Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Топ 5 примеров успешного пиара в Древнем мире или как обвести всех вокруг пальца и быть не пойманным тысячи лет

Оглавление

Практика пропаганды существует уже тысячелетия - от литературы и ораторского искусства до искусства и скульптуры - древний мир это доказывает.

Пропаганда - это современный термин, который обозначает использование информации или идей для убеждения или продвижения цели, обычно путем манипулирования сомнительными фактами. Осторожное, умелое обращение и распределение информации с пользой для влияния определенного узкого круга лиц, воздействия и откровенной лжи использовалось на протяжении тысяч лет. Ниже приведены некоторые искусные примеры того, как пропаганда использовалась в древнем мире.

1. Император Август и пропаганда в древнем мире.

Август Прима Порта, ок. I в. н. э., Музей Ватикана
Август Прима Порта, ок. I в. н. э., Музей Ватикана

Нет ничего более впечатляющего, чем автобиография в форме монументальной каменной надписи, и первый римский император Август понимал это. «Деяния божественного Августа» - официальная автобиография первого римского императора Октавиана Августа. Таким образом, Август не только был первым императором, но в одной фразе он также утверждал, что является богоподобной фигурой для древнего мира. Этот монумент перечислил 35 достижений его жизни от первого лица и представлял собой многослойный фрагмент откровенной пропаганды и восхваления.

Современная копия «Достижения обожествленного Августа» на внешней стене музея - Алтарь Мира, Колизей, Рим. Билеты
Современная копия «Достижения обожествленного Августа» на внешней стене музея - Алтарь Мира, Колизей, Рим. Билеты

Переводы фрагментов «Достижения обожествленного Августа», представленные ниже, иллюстрируют некоторые достижения жизни Августа.

«Римскому плебсу [плебеям, свободным римским гражданам, не являвшимся патрициями] я выплатил по 300 сестерциев на человека в соответствии с завещанием моего отца...
Городам я заплатил деньги за земли, которые я выделил солдатам... за земли в провинциях было уплачено около 260 миллионов. Я был первым и единственным, кто сделал это...
Я освободил море от пиратов… Вся Италия добровольно принесла мне присягу на верность и потребовала, чтобы я был ее лидером в войне, в которой я одержал победу при Акциуме».
Достижения обожествленного Августа, 15, 16 и 25 деяния.
Мавзолей Августа в Риме, строительство которого началось в 28 г. до н. э., см. Капитолийскую Совринтенденцию.
Мавзолей Августа в Риме, строительство которого началось в 28 г. до н. э., см. Капитолийскую Совринтенденцию.

Эти заявления ясно показывают, что Август гордился своими успехами. В то же время он утверждал, что принес мир и что ему удалось расширить границы Рима. Автобиография Августа представляет собой увлекательное повествование о личности Августа и ценится историками, поскольку она была почитаемым произведением в древнем мире.

«Достижения обожествленного Августа» не только был высечен в бронзе и выставлен в мавзолее Августа, но также был скопирован и распространен по всей Римской империи, в частности на Алтарь Мира. Он даже был переведен на другие языки, такие как греческий. Примеры этого можно найти в Храме Рима и Августа в Анкаре, Турция.

Хотя существуют значительные проблемы в сохранении автобиографии как единственного источника истины, Август распространял этот тип мощной пропаганды, используя свою монополию на римский народ античного мира. Таким образом, «Деяния божественного Августа» является успешной кульминацией контроля и распространения личной версии истины.

2. Похоронная речь Перикла: убедительная пропаганда античного мира

Надгробная речь Перикла, гравюра Филиппа Фольца, 1852 г., Рейксмузеум, Амстердам
Надгробная речь Перикла, гравюра Филиппа Фольца, 1852 г., Рейксмузеум, Амстердам

Перикл был лидером Афин в V веке до н. э. — «Золотом веке» города-государства. Это было время изобретений, философии, искусства, математики и науки. Это было также время войн, политических потрясений и мелких ссор между городами-государствами Древней Греции. Одной из таких конфликтов была Пелопоннесская война между Афинами и Спартой; двумя самыми могущественными, но разными лидерами противоборствующих лиг; Спартой Пелопоннесского союза и Афинами Делосского союза.

В эти смутные времена Перикл в 431 г. до н. э. произнес, пожалуй, одну из лучших речей Древнего мира, записанную и переписанную историком Фукидидом.

