Вы заметили, как каждая компания заявляет, что у них есть новая технология ИИ, которая якобы делает их лучше, но этот ИИ оказывается совершенно пустым и разочаровывающим? Я тоже, и это половина причины, почему я так скептически отношусь к этой технологии. Но в последние несколько лет это несоответствие между обещаниями и реальностью не останавливало правительства, бизнес и инвесторов от того, чтобы всецело вкладываться в ИИ. То есть, до недавнего времени, когда новое правительство Великобритании, возглавляемое лейбористами, прекратило финансирование в размере 1,3 миллиарда фунтов стерлингов для британской индустрии ИИ. Хотя это может показаться незначительным событием в мире ИИ, оно может стать первым падающим домино и предвещать надвигающийся крах индустрии ИИ.
Давайте начнем с того, откуда взялись эти средства. В последние месяцы своего руководства премьер-министр Великобритании Риши Сунак объявил о вложении 1,3 миллиарда фунтов стерлингов в британскую индустрию ИИ, из которых 800 миллионов были предназначены для суперкомпьютера в Эдинбургском университете, а 500 миллионов — на исследования ИИ. Это должно было стимулировать экономику Великобритании, которая застопорилась после Брексита и Covid. Идея заключалась в том, что ИИ является перспективной технологией, и если Великобритания сможет стать центром технологии ИИ, это значительно увеличит продуктивность страны, иностранные инвестиции в Великобританию и ВВП страны.
Звучит как отличный план, правда?
Так почему же новое правительство лейбористов отменило это финансирование?
Они заявили, что приняли это решение, потому что они "принимают трудные и необходимые решения о расходах во всех департаментах, столкнувшись с миллиардами фунтов обязательств, которые не были профинансированы", и что "это необходимо для восстановления экономической стабильности и выполнения нашей национальной миссии по обеспечению роста".
Это очень показательно, особенно в контексте правительства Стармера по сравнению с предыдущим консервативным правительством.
Видите ли, Консервативная партия была чрезмерно сосредоточена на контроле над нарративом и угождении СМИ и радикальным заднебенчевым политикам для сохранения контроля. Как следствие, многие их политики были ориентированы на внешний эффект, а не на результаты. Посмотрите на их законопроект по Руанду. В противоположность этому, Стармер выиграл всеобщие выборы, частично позиционируя свою партию как ориентированную на результаты. Они готовы мириться с менее эффектным или даже менее благоприятным внешним видом, чтобы достичь лучших результатов. С учетом этого, причины, указанные для отмены финансирования ИИ, указывают на ужасающую экономическую гниль и пустые обещания в основе технологии.
Что я имею в виду? Развитие ИИ замедляется и становится более дорогим, оно не приносит прибыли, и существует огромный пузырь на рынке акций ИИ.
Начнем с проблемы развития. Нужно предоставлять ИИ все больше данных для обучения, чтобы он становился точнее. Однако по мере того, как ИИ становится более способным, требуется экспоненциально больше данных для достижения того же увеличения производительности. Это означает, что также требуется экспоненциально больше энергии для создания более совершенного ИИ, так как обучение ИИ потребляет все больше энергии с увеличением объема данных. Это создает убывающую отдачу в развитии ИИ и является причиной того, почему такие компании, как OpenAI, недавно замедлили обновления своих продуктов, и такие обновления предлагают гораздо меньшее увеличение производительности, чем раньше. Это также означает, что существует верхний предел того, насколько хорошим может быть ИИ, так как существует лишь ограниченное количество данных и энергии для его обучения. Это также означает, что для того, чтобы ИИ стал даже немного лучше, чем он уже есть, требуется огромные, потенциально нецелесообразные капитальные затраты.
Это приводит меня к вопросу о прибыли, так как ИИ по-прежнему далек от прибыльного продукта. Возьмем OpenAI. Это самая популярная компания по разработке ИИ в мире, и она имеет наибольшие доходы и инвестиции среди всех компаний по разработке ИИ на планете. Однако, несмотря на это, компания потратила более 7 миллиардов долларов на обучение ИИ и 1,5 миллиарда на персонал, а работа основного продукта — ChatGPT — обходится более чем в 700 000 долларов ежедневно! Таким образом, к концу года компания, как ожидается, получит операционный убыток в размере 5 миллиардов фунтов стерлингов и может фактически столкнуться с банкротством. Проще говоря, ИИ — это не прибыльная технология.
Это подводит меня к третьему пункту. Несмотря на то, что ИИ достиг потолка развития и далек от прибыльности, дезинформированные и манипулятивные инвесторы видят в нем революционную технологию и вливают миллиарды в любые акции, связанные с ИИ. Tesla — отличный пример этого. В 2023 году Tesla получила валовую прибыль в размере 13,4 миллиарда долларов, а ее текущая оценка на тот момент составляла 535,98 миллиарда долларов. Но Toyota, у которой есть технологии, способные превзойти Tesla, включая их собственные системы ИИ для самоуправляемых автомобилей (хотя они рекламируются как системы помощи водителю), а также доступные сверхдлинные аккумуляторы на твердом электролите, и валовая прибыль составляет 61,699 миллиарда долларов, оценена всего в 331,30 миллиарда долларов. Эти цифры — свидетельство существования пузыря ИИ. Компании оцениваются значительно выше того, где они должны быть из-за ажиотажа вокруг ИИ, и когда этот ажиотаж утихнет, пузырь лопнет, и будут потеряны миллиарды рыночной стоимости и инвестиций. И это не только мое мнение; недавний опрос, проведенный Bank of America, показал, что 40% управляющих фондами считают, что акции, связанные с ИИ, находятся в пузыре.
Вот почему правительство Стармера прекратило это огромное финансирование ИИ. Они знают, что, хотя это может выглядеть выгодно в нашем текущем климате ИИ, это не принесет обещанного экономического роста. Фактически, сделать такую нестабильную отрасль ключевой частью экономики Великобритании через такое финансирование может быть чрезвычайно опасно, когда пузырь ИИ в конечном итоге лопнет.
Но это на самом деле огромный момент. Прекращение этого финансирования — это первый случай, когда крупная институция (например, инвестиционный банк или правительство) отвернулась от ИИ. Это первый раз, когда такой крупный орган увидел проблему в том, как функционирует индустрия ИИ, и решил уйти, прежде чем все станет плохо. Таким образом, это может быть первым падающим домино, предвещающим крах пузыря ИИ.