Иметь громкий голос важно для любого начальника, особенно, ежели он военный. Отдать приказ, перекричав шум на поле боя; наорать на нерасторопного подчиненного; испугать врага простыми словами – это все очень важные качества для того, кто является или вынужден быть лидером.
По все й видимости, им обладали многие из ранних османских султанов, поскольку всю жизнь проводили в походах, и даже сидя в столице поддерживали активную деятельность. Даже если у них этого не было от природы, их учила командовать сама жизнь.
Но где-то в конце 16-го века все изменилось. Держава Османов достигла своего максимального расширения; ее султаны окончательно стали считаться не первыми среди равных, а вторыми после Аллаха; прежняя система передачи власти, когда ее бросали под ноги шехзаде, как кость собакам, трансформировалась в сторону большей надежности и гуманизации.
Тогда пошла длинная череда слабых султанов, которые большую часть жизни проводили во дворце. Действующие правители уже не отправляли своих братьев на небо, а держали их в заключении, чтобы при необходимости призвать к наследованию, если законных сыновей нет.
Государством в то время управляли не монархи, а администраторы, прошедшие через систему девширме, либо жены и матери султанов. В отличие от последних, это были битые жизнью и потому более социализированные люди, прошедшие Крым, рым и медные трубы.
Тем не менее, к номинальным государям относились с высочайшим благоговением. Именно из-за этой высокой степени почтения так получилось, что практически все из них, начиная с 17-го столетия, почти не умели или плохо умели говорить – многие подданные, с которыми они сталкивались, при виде того, как их султаны выражают свои мысли, считали их едва ли не умалишенными.
Но объяснялось это проще, и правители Османской империи просто имели специфическое воспитание. К ним было крайне непочтительно обращаться голосом, в этом случае следовало использовать жесты. А язык, как мы знаем, тесно связан с мышлением – вот почему некоторые султаны действительно казались тугодумами.
Известно, что два глухих брата были представлены ко двору еще в правление Сулеймана Великолепного. В то время вообще была мода на всевозможных карликов или на других слуг с какими-либо пороками. Именно в качестве диковинок они были доставлены во дворец, и с тех пор подобные слуги стали там популярными. Во-первых, их не могли подкупить недруги, во-вторых, можно было обсуждать конфиденциальные государственные и личные вопросы в их присутствии.
Эти братья владели каким-то жестовым языком, вероятно, придумали его самостоятельно. И именно они стали родоначальниками османского придворного языка жестов. Который, как считается, на пике своего развития был способен передавать самые сложные понятия и даже мог использоваться для шуток.
Осман II правил в 1618-1622-х годах и на трон сел в четырнадцатилетнем возрасте. Вероятно, именно он стал первым в своей династии, кто и сам научился общаться с помощью жестов, и своим придворным приказал следовать этому примеру. С него и пошла традиция, что обращаться к султанам с помощью голоса является слишком неуместным и фамильярным. Равно как и для султана недостойно говорить что-то своим подданным устно.
В итоге с начала 17-го века и до 19-го столетия, когда в империи была проведена серия реформ, призванных сделать ее более современной, молчание было обычным делом во дворце Топкапы. В то время там трудились сотни немых слуг, а все остальные были вынуждены выучить и использовать язык жестов. Поэтому и султаны, правившие в то далекое время, обычно имели проблемы с речью – и даже с мышлением, поскольку это взаимосвязано.
Вероятно, многие из вас видели таких людей хотя бы в кино. Я вспомню российский фильм «Страна глухих» и одну из серий «Доктора Хауса». Там можно услышать голос глухих людей, которые не способны слышать свою собственную речь и откорректировать ее так, чтобы она звучала правильно. Это может дать некоторое представление о том, как говорили османские султаны.