Якобы дань памяти павшим афинским воинам с начала первой фазы Пелопоннесской войны, речь была мощным риторическим произведением, провозглашающим превосходство афинских граждан. Похоронная речь пробудила лояльность граждан к продолжению поддержки Пелопоннесской войны. Она также дала представление об идеалах и культуре Афин V века и их системе демократии. Однако именно выбор Перикла в качестве оратора на публичных похоронах сделал это поистине вдохновляющим образцом пропаганды.

Портретный бюст Фукидида, гравюра сделана: Анонимом, около 1800-1850 гг., через Британский музей
Портретный бюст Фукидида, гравюра сделана: Анонимом, около 1800-1850 гг., через Британский музей

Речь Перикла была убедительным шедевром, который эмоционально связывал смерть граждан Афин с превосходством их народа и продолжением войны, которая продвигала политическую повестку Афин. Она начиналась со ссылки на предков Афин и переходила к уникальности их политического состояния.

«Позвольте мне сказать, что наша система правления не копирует институты наших соседей... Наша конституция называется демократией, потому что власть находится в руках не меньшинства, а всего народа»
(Фукидид,
История Пелопоннесской войны, 2.34-46).

Она сосредоточилась на свободах своего народа и силе своей армии, демонстрируя различия с их «антагонистами». В речи утверждалось, что погибшие люди сделали это с честью, сопротивляясь, а не живя в подчинении, одновременно призывая выживших быть истинными афинянами и следовать их примеру.

3. Рамессеум: когда Рамсес II провозгласил себя величайшим военным правителем

Рамессеум в Луксоре, через Wikimedia.
Рамессеум в Луксоре, через Wikimedia.

Искусство всегда было средством передачи идей, но это особенно полезно, когда большая часть населения неграмотна. Рамессеум, погребальный храм, созданный египетским фараоном Рамсесом II, является примером искусства как пропаганды и того, как это можно использовать для изменения истории. Будучи фараоном Нового царства, Рамсес II (тронное имя Усермаатра Сетепенра) был известен ак­тив­ным строи­тель­ст­вом, военными достижениями и длительностью своего правления. Его самым известным военным сражением была битва при Кадеше в 1274 году до нашей эры.

Рамсес II выводит на парад военнопленных, ок. 1279-1213 гг. до н. э., рельеф, Рамессеум, предоставлено Мемфисским университетом
Рамсес II выводит на парад военнопленных, ок. 1279-1213 гг. до н. э., рельеф, Рамессеум, предоставлено Мемфисским университетом

В иероглифах записано, что Рамсес II повел 20 000 человек в Кадеш, современную Сирию, чтобы захватить город хеттов. Согласно надписям на стенах его храма, а так­же на­пи­сан­ным на па­пи­ру­сах иероглифам, Рамсес победил и вернулся с рабами и добычей. Однако на самом деле это было совершенно не так.

Какова была реальность?

Копия Кадешского мирного договора между Хаттусили и Рамсесом II, в Организации Объединенных Наций
Копия Кадешского мирного договора между Хаттусили и Рамсесом II, в Организации Объединенных Наций

Массивное произведение искусства, рассказывающее историю победы Рамсеса II над хеттами, является преувеличением. По правде говоря, Рамсес вернулся домой, го­род не был взят. Однако он вернулся с самым древним, известным сейчас паритетным мирным договором, ратифицированным царем Хетт­ско­го цар­ст­ва - Хаттусилисом III. По сути, это было соглашение о том, что Рамсес больше не будет нападать на хеттов за город Кадеш, и что обе стороны поддержат политику взаимного ненападения и придут на помощь друг другу, в случае, если их попросит другая сторона.

Этот мирный договор представлял проблему для Рамсеса. Война была дорогостоящей, и он не смог захватить город. Ему нужно было скорректировать невыгодное положение вещей, чтобы не показаться неудачником в таком дорогостоящем начинании как военный конфликт или, что еще хуже, не прослыть слабым перед своим народом. Поэтому по возвращении в Луксор Рамсес поручил художникам взять оригинальную аккадскую версию договора и изменить ее до неузнаваемости, так, чтобы при отображении на стенах его погребального храма она показывала его сокрушительную победу. В этом он изрядно преуспел. Его народ воспринял его великую победу за чистую монету и прославлял на протяжении поколений.

4. Севастион: Агриппина коронует Нерона

Нерон и Агриппина из Севастиона в Афродисии, ок. 54–59 гг. н. э., из проекта раскопок в Афродисии.
Нерон и Агриппина из Севастиона в Афродисии, ок. 54–59 гг. н. э., из проекта раскопок в Афродисии.

