Найти в Дзене

Что такое дискурс простыми словами

Дискурс — что это простыми словами, какие есть типы и жанры дискурса, зачем прокачивать дискурсивное мышление. Читайте статью и блистайте новыми терминами. Скажу по секрету: даже ученые-лингвисты точно не знают, что такое дискурс — сколько ученых, столько мнений. Не определились даже с тем, как ставить ударение: на первый или последний слог. Мы не будем углубляться в определения и подходы. Поговорим о том, что означает дискурс в современном мире и зачем вообще об этом знать. Если коротко: чтобы продуктивно общаться, вести бизнес и давать адекватную рекламу. Если бы я писала этот текст для научного журнала, начала бы с того, что понятие дискурса подсвечивает контекстуальные противоречия, возникающие в процессе коммуникации. В популярной статье выражусь проще: говорить нужно так, чтобы вас поняли. Этот навык пригодится везде: в повседневных беседах, деловых переговорах, образовании, рекламе. Простыми словами дискурсы — это разные языки общения. Это понятие связано с контекстом, менталите
Оглавление

Дискурс — что это простыми словами, какие есть типы и жанры дискурса, зачем прокачивать дискурсивное мышление. Читайте статью и блистайте новыми терминами.

Скажу по секрету: даже ученые-лингвисты точно не знают, что такое дискурс — сколько ученых, столько мнений. Не определились даже с тем, как ставить ударение: на первый или последний слог.

Мы не будем углубляться в определения и подходы. Поговорим о том, что означает дискурс в современном мире и зачем вообще об этом знать. Если коротко: чтобы продуктивно общаться, вести бизнес и давать адекватную рекламу.

В этой статье:

  1. Что такое дискурс
  2. Что такое дискурсивное мышление и зачем нужно
  3. Типы и жанры
Искусство говорить с людьми на одном языке — основа успеха в бизнесе. Источник: Shutterstock📷
Искусство говорить с людьми на одном языке — основа успеха в бизнесе. Источник: Shutterstock📷

Что такое дискурс

Если бы я писала этот текст для научного журнала, начала бы с того, что понятие дискурса подсвечивает контекстуальные противоречия, возникающие в процессе коммуникации.

В популярной статье выражусь проще: говорить нужно так, чтобы вас поняли. Этот навык пригодится везде: в повседневных беседах, деловых переговорах, образовании, рекламе.

Простыми словами дискурсы — это разные языки общения. Это понятие связано с контекстом, менталитетом, нормами, но касается именно речи — устной или письменной.

Три уровня дискурса:

  • язык — лексика, синтаксис и все, что нужно, чтобы высказать мысль;
  • логика — шаблоны и стереотипы, свойственные социальной группе;
  • невербальный уровень — контекст, ассоциации и другие нерациональные факторы, влияющие на понимание.

В отличие от нарратива, дискурс — не столько высказывание, сколько то, что нужно, чтобы это высказывание понять. Талант Владимира Маяковского трудно оценить, не зная исторического контекста, когда на смену многословной лирике пришли хлесткие меткие лозунги. Гениальность Пушкина — в создании собственного дискурса, нового поэтического языка и набора смыслов, которые отличались от высокого стиля литературы XVIII века и очаровали аудиторию простотой и внятностью.

Еще один яркий пример — песни Владимира Высоцкого, который с равной убедительностью вживался в образы шоферов, альпинистов, заключенных. Вот у кого в каждой песне свой дискурс!

Изменения дискурса хорошо видны на примере рекламных слоганов. До Второй мировой популярность Кока-коле приносили простые заявления «Утоляет жажду», «Передышка освежает», «Лучший друг вашей жажды». Они идеально вписывались в контекст простых людей, рабочих, спортсменов.

Со временем социальные приоритеты изменились. Напиток стали рекламировать через ценности удовольствия, новизны, причастности: «Наслаждайся», «Вливайся!», «Попробуй. Почувствуй».

Умение погрузиться в чужой контекст, найти уместный язык, лексику, смыслы — ключ к эффективной коммуникации и успешному бизнесу.

Что такое дискурсивное мышление и зачем нужно

В классической психологии дискурсивным называют логическое мышление — в отличие от интуитивного. У него есть два вида — индукция и дедукция.

