Найти в Дзене

7 препятствий на пути к успеху вашего бизнеса

Оглавление

Для того, чтобы бизнес мог успешно развиваться, важно периодически проводить ревизию узких мест – то есть факторов, которые ограничивают его рост. Рассказываем, какими они бывают, а также как их выявлять и устранять.

Узкое место в бизнесе: что это

Для обозначения фактора, который ограничивает развитие бизнеса, часто используют термин «узкое место»: он очень точно иллюстрирует состояние, при котором из-за затора в одной конкретной области резко снижается производительность всей компании. С точки зрения экономической науки эту закономерность хорошо описывает теория ограничений Элияху Голдрата – согласно ей, именно ограничения определяют работу системы.

Рассмотрим пример, в котором большое количество лидов, генерируемое отделом маркетинга, не успевает обрабатываться отделом продаж, потому что в нем работает всего пара человек. В данном случае узким местом будет недостаток сотрудников в отделе продаж.

Вот с какими узкими местами наиболее часто сталкивается бизнес:

  • нехватка персонала, оборудования, складских площадей и других материальных ресурсов;
  • неэффективность рабочих процессов (например, обработка данных вручную, неэффективное использование аналитики и т.д.);
  • устаревание IT-инфраструктуры компании;
  • нехватка компетенций у части персонала;
  • ненадежность контрагентов – нестабильность поставок, логистики и т.д.;
  • внешние факторы: емкость рынка, сезонность, конкуренция, инфляция, законодательные ограничения и т.д.

Узкие места могут быть и более специфичными. Как пример можно привести сильную зависимость бизнеса от одного сотрудника – генерального директора, который хочет контролировать все процессы и не желает делегировать полномочия, или специалиста с уникальными компетенциями.

Типы узких мест

Узкие места делятся на два типа:

  • временные – например, нехватка сотрудников в отделе из-за неожиданного увольнения одного из них;
  • системные – например, устаревание производственных станков, из-за которого выпускается много брака.

С временными ограничителями разобраться относительно несложно, в то время как устранение системных узких мест обычно требует времени и усилий. Если же ограничивающий фактор нельзя ликвидировать в обозримой перспективе, стоит выстроить бизнес-процессы с его учетом.

Например, если недостаток станков не позволяет компании выпускать требуемое количество товаров вовремя, но предприятие не в состоянии закупить дополнительное оборудование, можно снизить загрузку отделов маркетинга и продаж наполовину, сохранив при этом объемы производства. Это обеспечит экономию на рекламных расходах и оплате труда сотрудников, а также позволит вовремя обрабатывать все клиентские заказы.

Как выявлять узкие места в бизнесе и расширять их

Почти в любом бизнесе есть ограничивающие факторы. Чтобы выявить их в работе вашей компании:

  • изучите отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках – если что-то тормозит развитие вашего бизнеса, вы увидите падение маржинальной прибыли;
  • спросите сотрудников о том, какие области, на их взгляд, нуждаются в улучшении;
  • проведите SWOT-анализ – он позволит вам выявить сильные и слабые стороны, а также возможности и ограничения вашей компании;
  • если вам сложно выявить узкие места вашего бизнеса силами своей компании, обратитесь за помощью к финансовым консультантам.

После того, как вы проделаете эту работу, важно продумать адекватные управленческие решения, которые помогут расширить обнаруженные узкие места. Факторы, которые ограничивают развитие бизнеса, могут быть самыми разными, но устранить многие из них зачастую помогают:

  • инвестиции в технологии, направленные на автоматизацию процессов и оптимизацию расхода ресурсов;
  • обучение и развитие персонала;
  • изучение и внедрение новых методов управления процессами (например, agile-методик);
  • внедрение инновационных подходов к созданию продуктов и услуг;
  • партнерство с другими компаниями и организациями с релевантной экспертизой и ресурсами;
  • совершенствование обратной связи с клиентами.

После разработки мер по расширению узких мест необходимо оценить их эффективность, визуализировав их внедрение с помощью финансовой модели, и уже потом воплощать их на практике.

Поскольку из-за постоянных изменений как на рынке, так и внутри компании, в бизнесе регулярно могут возникать новые ограничивающие факторы, важно установить KPI для оценки эффективности и производительности ключевых процессов и вести их регулярный мониторинг.