профессиональные педагоги редко понимают специфику обучения лиц с заболеваниями. По закону выделяются отдельные ставки для психологов, логопедов, тьюторов и ассистентов. Их компетенция помогает корректировать образовательный план, частично облегчить работу учителя и наладить саморегуляцию у инвалида.

Право на получение образования закреплено в Конституции РФ, поэтому школы не могут отказать в зачислении в классы при наличии мест. Однако лучше выбирать организации, где есть опыт общения с особенными детьми и положительные результаты подобной деятельности. Врачи советуют отдавать предпочтение комбинированным решениям: посещать класс и проходить часть занятий онлайн. Как правило, людям с ограниченными возможностями сложно сидеть больше 3–4 уроков.

Результаты для коллектива

Результаты для коллектива (источник изображения: freepik.com)
Результаты для коллектива (источник изображения: freepik.com)

Социальная адаптация частично или полностью компенсирует дефекты развития. Инвалидам становится проще знакомиться и взаимодействовать, заводить дружбу. Аутисты справляются с эпизодами стереотипичного поведения, охотнее идут на контакт и выражают мысли на публике. Также:

  • наблюдается активное участие в коллективных мероприятиях и общеобразовательном процессе;
  • адаптирование к среде осуществляется мягко и постепенно, что исключает негативные реакции и стрессовые расстройства;
  • уровень когнитивных способностей по итогам часто превышает самые смелые ожидания специалистов;
  • человек не ощущает себя отвергнутым или изолированным, поэтому не страдает от депрессии, тревожности и других осложнений со стороны психического здоровья.

Остальные школьники отличаются толерантностью к различиям. В перспективе в разы снижается частота эпизодов травли или агрессии. Положительные тенденции касаются не только инвалидов, но и нормотипичных сверстников.

Сложности и подводные камни

В России совместное образование впервые появилось в 1990 году, но до сих пор не получило должного развития. Картина стала следствием определенного противостояния в обществе. Сейчас обстоятельства изменились: всего 16% опрошенных высказываются против интеграции, а 60% поддерживают намерение. Есть и другие причины, представляющие сложности:

  1. Получение правильного диагноза. Статистические данные показывают, что в стране около 1% больных с аутизмом. Официально патология установлена только у 39 тысяч человек. Занижение статистики не позволяет оценить потребности всех нуждающихся. В итоге отсутствует материальное обеспечение садов и школ, а также необходимые специалисты в штате.
  2. Отсутствие подготовки сотрудников. Только с недавнего времени появились профильные курсы по узким направлениям. Однако найти профессионального тьютора или психолога проблематично. Исключительно педагогической поддержки недостаточно для реализации программ.
  3. Игнорирование законодательных норм. Родителям приходится отстаивать права при устройстве инвалида на учебу. К сожалению, восстановить справедливость в некоторых ситуациях помогает только суд.

На первых этапах вероятны трудности с коммуникацией со сверстниками. Не все готовы принимать личностей, имеющих особенности. Нормализовать ситуацию должны взрослые: педагоги и тьюторы.

Альтернативы

Альтернативы (источник изображения: freepik.com)
Альтернативы (источник изображения: freepik.com)

Если комиссия исключила интеграционные варианты, то нужно рассмотреть альтернативные способы получения знаний. В частности:

  1. Спецшколы и интернаты. Предполагают круглосуточное пребывание. Формируют самостоятельность, развивают творческие задатки, ориентируются на социальную защиту.
  2. Коррекционные общеобразовательные классы. Позволяют получать знания в упрощенных формах, но не исключают совместного досуга с нормотипичными ровесниками.
  3. На дому. С инвалидом занимаются обычные учителя или привлеченные из организаций надомного обучения. Курс подбирается на основании индивидуальных характеристик.
  4. Дистанционно. Требует средств коммуникации: компьютера, веб-камеры. Хорошее решение для получения школьного аттестата или диплома вуза.

Заключение

Человек с инвалидностью не должен быть ущемлен в правах. Инклюзивное образование дает право на посещение садов, школ и вузов наравне со здоровыми людьми. Такой метод подходит не каждому, но при правильной организации и вовлеченности всех звеньев дает прекрасные результаты.

Если у вас остались вопросы, вы можете задать их в комментариях. Поддержите публикацию лайком, подпиской и комментарием — это очень важно для нас.

Информация несет ознакомительный характер. Рекомендуется консультация специалиста.