Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Самый высокий вокзал России и другие странности пристанционной Самары

Законченный в 2001 году, вокзал - краса и гордость, и чуть ли не главный ныне символ Самары. Сейчас таким в общем-то никого не удивишь, но на рубеже 1990-2000-х на постсоветским пространстве огромным вокзалом "с иголочки" похвастаться мог разве что Киев. Самое необычное в Самарском вокзале - композиция в виде башни: это самое высокое вокзальное здание в России, а то и в Европе (86 метров, а со шпилем 101 метр), да и среди всех новостроек Самары он третий по высоте. Внутри - вокзал как вокзал, с практической точки зрения не лучше и не хуже многих. На башне вроде бы есть смотровая площадка, но о посещении её договариваться надо заранее. Транзитом я был здесь неимоверное количество раз, и наверное привык к этому вокзалу настолько, что и больше пары кадров сделать на нём не сподобился: Вокзал-"рюмка" настолько вошёл в самарский обиход, так плотно сделался символом города, что кажется, будто он был здесь всегда и нечто подобное соорудили уже царские инженеры на пущенной в 1876 году Батраки

Законченный в 2001 году, вокзал - краса и гордость, и чуть ли не главный ныне символ Самары. Сейчас таким в общем-то никого не удивишь, но на рубеже 1990-2000-х на постсоветским пространстве огромным вокзалом "с иголочки" похвастаться мог разве что Киев. Самое необычное в Самарском вокзале - композиция в виде башни: это самое высокое вокзальное здание в России, а то и в Европе (86 метров, а со шпилем 101 метр), да и среди всех новостроек Самары он третий по высоте.

Внутри - вокзал как вокзал, с практической точки зрения не лучше и не хуже многих. На башне вроде бы есть смотровая площадка, но о посещении её договариваться надо заранее. Транзитом я был здесь неимоверное количество раз, и наверное привык к этому вокзалу настолько, что и больше пары кадров сделать на нём не сподобился:

-2

Вокзал-"рюмка" настолько вошёл в самарский обиход, так плотно сделался символом города, что кажется, будто он был здесь всегда и нечто подобное соорудили уже царские инженеры на пущенной в 1876 году Батраки-Оренбургской железной дороге (прямом продолжении Сызрано-Вяземской). На самом деле старый вокзал в Самаре выглядел так, и практически полный его двойник сохранился ещё в Оренбурге:

-3

Площадь у вокзала, как и в Москве - Комсомольская. На другой её стороне грандиозное, как и все его аналоги, здание Куйбышевской железной дороги - если станцию переименовали в 1991 году вместе с городом, то с железной дорогой этого не произошло по сей день. Её предшественником была Самаро-Златоустовская железная дорога, ставшая в 1890-х годах чем-то вроде стартовой площадки для Транссиба.

В 1892 году в её состав вошёл ещё десяток более старых линий от Рязани до Челябинска через Самару и Симбирск, при Советах дорога стала чуть короче с запада на восток и заметно шире с севера на юг, пополнившись например в 1943 году Волжской рокадой, и в обще нынешние контуры обрела к 1959 году. Куйбышевская - одна из самых активных железных дорог России, и н ней же в 1989 году произошла Ашинская трагедия - крупнейшая по числу жертв катастрофа на рельсах.

-4

Здание железнодорожного ведомства показалось мне начатым до революции и законченным при Советах, но нет - это целиком и полностью запоздалый советский модерн (1923-27), может быть лучший его образец. Особенно впечатляют барельефы на фасаде... и тепловоз-"лебедянка" (1953) в теплице, до 2011 года числившийся как маневровый локомотив в Стерлитамаке, а в 2016 поставленный здесь.

-5

Остальную площадь застраивали уже в духе конструктивизма - как например путейская боьница и жилые дома левее КбЖД:

-6

Железнодорожные владения тянутся отсюда на несколько кварталов, до Никитинской площади с ЦУМом и Губернским рынком в сталинском павильоне, до который я так и не дошёл (см. например, здесь), и ещё одна "лебедянка" за зданием КбЖД отмечает стадион "Локомотив". У него, между прочим, раньше был конструктивистский фасад, до наших дней не сохранившийся:

-7