Нерона помнят как одного из самых известных римских императоров; безумца и убийцу. Однако вокруг имени Нерона ведется много пропаганды, и император на самом деле не был той фигурой «Антихриста», которую античные авторы считали злодеем. Его мать, Юлия Агриппина или Агриппина Младшая, также изображена злодейкой, особенно древними историками Тацитом и Дионом Кассием. Учитывая, насколько плохо они были изображены в этих исторических текстах, может показаться удивительным, что они стояли за некоторыми из самых сложных и тонких художественных произведений древнего мира.

Это, возможно, иллюстрируется барельефом Себастиона, найденным в городе Афродисиас, современная Турция, на котором Агриппина коронует своего юного сына, честь, которая не была почетной для древней римской женщины. Слои тонкости и символизма в этом произведении делают очевидным, почему это впечатляющий образец скульптурной пропаганды.

Портрет Агриппины Младшей, около 40 г. н. э., предоставлено музеем RISD.
Портрет Агриппины Младшей, около 40 г. н. э., предоставлено музеем RISD.

Агриппина была одной из самых влиятельных женщин Древнего Рима. Не занимая политической должности, она могла влиять на правительственные решения. Она даже могла сидеть в Сенате, хотя и за занавеской. Агриппина пользовалась необычайной властью, учитывая, что она была женщиной в в значительной степени патриархальном обществе. Сестра императора, племянница, а позже жена другого, и в конечном итоге мать императора Нерона, Агриппина не была наивной в отношении путей власти. Конечно, как член династии Юлиев-Клавдиев, она бы увидела, как уверенно ведётся имперская пропаганда.

Согласно Тациту (Анналы, 13.5.3), Агриппина была амбициозной, дерзкой женщиной, порой позорной в своих действиях.

Однако свидетельства из текстов и обилие скульптур показывают, что она также была политически настроена на использование пропаганды для продвижения своих собственных интересов, а именно безопасности своего собственного влияния и уверенности в том, что ее сын, а не сын Клавдия — Британик — унаследует трон. В возрасте 16 лет Нерон успешно наследовал Клавдию, и политическое положение Агриппины было обеспечено.

Разбор скульптуры

Нерон и Агриппина из Себастиона в Афродисиаде, через Wikimedia Commons.
Нерон и Агриппина из Себастиона в Афродисиаде, через Wikimedia Commons.

Рельеф Агриппины, коронующей Нерона, был заказан между 54 г. н. э. и ее убийством в 59 г. н. э. Он иллюстрирует влияние или даже контроль Агриппины над Нероном. Она изображена возлагающей лавровый венок на голову своего сына, неся рог удачи и изобилия (богиня Фортуна). В то время как молодой император одет как генерал, доминирующей личностью здесь является Агриппина. Ее размер и действия показывают ее старшинство и выдающееся положение, что может предвещать причину, по которой Нерон якобы убил ее в последующие годы.

5. Стела Хаммурапи: пропаганда как закон в Древнем мире

Стела Хаммурапи, около 1792-1750 гг. до н.э., Лувр
Стела Хаммурапи, около 1792-1750 гг. до н.э., Лувр

Одним из самых ранних примеров пиара в действии, неожиданно, является Стела Хаммурапи. Заказанная Хаммурапи — 6-м царем Вавилона — примерно в 1792-1750 гг. до н. э., стела является одновременно и произведением искусства, и сводом законов и наказаний, установленных Хаммурапи, который получил их непосредственно от бога правосудия Шамаша. Интересно, что бог дает ему посох и кольцо, которые символизируют одобрение шумерским богом правления Хаммурапи. Стела высотой 2 метра имеет надпись на аккадском языке, что позволяло большинству грамотных людей того времени читать ее.

Деталь стелы Хаммурапи, предоставленная Лувром
Деталь стелы Хаммурапи, предоставленная Лувром

Список законов был весьма обширным. Их насчитывалось 281, и они были очень строгими по современным меркам.

Идиома «око за око» происходит от этих законов - прекрасно передавая их дух.

Но самое важное то, что Хаммурапи был из Вавилона, и хотя он выказывал уважение шумерским богам, он был по сути завоевателем. Однако он не зря прослыл в истории умным правителем и был хорошим администратором, который использовал шумерскую религию для укрепления своей власти. Включение этих религиозных аспектов в произведения искусства, связанные с его сводом законов, просто помогало укреплять легитимность его правления каждый раз, когда кто-то видел публично выставленную стелу.

Хотя это лишь малая толика применения пропаганды и пиара древнего мира в ее лучшем проявлении, безусловно, есть и другие, заслуживающие изучения. Однако это, безусловно, доказывает, что пропаганда и пиар компании — это не изобретения современной эпохи, а инструменты, которые использовались различными обществами на протяжении нескольких тысяч лет.