Найти тему
ЕвроАвто | Запчасти и сервис

Замена масла в автоматических трансмиссиях

Оглавление

В предыдущей статье Павел Долгий, технический эксперт по автомобильным смазочно-эксплуатационным материалам, уже рассмотрел тему трансмиссионных масел и жидкостей для автоматических коробок передач. Теперь он расскажет о периодичности и способах замены трансмиссионной жидкости, так как практика показывает, что в данном вопросе существует множество заблуждений и мифов.

Трансмиссионные жидкости — Automatic Transmission Fluid (ATF)

В автоматической трансмиссии масло выполняет одновременно и роль смазочного материала, и роль гидравлической жидкости. Неспроста в профессиональной среде автомат-коробки называют гидромеханическими передачами или ГМП. Кстати, выражение «автоматическая коробка» — это скорее маркетинговое название, нежели техническое.

Соответственно, трансмиссионная жидкость должна обладать:

1. Противоизносными свойствами
2. Противозадирными свойствами
3. Противопенными свойствами
4. Моющими свойствами
5. Антикоррозионными свойствами
6. Специальными фрикционными свойствами, обеспечивающими правильную работу фрикционов АКПП и клиноременных передач вариаторов CVT
7. Повышенной плотностью и улучшенной несжимаемостью, свойственными для гидравлических масел.

На рынке современных автоматических трансмиссий исторически сложилось так, что лидерами стали американские компании General Motors, Ford, Allison и Borg Warner. Немецкая компания ZF и японские фирмы Aisin и Jatco вышли на мировой автомобильный рынок гораздо позднее — в 1970 годы. Так, компания ZF выпустила свою первую автомат-коробку в 1975 году, а японская Aisin совместными усилиями с американской Borg Warner выпустила первую свою АКПП в 1969 году. Ну, а лидер в производстве бесступенчатых трансмиссий — компания Jatco — и вовсе вышла на рынок вариаторов в 1992 году.

По настоящее время не существует единой международной классификации трансмиссионных жидкостей для АКПП. Поэтому производители автоматических трансмиссий долгое время использовали классификацию General Motors — DEXRON, которая была зарегистрирована как торговая марка, и все производители смазочных материалов были обязаны лицензировать свои трансмиссионные жидкости ATF у GM.

DEXRON — это торговая марка группы технических спецификаций жидкостей для автоматических трансмиссий (ATF).

Спецификацию Dexron длительное время использовали также Chrysler и Ford. Лишь в 1959 году Ford выпустил собственную спецификацию М2С33-А, однако сотрудничество в разработке автоматических трансмиссий и рабочих жидкостей к ним между GM и Ford продолжилось. И даже в 1987 году, когда Ford создал собственный бренд трансмиссионных жидкостей MERCON, все жидкости ATF были специфицированы и по DEXRON, и по MERCON. Так продолжается до сих пор. Например, новейшие американские жидкости ATF имеют двойное соответствие спецификациям: Dexron ULV и Mercon ULV.

MERCON — это торговая марка группы технических спецификаций жидкостей для автоматических трансмиссий, разработанных компанией Ford.

В Европе лидерами в производстве автоматических трансмиссий выступают компании Daimler и ZF. И если Daimler делает автомат-коробки в основном для автомобилей собственного производства марки Mercedes Benz, то ZF производит и поставляет свои АКПП для самых различных производителей как легковых автомобилей, так и грузовых и автобусов. До недавнего времени АКПП производства ZF весьма успешно применялись при постройке российских городских автобусов.

В Азии безусловными лидерами в производстве автоматических трансмиссий считаются компания Aisin и производитель бесступенчатых трансмиссий (вариаторов) — компания Jatco. Исторически Aisin происходит из компании Toyota, а Jatco — из Nissan. В настоящее время эти производители являются самостоятельными компаниями и поставляют свои АКПП практически всем автопроизводителям Азии и Европы и Америки.

