Первые лучи солнца робко заглядывали в окно спальни. Тося открыла глаза и сразу вспомнила, какой сегодня день. А вспомнив не стала соскакивать с кровати и лихорадочно метаться по квартире. Вовсе нет – она сладко потянулась и упала обратно. Улыбнулась солнечному утру и взглянула на телефон. Ожидаемо, увидела поздравление от мужа: с днем рождения, любимая! Гриша был далеко, командировки – дело такое, часто от человека не зависит, хочет он поехать или нет. Вот и любовался Григорий северными оленями, налаживая очередную буровую установку. Присылал забавные фотографии. Делился впечатлениями и очень скучал. А Тося не хотела праздновать без мужа. Какой праздник без любимого. Вот приедет – и они вместе отметят и возвращение и Тосино 30-летие. Но сегодняшний день она проведет так, как захочет. Она заранее взяла отгул, позвонила маме и свекрови, и договорилась с подружкой Галкой. Та жила одна и была рада общению. И сегодня они пойдут в парк – просто погулять, потом кафе-мороженое, а после покатаются на речном трамвайчике. Нехитрые развлечения, но после рабочей суеты и такого дня отдыха достаточно.
Заварив чай с барбарисом и можжевельником, Тося с удовольствием позавтракала. Потом выбрала платье – легкое, голубое. А к нему невесомые босоножки. Сумочка была собрана еще вчера. Звонок в дверь. Улыбаясь, с букетом огромных ромашек в руках, на площадке стояла Галка. Она была удивительно хороша. Тоненькая, смуглая. Темные кудряшки рассыпаны по плечам. В сочетании с голубыми глазами выглядело это удивительно. Светленькой Тосе Галка казалась необыкновенной красавицей. Когда они шли вдвоем по улице, многие парни оборачивались вслед. Но у Галки был любимый, а Тосе кроме Гриши никого не нужно.
-Привет, именинница! – Галка протянула букет. Собралась?
- Спасибо! Тося приняла ромашки и оглянулась, куда бы их пристроить. Нашла запылившуюся вазу, налила воды и сунула туда цветы. Вазу пристроила на кухонный стол. Полюбовалась.
-Сейчас, выходим. Только обуюсь.
Натягивая босоножки, Тося невольно вспомнила историю их покупки. Гришина премия. Можно было много чего купить, а он вот -босоножки любимой жене. Она заулыбалась, застегивая ремешки.
- Ну что, собралась? Галка нетерпеливо притопывала. За окном светило солнце, пели птицы, в парке играла музыка и хотелось туда- на природу, к ласковой реке, к песчаным дорожкам и прохладному мороженому.
Но только Тося притронулась к дверной ручке, как вновь раздался звонок. Девушки переглянулись. Галка вопросительно глянула на подругу, та в ответ неопределенно пожала плечами. Вроде бы все предупреждены. Может быть, кто-то ошибся? Рывком открыв дверь, Тося немного опешила: на пороге стояла свекровь. Массивная фигура загораживала дверной проем. В руках Зоя Михайловна держала коробку с огромным тортом. Коробка была прозрачной, поэтому изумленная Тося прекрасно могла разглядеть и горы крема, и жуткие розочки в сахарных жемчужинах. Из-за плеча «любимой» свекрови выглядывала еще какая-то дама столь же невероятных габаритов. Раскинув руки, «любимая» родственница двинулась на Тосю.
- Здравствуй, красавица! От свекрови ожидаемо пахло тяжелыми удушливыми духами, всегда напоминавшими Тосе запах подгнившего лука. Горячие объятия ожидаемо испортили и макияж, и настроение. Алая помада, которую обожала Зоя Михайловна намертво приклеилась к щеке, а запах духов остался на коже. Девушка закашлялась.
-На, поставь на стол. В руки Тоси выла втиснута коробка с тортом. Вторая дама вплыла в крошечную прихожую и бросилась с горячими объятьями к безмолвной имениннице.
- Антонина! Ты меня помнишь?
Внимательно приглядевшись, Тося узнала двоюродную сестру Зои Михайловны, которую видела один раз, на собственной свадьбе. Жила та в небольшом поселке, в город выбиралась не часто. Но выезды эти родня помнила долго. Особенно те, кого она успела «осчастливить» своим посещением.
Задвинув Галку в угол маленькой прихожей, и как будто не замечая ее, незваная гостья прошла в комнату. Причем прямо в обуви. Оставляя пыльные следы на чистом полу. Обошла небольшую уютную гостиную, выглянула в окно, направилась в спальню. Бухнулась на кровать, прямо на новое покрывало, попрыгала, проверяя жесткость матраса. Легкая кровать жалобно пискнула. Поднявшись, гостья протопала на небольшую кухню, где уже командовала свекровь. Открыв шкаф, она доставала чашки и блюдца, на столе уже стоял открытый торт – кошмар кулинарного искусства. На плите свистел чайник.
