Под инклюзией понимают вовлечение человека в социум вне зависимости от его физического и ментального здоровья. Процесс затрагивает лиц, права которых могут быть ущемлены из-за отличий от других людей. Для инвалидов инклюзивное образование становится важным этапом личностного развития и позволяет самореализоваться. Подробнее о методиках, ее принципах и преимуществах расскажут наши эксперты.
Кому подходит данная форма обучения?
По статистике, в 2023 году в России насчитывалось более 700 тысяч детей с инвалидностью. Инклюзия нацелена на образование лиц с ограниченной подвижностью, физическими дефектами и ментальными нарушениями. В значительной степени в программе нуждаются пациенты с:
- Детским церебральным параличом. Предполагает сочетание двигательных нарушений со специфическими психическими аномалиями. Создание благоприятных условий помогает ребенку нивелировать дефекты развития, улучшить произвольную память и навыки логического мышления.
- Расстройствами аутистического спектра. Инклюзивный подход возможен при сохранности мышления. Посещение обычной школы больными с РАС приводит к сглаживанию негативной симптоматики настолько, насколько это позволяет диагноз.
- Биполярным аффективным расстройством. Актуально для патологий в нерезко выраженной форме. Ребенок учится общаться со сверстниками, становится терпимее и чувствует себя полноценным членом общества.
Существуют и другие диагнозы, которые не приводят к установлению инвалидности, но нуждаются в особом образовательном подходе. Например, это важно для пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Критерии для интеграции
Инвалиды могут получать образование различными способами: дистанционно онлайн, на дому, при участии репетиторов или в спецшколах. Итоговые рекомендации дает лечащий врач или консилиум специалистов. Инклюзия может быть показана при соответствии следующим критериям:
- ребенок может проходить учебу в рамках адаптированных школьных курсов и осваивать дисциплины;
- нарушения слуха, влияющие на речевую область, позволяют воспринимать звук до 60 Дб;
- сохранена острота зрения больше или равная 0,1, а близорукость не осложнена отклонениями развития;
- патологии опорно-двигательного аппарата не влияют на интеллектуальный потенциал;
- несмотря на задержку психического развития, есть потенциал в сохранении интеллекта;
- диагностирована легкая форма интеллектуальной недостаточности, но без замедления развития.
Интеграция возможна для больных с тяжелыми патологиями речи. Можно посещать школу при моторной алалии, афазии, ринолалии. Во всех перечисленных случаях достигается полная степень вовлеченности. Для детей с более серьезными заболеваниями есть альтернативные варианты: очно-заочная форма или эпизодические визиты в образовательное учреждение.
Принципы и правила
Методика подчеркивает ценность каждого члена общества вне зависимости от уровня его развития, потенциала и успехов. Основополагающие инклюзивные принципы:
- важность чувств и эмоций;
- реализация права на общение;
- потребность в поддержке окружающих и дружбе;
- полноценное образование с равными возможностями для всех учащихся;
- усиление преимуществ личности с целью улучшения дальнейшей жизни.
Учеба позволяет раскрыть таланты ученика за счет освоения образовательной программы, подходящей его способностям. Школы, придерживающиеся формата, принимают инвалида и считают его важным членом коллектива. Обязательно организуется поддержка со стороны сверстников, не испытывающих проблем со здоровьем.
Успех мероприятий возможен только при слаженной работе всех участников: родителей, преподавателей, одноклассников и учащегося с инвалидностью. Подход положительно сказывается и на общей атмосфере класса. Дети, контактирующие с людьми с соматическими или ментальными диагнозами, вырастают эмпатичными, понимающими, способными к состраданию.
Условия для ребенка
Для зачисления в школу или в сад потребуется пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. По ее результатам специалисты определяют способ получения образования и условия, в которых нуждается конкретный человек. Как правило, это:
- Оборудование. Могут потребоваться пандусы, подъемники, планшеты для дополнительной коммуникации. Приобретение финансируется из средств бюджета, но должно быть обосновано протоколом ПМПК.
- Специальные образовательные программы. Должны быть адаптированы для всех категорий школьников или детсадовцев. Учителя применяют особые методы донесения информации. Например, подают меньший объем сведений за раз, делают акцент на практической деятельности и используют наглядные материалы. Крайне важен постоянный контроль за усвоением и пониманием.