Как часто бывает с гуманитарными терминами, он быстро вышел за пределы психологии. В лингвистике его рассматривают как умение использовать язык, чтобы выражать свои мысли ясно и четко.

Развитое дискурсивное мышление помогает понять чужой контекст и говорить с собеседником на одном языке. В маркетинге его можно сравнить с работой с целевой аудиторией: помогает учитывать ассоциации, трактовки, делать общение и рекламу понятными и уместными.

Писатели и художники с дискурсивным мышлением создают ярких и достоверных персонажей. Блогеры и специалисты по рекламе — вызывают отклик у целевой аудитории. Начальники — находят общий язык с партнерами и подчиненными.

Врач объяснил результаты осмотра, а вы ничего не поняли? Значит, он находится в пространстве медицинского профессионального дискурса, а вы нет. Источник: Shutterstock📷
Врач объяснил результаты осмотра, а вы ничего не поняли? Значит, он находится в пространстве медицинского профессионального дискурса, а вы нет. Источник: Shutterstock📷

Три важных мысли, которые помогут развить дискурсивное мышление:

  1. Высказывание не равно самому себе. Когда мы что-то говорим, слушатели понимают это, исходя из своего жизненного опыта и контекста, дополняют ассоциациями, интерпретациями.
  2. В ходе общения текст (речь) обрастает интерпретациями с обеих сторон и иногда понимается не так, как планировал говорящий.
  3. В высказывании есть компоненты, которыми легко управлять (словарный запас, стилистика, ценности, приоритеты), и нерациональная, неосознанная часть (контекст, ассоциации, домыслы). Работать с последней — значит понять аудиторию.

Разность дискурсов ярче всего видна при работе с иностранной аудиторией. Там часто действует своя этика, культурные коды, запретные темы.

Заметна она и при работе с разными социальными группами. Язык молодежи отличается от бумерского, язык творческих людей — от языка технарей, военных, юристов.

Погрузить в определенный дискурс — одна из задач образования. Лучшие школы и вузы отличаются от других тем, что погружают в интеллектуальную среду — и задают высокую планку общения, эрудиции, манер.

Необязательно годами копить деньги, чтобы получить хорошее образование. Недостающие компетенции можно освоить дистанционно. Инвестируйте в себя с картой «Халва»: учитесь в рассрочку, покупайте книги и курсы с кешбэком.

Типы и жанры

Сейчас мы пройдем по тонкому льду: поскольку ученые-лингвисты не договорились об определении дискурса, классифицируют его тоже по-разному.

Большинство выделяют два основных типа дискурса — персональный и статусный (социальный). В первом случае между собой общаются личности, во втором — представители социальных групп.

Персональный дискурс лежит в поле семейно-бытового общения. Так взаимодействуют друзья, родственники, хорошо знакомые коллеги.

Среди статусных (социальных) выделяют, например, политический, юридический, военный, педагогический, научный, литературный, этнический, религиозный дискурсы. В это дискурсивное поле попадают любые взаимодействия с социальными институтами — от устройства на работу до социальной рекламы.

Жанры дискурса — это форматы общения, виды коммуникации. Например, в деловом дискурсе есть: переговоры, совещания, телефонные разговоры, переписка. К жанрам дискурса относят диалог, рассказ, инструкцию по использованию прибора, интервью, репортаж, доклад, проповедь и многое другое.

Здесь вам может показаться, что дискурс — очень размытое понятие. Так и есть: это синоним контекста, формата и других понятий, связанных с общением. В этом есть свои плюсы: введя его в разговорную речь вы, скорее всего, не ошибетесь с употреблением.

Примеры употребления:

  • Он ввел в научный дискурс новое понятие.
  • Он всю жизнь боролся против формализма, но в своих работах невольно воспроизводил ненавистный дискурс классической философии.
  • Этот слоган по-разному сработает в религиозном и светском дискурсах.
  • Мем как явление принадлежит интернет-дискурсу, его невозможно пересказать словами.

В повседневной речи можно обойтись более простыми словами. Но когда нужно произвести впечатление, подчеркнуть свои компетенции, уместно включить в речь научные термины. Главное — употреблять их правильно и уместно.

Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.Действующие магазины-партнеры Халвы