Общее устройство гидромеханической передачи (АКПП)

Рис. 1 Компонентная схема АКПП заднеприводного автомобиля
Рис. 1 Компонентная схема АКПП заднеприводного автомобиля

В настоящей статье мы не будем рассматривать подробное устройство и принцип действия АКПП, т.к. наша цель — определить периодичность замены трансмиссионных жидкостей в практическом аспекте с учетом реальных условий эксплуатации автомобиля.

Отметим лишь, что:

1. Изменение передаточного отношения в АКПП осуществляется узлами, сочетающими фрикцион и планетарный механизм
2. Смазываются в АКПП планетарные механизмы и подшипники
3. Специальные фрикционные свойства жидкости ATF необходимы для правильной работы фрикционов
4. Гидравлические свойства трансмиссионной жидкости требуются для обеспечения работы гидравлики АКПП — гидротрансформатора, электрогидравлического блока переключения передач и рабочих гидроцилиндров замыкания фрикционов

Общее устройство бесступенчатой трансмиссии (вариатора)

Рис. 2 Компонентная схема вариаторной бесступенчатой трансмиссии (CVT)
Рис. 2 Компонентная схема вариаторной бесступенчатой трансмиссии (CVT)

Отметим также:

1. Главным узлом, обеспечивающим изменение передаточного отношения в бесступенчатой трансмиссии, является клиноременной вариатор
2. В вариаторе смазываются подшипники и планетарный механизм переднего и заднего хода
3. Гидравлические свойства трансмиссионной жидкости необходимы для работы гидроцилиндров включения фрикционов переднего и заднего хода, а также электрогидравлического блока, управляющего работой вариатора в целом
4. Специальные фрикционные свойства необходимы для обеспечения правильной работы ременной передачи вариатора

Факторы, влияющие на «износ» трансмиссионной жидкости

Рассмотрим, почему все-таки замена трансмиссионной жидкости необходима, вопреки рекомендациям «добрых маркетологов»?

Процессы, происходящие в трансмиссионной жидкости:

1. Окисление масла в контакте с кислородом при высокой температуре (до 100ºС и более)
2. Насыщение масла атмосферной влагой во время «дыхания» картера при нагреве/охлаждении масла (герметичность картера АКПП лишь частичная)
3. Загрязнение масла продуктами износа подшипников и механизмов, которое может нарушать работу гидравлики и оказывает каталитическое окислительное воздействие металлов на масло
4. Загрязнение масла продуктами износа целлюлозных покрытий фрикционных дисков, которое может нарушать работу гидравлики
5. Все вышеперечисленные факторы приводят к нарушениям в работе электрогидравлического блока и автоматической трансмиссии в целом

Внимание!

1. В случаях, когда нарушены моменты переключения передач или АКПП «пинается», замена трансмиссионной жидкости к решению проблемы не приведет. В данном случае требуется ремонт гидроблока АКПП и фрикционов.
2. При изменении цвета трансмиссионной жидкости с характерного малинового на «чайный» цвет, ее замена не решает проблему, т.к. изменившийся цвет говорит о подгорании целлюлозного покрытия фрикционных дисков. В этом случае требуется замена фрикционных дисков.
3. «Серебристый» цвет трансмиссионной жидкости вариатора (CVTF) свидетельствует о пробуксовке стального ремня и предельном его износе. В данном случае требуется замена ремня и конических шкивов вариаторной передачи, а также промывка/замена электрогидравлического блока. Замена трансмиссионной жидкости проблему не решает.

Периодичность замены трансмиссионной жидкости

-4

Внимание!

1.  Вице-президент компании Aisin Europe Ката Сан на одном из семинаров в Санкт-Петербурге заявил, что для того, чтобы современные высоконагруженные АКПП ходили без проблем 300 тыс. км и более, замена трансмиссионной жидкости необходима каждые 20 тыс. км!

2. Рекомендации официальных дилеров о том, что автоматические коробки передач являются необслуживаемыми, а трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля — это маркетинговый миф!

3. Трансмиссионную жидкость по спецификации автопроизводителя имеет смысл использовать только в гарантийный период. В постгарантийное время следует применять трансмиссионные жидкости по спецификации непосредственного производителя АКПП.