- Адаптированные учебные материалы. Должны соответствовать остроте зрения и слуха, уровню тактильности. Часто используются пособия со шрифтом Брайля.
- Группа сопровождения. Даже самые профессиональные педагоги редко понимают специфику обучения лиц с заболеваниями. По закону выделяются отдельные ставки для психологов, логопедов, тьюторов и ассистентов. Их компетенция помогает корректировать образовательный план, частично облегчить работу учителя и наладить саморегуляцию у инвалида.
Право на получение образования закреплено в Конституции РФ, поэтому школы не могут отказать в зачислении в классы при наличии мест. Однако лучше выбирать организации, где есть опыт общения с особенными детьми и положительные результаты подобной деятельности. Врачи советуют отдавать предпочтение комбинированным решениям: посещать класс и проходить часть занятий онлайн. Как правило, людям с ограниченными возможностями сложно сидеть больше 3–4 уроков.
Результаты для коллектива
Социальная адаптация частично или полностью компенсирует дефекты развития. Инвалидам становится проще знакомиться и взаимодействовать, заводить дружбу. Аутисты справляются с эпизодами стереотипичного поведения, охотнее идут на контакт и выражают мысли на публике. Также:
- наблюдается активное участие в коллективных мероприятиях и общеобразовательном процессе;
- адаптирование к среде осуществляется мягко и постепенно, что исключает негативные реакции и стрессовые расстройства;
- уровень когнитивных способностей по итогам часто превышает самые смелые ожидания специалистов;
- человек не ощущает себя отвергнутым или изолированным, поэтому не страдает от депрессии, тревожности и других осложнений со стороны психического здоровья.
Остальные школьники отличаются толерантностью к различиям. В перспективе в разы снижается частота эпизодов травли или агрессии. Положительные тенденции касаются не только инвалидов, но и нормотипичных сверстников.
Сложности и подводные камни
В России совместное образование впервые появилось в 1990 году, но до сих пор не получило должного развития. Картина стала следствием определенного противостояния в обществе. Сейчас обстоятельства изменились: всего 16% опрошенных высказываются против интеграции, а 60% поддерживают намерение. Есть и другие причины, представляющие сложности:
- Получение правильного диагноза. Статистические данные показывают, что в стране около 1% больных с аутизмом. Официально патология установлена только у 39 тысяч человек. Занижение статистики не позволяет оценить потребности всех нуждающихся. В итоге отсутствует материальное обеспечение садов и школ, а также необходимые специалисты в штате.
- Отсутствие подготовки сотрудников. Только с недавнего времени появились профильные курсы по узким направлениям. Однако найти профессионального тьютора или психолога проблематично. Исключительно педагогической поддержки недостаточно для реализации программ.
- Игнорирование законодательных норм. Родителям приходится отстаивать права при устройстве инвалида на учебу. К сожалению, восстановить справедливость в некоторых ситуациях помогает только суд.
На первых этапах вероятны трудности с коммуникацией со сверстниками. Не все готовы принимать личностей, имеющих особенности. Нормализовать ситуацию должны взрослые: педагоги и тьюторы.
Альтернативы
Если комиссия исключила интеграционные варианты, то нужно рассмотреть альтернативные способы получения знаний. В частности:
- Спецшколы и интернаты. Предполагают круглосуточное пребывание. Формируют самостоятельность, развивают творческие задатки, ориентируются на социальную защиту.
- Коррекционные общеобразовательные классы. Позволяют получать знания в упрощенных формах, но не исключают совместного досуга с нормотипичными ровесниками.
- На дому. С инвалидом занимаются обычные учителя или привлеченные из организаций надомного обучения. Курс подбирается на основании индивидуальных характеристик.
- Дистанционно. Требует средств коммуникации: компьютера, веб-камеры. Хорошее решение для получения школьного аттестата или диплома вуза.
Заключение
Человек с инвалидностью не должен быть ущемлен в правах. Инклюзивное образование дает право на посещение садов, школ и вузов наравне со здоровыми людьми. Такой метод подходит не каждому, но при правильной организации и вовлеченности всех звеньев дает прекрасные результаты.
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их в комментариях. Поддержите публикацию лайком, подпиской и комментарием — это очень важно для нас.
Информация несет ознакомительный характер. Рекомендуется консультация специалиста.