Найти в Дзене
Первая учительница

В школе не учат писать сочинения. Что делать?

В школе задали написать сочинение, а ребенок говорит: "Я не знаю, что писать. Помоги". Знакомо? И что мы делаем? В лучшем случае стараемся объяснить, что нужно написать. А в худшем - пишем за ребёнка сами или переписываем из интернета. Логично, что так ребёнок ничему не научится. В самой программе по русскому языку (и литературе в старших классах) выделены отдельные темы уроков для написания сочинений. И такие уроки проводятся по определённой методике. Соответственно, учитель этому учит. Как провести урок сочинения в начальной школе расскажу в другой статье. Другой вопрос - а слушает ли в это время ребёнок, каков его словарный запас, насколько развито мышление и воображение? Основная задача сочинений - научить письменно излагать свои мысли, грамотно и связно. Работа над изложением текста тоже этому способствует👇 Сегодня разберём какую помощь родители могут оказать, при этом, чтобы ребёнок написал сочинение сам. А с вас комментарии и лайк - если будет полезно. А я уверена, что бу
Оглавление

В школе задали написать сочинение, а ребенок говорит: "Я не знаю, что писать. Помоги". Знакомо? И что мы делаем? В лучшем случае стараемся объяснить, что нужно написать. А в худшем - пишем за ребёнка сами или переписываем из интернета. Логично, что так ребёнок ничему не научится.

Сразу опровергну мнение о том, что "школа не учит писать сочинения".

В самой программе по русскому языку (и литературе в старших классах) выделены отдельные темы уроков для написания сочинений. И такие уроки проводятся по определённой методике. Соответственно, учитель этому учит.

Как провести урок сочинения в начальной школе расскажу в другой статье.

Другой вопрос - а слушает ли в это время ребёнок, каков его словарный запас, насколько развито мышление и воображение?

Основная задача сочинений - научить письменно излагать свои мысли, грамотно и связно.

Работа над изложением текста тоже этому способствует👇

Сегодня разберём какую помощь родители могут оказать, при этом, чтобы ребёнок написал сочинение сам.

А с вас комментарии и лайк - если будет полезно. А я уверена, что будет!

📝Обсуждаем тему. Вместе пробуем обозначить главную мысль - о чем будет сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не нужен пересказ всего содержания. Важно написать, почему он выбрал именно эту книгу? Может понравился главный герой? Что именно привлекло в рассказе? Какие эмоции вызывает эта книга?
-2

📝Составляем план. Это необходимый пункт. Чем он подробнее, тем легче будет написать сочинение. Традиционно выделяем 3 основные части: вступление, основная часть, заключение. Каждую главную часть можно разделить на несколько подчастей.

Во вступлении указываем, почему выбрали эту тему, о чем будет сочинение. В основной части — используем описание и рассказ. В заключении подводим итог, высказываем свою точку зрения.

📝Собираем материал. Главная ошибка сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, слишком простые предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

  1. Существительные
  2. Прилагательные (эпитеты, сравнения)
  3. Глаголы
  4. Слова, выражающие ваше отношение, эмоции
-3

📝Используем черновик. Когда составлен план и разобраны основные моменты - нужно написать сочинение в черновик. После этого вы можете проверить сочинение, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами. Подчеркните слова в которых они есть. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Можно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Просим ребёнка переделать предложение, составить по-другому.

❗Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух. Обычно все недостатки становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день - можно найти и другие ошибки.

-4

Умение писать сочинение, находить ошибки и справлять их приходит с опытом. Не ждите, что с первого раза у ребёнка получится литературный шедевр. Чем больше он будет самостоятельно подбирать слова и строить предложения, тем лучше будет получаться.

📝Если сочинение по картине

Во вступлении пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, в каком жанре работал.

В основной части должны присутствовать три пункта:

  • Что изображено на переднем плане.
  • Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
  • Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).

В заключении пишем вывод - понравилась ли картина или нет, почему.

📝Если сочинение — миниатюра

Для написания такого сочинения нужно сформулировать тезис.

Например, "Как я провел каникулы". Тезис: Мне было интересно, весело, скучно. Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился.

-5

📝Если сочинение-рассуждение

Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.

В основной части следует изложение аргументов.

В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Он не должен противоречить вступлению.

Любит ли ваш ребёнок писать сочинения? Все получается? А каким советом вы воспользуйтесь?

Загляните в мои подборки 👇

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

О РАБОТЕ В ШКОЛЕ