Найти тему

Как правильно хвалить и за что?

Оглавление

Помните, советский мультик про мышонка? Который пел песенку: "Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный Я и песенка моя". И результат? Прохожие рабочие осудили его за хвастовство и самохвальство.

Так уж вышло, что в нашей культуре хвалить вообще не очень-то принято.

Следующий пример из учебника чтения второго класса. Там история о том, как мальчик отдал бабушке потерянный ею и найденный им кошелёк. Как по мне, логично, что за хороший поступок он ждал похвалы. Но мальчика не похвалили, а сестрёнка даже осудила. Мол, "за что тебя тут хвалить. Ты просто поступил так, как должен был".

Так за что же всё-таки нужно хвалить?

Очень давно мы ездили с трёхлетним Димой в Абхазию. Там меня поразило отношение местных к детям. Казалось, что абхазы хвалят их за каждый шаг, причём, не только своих. Димке тогда тоже похвалы немало перепало. Это было так необычно, у нас тут в то время только одёргивали и критиковали.

Истина же где-то посередине. Психологи говорят, что хвалить нужно за выполненное дело, не оценивая при этом личность ребёнка.

Двек и Клаудия Мюллер изучали результаты обучения пятиклассников. В итоге, тех, кого хвалили за ум, интеллект, а не за приложенные усилия и результат, со временем начинали считать, что их успешность - это данное при рождении качество. Выказывали меньше усердия и, как следствие, их успеваемость падала. При этом, им было сложнее попросить помощи. Те же, кого хвалили за действия, наоборот, воспринимали успех, как результат своих стараний, а не заложенное на генетическом уровне качество. Им было проще учиться и работать в будущем.

Более того, при похвале личных качеств ребёнка ("ты такой умный, сильный и т.п.") в случае неудачи ребёнок считает виноватым себя, никак не соотнося неудачу с количеством приложенных усилий, и его самооценка снижается.

Возвращаясь к нашему раскритикованному и осмеянному мышонку. Выходит, правильно его одёргивали, когда тот утверждал "какой чудесный Я"? Как, по-вашему, почему этот мышонок решился петь в конце мультика?

Напомню, после всех злоключений, он спел: "Какой чудесный день, учиться мне не лень".

У мышонка изначально была довольно высокая самооценка. И как мы помним из мультика, зайчики и белочка слушали его песенку с открытыми ртами. Думаю, Эдди Бруммелман с коллегами в своём исследовании назвали бы такое поведение - излишняя похвала. Это когда вместо, "ты хорошо решил пример", мы бы сказали, "ты великолепно справился".

Как излишняя похвала влияет на мотивацию детей.

Итак, детям дали задание решать задачи, а родителям проверять и хвалить так, как они считают нужным. Ученые заметили, что родители, которым казалось, что у ребёнка низкая самооценка и его нужно подбадривать, хвалили детей излишне щедро. Как ни странно, детям с низкой самооценкой преувеличенная похвала мешала двигаться дальше. После "ослепительного успеха" они не хотели браться за новую задачу, боясь провала.

Другими словами, скромному ребенку полезна скромная похвала.

Так, в тесте с рисунками дети, оценка которых была превосходной, для последующей срисовки выбрали простые картинки. Те же, кого оценили просто хорошо, стали срисовывать более сложные работы, потому что на них можно большему научиться.

Изначально дети срисовывали картину Ван Гога "Белые розы". Картинка из сети.
Изначально дети срисовывали картину Ван Гога "Белые розы". Картинка из сети.

Но наш мышонок-то не из скромных, как мы видим в мультике. Он - ребёнок с высокой самооценкой, поэтому даже после успеха с последующей неудачей не побоялся взяться за новое дело - научился строить дом. Правда песенку в конце немного подкорректировал, а всё же спел. Но это уже другие мотивы поступков и исследования.

А вот с мальчиком из школьного учебника, мне кажется, история немного другая. Хоть он там тоже скромностью не отличался... А вы как думаете, стоит хвалить за честность? Это же не совсем врождённая черта.