Не все клиенты, обращающиеся к психологу, готовы на перемены. Зачастую сложно в одночасье изменить себя и начать вести себя иначе. Сегодня речь зайдет о манипуляциях.
Клиенты иногда пытаются манипулировать психологами на сессиях. Вот несколько способов, которыми они это делают:
- Неконструктивная критика вопросов психолога.
- Пренебрежительное отношение к процессу сессии.
- Продление сессии сверх оговоренного времени.
Чтобы справиться с такими ситуациями, психолог может предпринять следующие шаги:
1. Сохранять спокойствие
Важно оставаться спокойным и собранным. Реакция на манипуляцию должна быть сдержанной, чтобы не усугубить ситуацию.
2. Идентификация манипуляции
Признавание манипулятивного поведения является первым шагом. Это может проявляться в виде вины, жалоб или чрезмерного давления.
3. Установление границ
Четко обозначьте свои профессиональные границы. Объясните, что манипуляции не являются приемлемыми в терапевтическом процессе.
4. Использование активного слушания
Попробуйте понять, что стоит за манипулятивным поведением клиента. Используйте активное слушание, чтобы выявить его истинные чувства и потребности.
5. Обсуждение манипуляции
Если это уместно, вы можете обсудить поведение клиента, обозначив, как оно влияет на терапевтический процесс. Это может помочь клиенту осознать свои действия.
6. Фокус на целях терапии
Направляйте разговор обратно на терапевтические цели. Убедитесь, что сессия движется в соответствии с установленными задачами.
7. Эмпатия и поддержка
Показать поддержку и понимание может снизить уровень манипуляции. Часто клиенты используют манипуляции, когда они чувствуют себя уязвимыми.
8. Обучение навыкам саморегуляции
Помогите клиенту развивать навыки саморегуляции и настойчивости, что может уменьшить их необходимость в манипуляциях.
9. Рефлексия и самоконтроль
Важно периодически рефлексировать над собственными реакциями и чувствами относительно манипуляций клиента, чтобы не вовлекаться в эмоциональную борьбу.
10. Супервизия
Регулярная супервизия с коллегами может помочь вам обсуждать сложные случаи и находить поддерживающие решения.
Работа с манипулятивными поведениями клиентов — это неотъемлемая часть практики психолога. Ключевым является поддержание профессионализма и стремление к пониманию истинных потребностей клиента.