- А чем это у тебя тут пахнет? Свекровь сунула нос в заварочный чайник. Тоня принюхалась. Сквозь отвратительные духи, заполонившие квартиру, пробивалась нотка свежезаваренного чая, сладкий запах барбариса и хвойная нотка можжевельника.
-Фу, какая гадость! Травками балуешься? – свекровь схватила чайник и вывернула содержимое в мусорное ведро. Заварка потекла по стенке, шлепнулась на чисто отмытый пол. Вторая гостья резала торт огромными ломтями, облизывая нож. Галка потерянно зашла на кухню, оглядела открывшуюся картину и невольно вздохнула. Подругу нужно было спасать.
- Ну чо, девки, садитесь за стол! – Шумные гостьи втиснулись на диванчик кухонного гарнитура. На столе стояли любимые Тосины чашки, подаренные мамой. На блюдцах криво высились ошметки масляного торта, при взгляде на который девушкам стало плохо. Чайные пакетики тянули ручейки от чашек до мусорного ведра. Гостьи столовыми ложками ели торт.
-Вспрыснуть -то ничего нет? – тетя липкой рукой схватив тонкую фарфоровую чашку с шумом втянула чай. Или жадничаешь для тети?
- Мы не держим дома спиртного – Тося не собиралась поить незваную гостью. Она прекрасно помнила единственную неприятную ситуацию, связанную именно с ней. Употребив горячительного на свадьбе племянника, дама возжелала горячей и светлой любви и стала «ненавязчиво» клеиться …к жениху. Еле угомонили. Сидя напротив массивных родственниц делая вид, что прихлебывают отвратительный чай, когда-то подаренный свекровью, Тося думала, как бы выкрутиться из этой неприятной ситуации. То, что день испорчен, было понятно без слов. Ей было до слез жалко летнего дня, собственного отдыха, неудобно перед Галкой и немного мерзко. Казалась, как будто по ее чистенькой квартире пробежала грязная крыса с липкими лапами. Неожиданно Тося успокоилась. В конце-то концов, кто здесь хозяйка? Квартиру они купили сами, материально от свекрови не зависят. У мужа с мамой отношения…вежливые. Не хочется ругаться, но сколько можно терпеть бытовое хамство навязчивых родственниц?
А гостьи веселились вовсю. Они уже забыли про день рождения, про сидящих рядом девушек. Доедая «кулинарный шедевр», они от души перемывали кости близкой и далекой родне, не забывая и присутствующих. Тося глянула на Галку, кивнула на дверь. Она прекрасно понимала, что подруга тут ни при чем, зачем ей чужие неприятности. Но Галка отважно покачала головой, отказываясь бросать подругу. Чаепитие подходило к концу. Облизав ложки, гостьи выжидательно уставились на хозяйку дома. Тося подняла глаза, не понимая, что от нее нужно.
Первой заговорила свекровь.
-Тосенька – начала она. Зинаида тут приехала на две недели, по делам. А у меня квартирка маленькая… Тося усмехнулась, вспомнив трехкомнатные хоромы свекрови.
- Пока Гришенька в отъезде, что ты будешь одна… А Зинаида тебе компанию составит.
- Да мы поместимся! Кровать у тебя хлипкая, но пока сойдет. А ты маленькая, на диване поспишь – это уже вмешалась вторая незваная гостья.
Так вот они зачем появились! У тихой и скромной Тони заклокотало где-то внутри. Это мало, что они испортили мой день, изгадили квартиру, уляпали пол и посуду… Это мало того, что она в своем доме почувствовала себя бедной родственницей… Так она еще и жить здесь собралась! У Тоси потемнело в глазах от сдерживаемой ярости. Она выдохнула и, взяв себя в руки, вежливо заговорила.
-Зоя Михайловна, а что же вы к себе сестру не пригласите? – задала она первый вопрос.
- Так ремонт у меня…- заюлила свекровь.
- Насколько я помню, ваш ремонт закончился месяц назад – отчеканила Тося.
Двоюродная сестрица посмотрела на родственницу. Ничего хорошего в ее взгляде не было.
- Так ты мне уже полгода про ремонт твердишь… начала она угрожающе.
-Тихо! – прервала их Тося. Чай вы попили, торт съели, пришли без приглашения, а у меня свои планы на день … были. И вы, Зоя Михайловна об этом знали. А теперь я не могу вас больше задерживать. У меня уборка по плану. И тут из коридора появилась верная Галка. Она несла ведро и швабру.
- Если вы хотите помочь – милости просим – она поставила ведро на пол.
Когда гостьи ушли, девушки вымыли посуду, кухню, протерли пол в квартире, не забыв проветрить. Квартирка снова засияла чистотой. Переглянувшись, девушки сняли передники и дружно посмотрели в окно.
- Тося, пошли гулять! Еще успеем на трамвайчике покататься!