Найти тему
Засекреченная Хроника

Невероятные мемуары советского студента, собравшего для дипломной работы байки шахтеров о встречах с неведомыми существами под землей

Эта невероятная история повествует о советском студенте по имени Николай Кузнецов, который в позднесоветскую эпоху собирался защищать диплом, скорее всего, по исторической тематике и решил, что темой его дипломной работы станут рассказы шахтеров из близлежащих окрестностей Москвы. Все, по всей видимости, фантастическое повествование далее идет от имени этого студента и основано на его тщательно записанных мемуарах. Насколько правдив его рассказ однозначно ответить сложно. Но в шахтах, согласно мифам и легендам, некоторым неподготовленным исследователям может мерещиться многое. Так устроена наша психика. Порой очень хочется, чтобы фантастика стала реальностью или наоборот... Из фантастических мемуаров студента Николая становится сразу ясен его ход мыслей - он мечтал так: "сегодня он защищает диплом, завтра напишет кандидатскую, а послезавтра, возможно, и целую этнографиескую монографию...". Он думал так - Бажов занимался уральскими легендами и стал известен во всем мире, а теперь вот и его этнографические истории и легенды советских шахтеров обязательно найдут своего читателя и он получит научное признание. Однако на практике все оказалось не так просто. Николаю в те далекие перестроечные годы все никак не удавалось поговорить с профессиональными шахтерами. Университетский бюджет на практику за пределы города не выделялся, но собственные средства на поездки никто не запрещал тратить, а также научный руководитель оказывал небольшую поддержку. Так Николай уже вторую неделю объезжал Тульскую область, стараясь, если не превзойти Бажова, то по крайней мере приблизиться к его уровню. Как он сам считал... Но пока на кассетах его диктофона ничего не было, кроме трех дюжины матерных чистушек, что для студента-бедняка Николая было мало. Проблема не только в том, что матерные чистушки являются непреодолимым препятствием для академической науки, но и в том, что пели их не шахтеры, а обычные селяне, поэтому для Николая чистушки были бесценным фольклорным дополнением к его научной работе.

-2

Но самое интересное началось на практике. Оказалось, как писал Николай в своих мемуарах на грани фантастики, что Шахтеры избегали откровенных разговоров. Пили с Николаем водку не охотно, а когда он настойчиво спрашивал, слышал ли кто о различных странностях в подземельях, то ему прямо советовали поскорее уйти, не нарушая спокойствия местного сообщества. Наконец, один опытный пенсионер, как показалось Николаю, слегка подшофе, посоветовал искать информацию в другом месте. Шахтеры – суеверный народ, и никто не станет рассказывать постороннему о подземном мире, даже друг другу всех подробностей не расскажут. Сболтнешь, а завтра в шахту спускаться. А как это понравится тем, кто внизу? Когда Николай спросил, чего плохого может быть для пенсионера, которому больше не приходится спускаться в шахту, тот объяснил неопытному, что у шахтеров есть дети, племянники и просто друзья, и тем, кто внизу, надо идти туда, где шахты закрыты навсегда. Старик даже посоветовал старую Восюковку, расположенную в тридцати верстах к югу от Первомайского.

-3

В Восюковке проживало совсем мало людей, всего три с половиной хозяйства. После того как в 1989 году шахту в третий раз окончательно закрыли, многие уехали: кто на другие шахты, кто в Москву, а двое даже, как гласят тамошние городские легенды аж до самого Канзас-Сити добрались. В деревне остались только ветераны и пенсионеры, для которых переезд был невозможен и бессмысленен. Со временем их количество уменьшилось естественным образом, и вскоре в Восюковке насчитывалось всего несколько десятков жителей. Первоначально местные с опаской встретили Кузнецова, видя в нем чужака, но со временем, поняв, что студент занимается сбором старинных легенд и не представляет угрозы, успокоились. Согласно невероятным мемуарам студента, Кузнецов разбил лагерь в заброшенном саду, установил палатку, под тентом припарковал «Ниву», разложил стол и стулья и приступил к работе. Чтобы заставить местных делиться историями, нужно было просто выпить с ними по стакану, другому, пятому, тогда они раскрепощались. В Восюковке люди оказались более открытыми, чем в Пермамайском.

-4

Местные старожилы рассказали Кузнецову несколько уж явно фантастических историй, впрочем, (которые Николай все же старательно записал в свой мемуарный блокнот) о черных мухах, которые иногда якобы пристают к человеку в шахте. Также местные поведали студенту-историку не менее фантастичную байку о волосатых светлячках, внезапно появляющихся в темноте и начинающих кружить вокруг шахтера. В таких случаях лучше всего не паниковать и стоять спокойно, дыша едва заметно, и если повезет, светлячок уйдет обратно в породу. Но если не повезет... Студент также узнал о подземных бурях, когда кажется, что совсем рядом льет дождь и гремит гром, хотя это происходит в самых сухих местах шахты. И еще, согласно записям Николая, шахтеры поведали ему некую легендарную небылицу о том, что в самых глубоких подземельях обитают так называемые кабиасы - небольшие существа с огромными глазами, которые не любят яркий свет и громкие звуки.

