Найти тему
MKnyazev

МАСОН МОЦАРТ И НАЦИСТЫ

Mozart and the Nazis. Erik Levy

Моцарт и нацисты. Эрик Леви 2010

За первые три месяца правления нацистов в культурной жизни Германии произошли бурные изменения, особенно среди музыкального сообщества.

Целый ряд выдающихся музыкантов были вынуждены остаться без работы, и многие покинули страну. Среди них были Фриц Буш, выдающийся дирижер Курт Вайль, Бруно Вальтер, продюсер Карл Эберт и выдающийся исследователь Моцарта Альфред Эйнштейн.

Хотя Рихард Вагнер был любимцем Гитлера и был признан композитором, чье творчество и философия были наиболее близки нацистским идеям (некоторые говорят, что он был самым первым нацистом!), нацисты хотели поднять Моцарта до этого уровня как пример «Хорошего немца». Они взяли один из его припевов из оперы ‘Кениг Тамос’ и переписали его как националистический гимн. По иронии судьбы аранжировщиком был Макс Фридлендер, ученый еврейского происхождения, который, конечно же, не получил никакой оценки за свою работу!

Однако у них была проблема. Было хорошо известно, что Моцарт был масоном, и его либреттисты также были запятнаны. Эммануэль Шиканедер, написавший текст для «Волшебной флейты» (обычно рассматриваемой как масонская опера), был масоном и считался «продуктом еврейского мышления», а Лоренцо да Понте, написавший многие из его либретто, был итальянским масоном еврейского происхождения. Это причинило им значительные страдания, которые так и не были полностью разрешены.

Другой проблемой для нацистов был Зальцбургский фестиваль, который открылся в 1920 г. и был посвящен исполнению произведений Моцарта. Партия считала, что это антинацистская организация, контролируемая евреями.

Кроме того, отношения с Австрией были холодными, поскольку австрийцы запретили там нацистскую партию, а в 1933-1937 гг. правительство Германии активно отговаривало своих граждан от посещения. Они отказались допустить немецких музыкантов к участию и в 1933 году ввели налог в размере 1000 рейхсмарок для любого немца, желающего посетить Зальцбург. Они организовали конкурирующий фестиваль в Вюрцбурге.

Они инициировали идею перевести все итальянские либретто Моцарта на немецкий, но, к сожалению, для них наиболее приемлемые доступные версии были написаны Альфредом Эйнштейном, который был евреем. Чтобы преодолеть это, они заказали несколько «арийских» версий, но «Волшебная флейта» по-прежнему считалась масонской оперой. Но Бальдур фон Ширах сказал: «Любой, кто называет «Волшебную флейту» масонской оперой, не воспринимается нашим народом всерьез». Конечно, в ”арийские" версии были внесены поправки, чтобы убрать любые возможные масонские коннотации.

Этому безумию было придано дополнительное измерение в книге Матильды Людендофф «Der ungesünte Frevel an Luther, Lessing, Mozart and Schiller» (Нераскрытое преступление против Лютера, Лессинга, Моцарта и Шиллера.) Она утверждала, что смерть Моцарта наступила из-за отравления масонами! К 1936 г. было издано 55 000 экземпляров!

Она, конечно же, была женой генерала Эриха Людендорфа, который также был непримиримым противником масонства (и предположительно маразматиком), написавшего в 1927 г. книгу под названием «Разрушение масонства путем раскрытия его секретов». Продажи этой книги были огромными, и 23-е издание вышло в 1939 г. Впоследствии Геббельс осудил ее, поскольку фюрер возражал против ее трудов. В 1937 г. на партийном митинге в Нюрнберге Гитлер сказал: «Великое произведение искусства («Волшебная флейта») само по себе имеет абсолютную ценность… только неуважительный человек осудил бы «Волшебную флейту» Моцарта».

Вражда между двумя немецкоязычными странами продолжалась, за чем последовали многочисленные акты саботажа. Бруно Вальтер был уволен в 1933 г. с поста дирижера Лейпцигского оркестра Гевандхауса, но продолжал выступать в Зальцбурге, где был очень популярен. Он хранил молчание о своих взглядах на нацистов, но великий дирижер Артуро Тосканини – нет. Он лично телеграфировал Гитлеру с осуждением антисемитской политики режима. Затем он подал в отставку и отказался принимать какое-либо дальнейшее участие в Зальцбургском фестивале. После «Аншлюса» в 1938 г., когда нацисты захватили Австрию, Вальтер уехал вместе с Фрицем Бушем, Карлом Эбертом, Адольфом Бушем, Рудольфом Бином и многими другими выдающимися музыкантами и поселился в Англии, где некоторые из них сотрудничали с Джоном Кристи в организации фестиваля в Глайндборне. Затем нацисты взяли на себя полный контроль над фестивалем и его музыкантами и певцами-участниками.