4. АКПП на конвейере непосредственного производителя заправляются одной и той же трансмиссионной жидкостью, независимо от того на какой автомобиль АКПП будет установлена: Volkswagen, Citroen или Toyota и т.п.!

Способы замены трансмиссионной жидкости

-5

Рис. 3 Установка для замены трансмиссионной жидкости и промывки гидросистемы АКПП

1. Ручная частичная замена трансмиссионной жидкости. Обычно рекомендуется автопроизводителями. Представляет собой «освежение» масла и не обеспечивает полноценное удаление отработанной жидкости, продуктов износа АКПП.

2. Аппаратная замена трансмиссионной жидкости. Представляет собой полную ее замену с одновременной заменой фильтров грубой и тонкой очистки масла. Обеспечивает удаление продуктов старения масла и продуктов износа механизмов и фрикционных дисков. Производится с использованием специальной установки замены и промывки гидросистемы АКПП.

3. Аппаратная замена с промывкой гидросистемы АКПП и заменой фильтров грубой и тонкой очистки масла. Аналогична вышеописанному способу замены масла, но включает дополнительный объем жидкости с учетом промывки. Обеспечивает наиболее полное удаление продуктов старения масла и продуктов износа. Также производится с применением специальной установки для замены трансмиссионной жидкости.

Внимание!

1. Полная замена трансмиссионной жидкости с промывкой гидросистемы производится путем подключения установки замены к контуру охлаждения АКПП. Должна выполняться в условиях специализированного сервиса!

2. Существует заблуждение в том, что при каждой замене трансмиссионной жидкости необходимо производить «сброс» адаптаций. Ни в коем случае! Адаптация призвана компенсировать износ фрикционных дисков и с изменениями в трансмиссионной жидкости не связана!

Мифы и маркетинговые приемы

1. Трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля. Цель распространения этого маркетингового мифа — представить автомобиль при покупке как совершенно незатратный и неприхотливый. Автодилер вынужден ориентироваться на конкурентов и не заинтересован на стадии продажи автомобиля сообщить покупателю всю правду о реальных требованиях к ТО,

2. Аппаратная замена способна повредить электромагнитные клапаны гидроблока. Практика это не подтверждает! Аппаратная замена широко и успешно применяется на специализированных станциях сервиса и ремонта АКПП,

3. Трансмиссионная жидкость должна строго соответствовать спецификации автопроизводителя. Это имеет практический смысл только в гарантийный период. В постгарантийный период наиболее рационально использовать трансмиссионные жидкости от признанных производителей смазочных материалов, одобренные или лицензированные непосредственными изготовителями АКПП,

4. Промывка гидросистемы АКПП способна нарушить работу гидравлики из-за растворения отложений оксидных соединений и продуктов износа. Это миф, т.к. благодаря моющим свойствам трансмиссионной жидкости загрязнения поддерживаются во взвешенном и растворенном состоянии и отложений не образуют. Промывка позволяет их полностью удалить из системы.

Выводы

Таким образом:

1. Производители АКПП непосредственно определяют типы и эксплуатационные свойства жидкостей для автоматических трансмиссий.

2. Производители смазочных материалов для АКПП обязаны согласовывать и лицензировать трансмиссионные жидкости ATF совместно с непосредственными разработчиками и производителями АКПП.

3. Производители автомобилей собственные спецификации жидкостей FNF основываются на требованиях непосредственных разработчиков и производителей АКПП. Спецификации автопроизводителей актуальны только в гарантийный период эксплуатации автомобиля.

4. Производители автомобилей в своих сервисных рекомендациях устанавливают «маркетинговые» интервалы замены трансмиссионных жидкостей.

5. Замену трансмиссионных жидкостей необходимо производить в соответствии с рекомендациями разработчика-производителя АКПП, но не «маркетинговых» рекомендаций автопроизводителя.

На этом, коллеги, все. Завершаю статью и предлагаю встретиться на страницах нашего сайта в следующих статьях.