-5

Согласно воспоминаниям Николая, шахтеры неохотно делились этой байкой, однако позднее все же рассказали некие подробности этой фантастической истории, что так называемые кабиасы обладают огромными глазами, и очень чувствительны к шуму, что делает их совсем уж редкими гостями на современных шахтах. Однако в прошлом, особенно при случаях обрушения, они могли появляться из самых неожиданных уголков, собираясь вокруг и сидя в тишине, лишь мигая красными глазами во тьме. Если оставаться неподвижным, более смелые из них могли приблизиться, даже коснуться руки или ноги. Их лапки были нежными, как у существ без костей, а шерсть мягкой и пушистой. Если отломить кусочек бутерброда, который шахтеры называли тормозком, и протянуть его, кабиасы ели без возражений. Они не любили мясо, но как выяснилось, на удивление Николая, сыр и сырные продукты очень даже уважали.

-6

Далее Николай успел записать в свой блокнот и на диктофон одну занимательную и невероятную историю, изобилующий деталями и которая действительно звучит фантастично, и даже претендует на сценарий фантастического же фильма про некого Степанова, потомственного шахтера, с детства подружившегося с одним кабиасиком, который выделялся белой полосой на лбу. Согласно мемуарам Николая, в этой городской легенде говорится о том, что за свою жизнь Степанов отработал на четырех шахтах вокруг Москвы, и на каждой, рано или поздно, этот кабиасик находил его. Это заставляло задуматься, путешествует ли существо сотни верст под землей и является ли оно разумным? По рассказам шахтеров, Кабиасы могли предупреждать о грозящей опасности, такой как утечка природного газа или обвал, и понимание их повадок могло спасти жизни, как это случилось с Степановым, дожившим до старости. Николай даже сделал пометку в своих мемуарах о том, что может быть эти самые кабиасы прилетели с какой-то далекой звезды из космоса? Мы все применяем земные мерки, думая, что всем нужна поверхность земли, но им, возможно, нравится глубина. Могут ли у них под землей быть свои города или целое царство? Вот такие вопросы в то время терзали студента-историка, если углубится в его блокнотные записи этих городских легенд.

По мнению горняков, шахты существуют только там, где эти неведомые кабиасы это разрешают. Если им что-то не нравится, они могут вызвать обвал, за которым последует другой, третий, или могут вызвать наводнение или еще что-то, что неминуемо приведет к закрытию шахты. С этими волшебными кабиасами нужно жить в мире и согласии, считают шахтеры. Однако почему именно их назвали кабиасами, Николай так и не смог выяснить. Все эти фантастические истории Николай Кузнецов тщательно записывал на пленку и в походный блокнот. Он не считал, что шахтеры его обманывали, по крайней мере, неосознанно. Просто условия под землей сильно отличаются от тех, что на поверхности, особенно в старых, плохо оборудованных шахтах. Повышенное давление, недостаток кислорода, наличие различных газов, так называемый сенсорный голод, постоянный стресс, тяжелая работа — все это влияет на человеческий мозг, заставляя его видеть невероятное и дорисовывать несуществующую реальность.

-7

Для того чтобы составить полное представление, Николай подошёл к заброшенной шахте, и сразу ощутил, как по спине побежали мурашки. Спускаться туда было невозможно, не только из-за предупреждающей таблички «Стой!», но и потому что из шахты исходило что-то, совершенно несвойственное обычному человеку. Он развернулся и быстро направился обратно. Показалось, что из темноты на него кто-то смотрит. Не удивительно, ведь за месяц Николай выпил около 15 литров водки, и теперь ему казались видения. Проснувшись ночью, студент увидел перед собой два больших красных глаза. Он протянул руку и успел ощутить мягкий, пушистый мех. Существо быстро отпрыгнуло в сторону и засмеялось, хотя добродушно. Когда скрадывавшее облака краешек месяца выглянул, Николай увидел перед собой небольшое существо, напоминающее мадагаскарского лемура. По воспоминаниям Николая, этот "Лемурчик" помахал ему своей лапой и исчез прочь из палатки. Утром Николай Кузнецов оперативно собрал вещи и к полудню уже отправился в путь обратно в Москву. Смог ли он защитить диплом, по собранным рассказам шахтеров - история умалчивает, однако его записи дошли до наших дней. Ничем кроме как фантастикой, это повествование назвать нельзя, но может быть все действительно гораздо интереснее вокруг нас, чем мы можем себе представить? Что думаете?