Найти в Дзене

Понятие и проблемы отчуждения человека

В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия. Необходимо отметить, что сегодня философская категория - отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право. Введение В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия. Необходимо отметить, что сегодня философская категория - отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таки

В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия.

Необходимо отметить, что сегодня философская категория - отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право.

Введение

В истории философии проблема отчуждения относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия.

Необходимо отметить, что сегодня философская категория - отчуждение, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право.

Проблема отчуждения человека освещена была многими философами различных стран и эпох.

1. Понятие отчуждения человека

Понятие отчуждения человека уходит своими корнями в глубь веков. Как самостоятельной категории в природе отчуждение человека не существует, оно связано лишь с появлением человечества. Все, что окружает человека стремительно развивается, взяв за основу принцип естественно-исторической гносеологии или просто по принцип естественного развития. Природа естественна и в ней нет ничего лишнего, в том числе и отчуждения. Если быть точнее, то отчуждение наблюдается в природе, но лишь при переходе из одного состояния в другие, так скажем, на стадии гипотез. Развитие природы не стоит на месте, продолжается во времени и не зависит от отмирания лишнего, ненужного. Из этого следует, что отчуждение не существует в природе, так как оно ей чуждо. Это временное явление, но необходимое и преодолеваемое.

С момента появления человека природа стала претерпевать значительные изменения. Произошло нарушение принципов и основ естественно-исторической гносеологии. Своим развитием человечество изменило категорию отчуждения, теперь оно не выступает временным явлением, оно стало частью его жизни, оно проникло во все, что связано с ним, а по утверждению многих философов, и вовсе поработило человека, например Марксистская философия [3, c.114].

Еще раз стоит отметить, что над проблемой отчуждения человека философы задумывались всегда. Однако как философская категория отчуждение стало рассматриваться лишь в эпоху Немецкой классической философии. Философское осмысление данной категории стало возможным лишь в тот момент, когда люди стали выделять себя из окружающей действительности, человек был наделен ролью творца, то есть стал человеком производящим и так далее. А самым главным и определяющим стало разделение сферы жизнедеятельности человека на свое и чужое. В источниках, посвященных изучению проблемы отчуждения человека, утверждается, что автором данного термина в философской интерпретации является И. Фихте. Конечно, об отчуждении размышляли и раньше, однако окончательное оформление понимания было достигнуто лишь в эпоху Немецкой классической философии, когда немецкие классики окончательно разделили мир человека на свой и чужой.

В этот период времени философы не только разделили мир на свой и чужой, они стали пристально изучать чужой мир, усматривая в нем определенные закономерности существования, а часто и отводя этому миру определяющую роль в жизни человека.

Сегодня в изучении проблемы отчуждения, наметился переход от классического к неклассическому его пониманию. Изучая философию процесса, понимается, что отчуждение, как и другие процессы и явления, целесообразно рассматривать с точки зрения идей, предлагаемых Фроммом, Мамардашвилли и Батищевым. Данные философы трактуют, что любовь (Фромм), познание (Мамардашвилли), творчество (Батищев) – это явления, в которых происходит процесс постоянного сотворения и этот процесс бесконечен. Так, неоклассики прошлых лет предполагали, что где-то существует предел развития того или иного процесса. Вышеперечисленные философы считают, что любой процесс бесконечен и никаких границ и ограничений нет и быть не может. А также при соблюдении хода естественно-исторической гносеологии отчуждение не возникает. Предполагается, что данное направление является перспективным и в будущем поможет продвинуться по пути решения проблемы отчуждения.

Как уже утверждалось выше, история отчуждения насчитывает многие века. И однажды появившись, оно проникло во все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную и так далее. Так, изучая данную проблему было выявлено, что ни одна сфера жизнедеятельности человека не осталась не затронутой отчуждением. Мало того вся внутренняя человеческая сущность целиком и полностью пронизана отчуждением. Но самое главное открытие, которое было совершено заключается в том, что существует огромное количество определений, мыслей и взглядов, касающихся проблемы отчуждения, а что это – в конечном итоге так и не понятно. Любой философ уделяет внимание данной проблеме, каждый знает или слышал, что это такое, но в результате изучения взглядов по данной проблематике становится очевидным то, что целостной, законченной философии отчуждения нет. И это является огромной проблемой, так как виды и формы отчуждения множатся, причем с ускорением научно-технического прогресса, скорости жизни личности и общества, уже не в арифметической, как во времена Гегеля, Канта и Маркса, Энгельса, а сегодня уже в геометрической прогрессии

Для того чтобы продвинуться по пути решения проблемы отчуждения, нужно для начала провести комплексный всесторонний анализ имеющихся взглядов отчуждения. Изучая различные типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения, прослеживается, что все эти типы, формы, виды, классификации, определения отчуждения систематизируются по этому простому принципу: «либо–либо».

Так, если взять сферу политики, то взгляды на отчуждение будут разниться от того, что человеку необходима полная свобода личности или он социальное существо и целиком является продуктом социума, что человек – это индивидуалист или стадное животное и так далее. А отчуждение будет увеличиваться или уменьшаться, если усилить или ослабить роль рынка, государства, институтов контроля за деятельностью государства или роль религии в обществе. Точно так же будут обстоять дела и в других сферах: экономической, социальной и религиозной и так далее. В вопросах, связанных с отчуждением, всегда прослеживается закономерность «либо– либо» [5, c. 109].

Таким образом, чем больше возникает таких противоречий и чем больше разрыв между этими противоречиями, тем сильнее и могущественнее становится отчуждение. Изучая проблему отчуждения человека, можно сказать, что отчуждение полностью разделяет и властвует. И для того чтобы хоть как-то начать изменять сложившуюся ситуацию в свою сторону, нужно для понять, как понимается и определяется отчуждение, какие философские течения являлись и являются основополагающими в подходе к отчуждению, какова ситуация сегодня и какие тенденции наблюдаются.

2. Проблемы отчуждения человека

С точки зрения философии на сегодняшний день проблемы отчуждения человека определяются тем, что в ней рассматривается отношение человека и мира как недостаточность их взаимосвязи. При этом особую значимость приобретают социальные условия человеческого бытия; таким образом, проблема отчуждения становится социально-философской.

Понятия, противоположные отчуждению – это единение и сопричастность, следовательно, отчуждение проявляет себя как именно их недостаточность. Челочек может быть отчужден от определенной деятельности, некоторых предметов, от каких-то людей, в конечном счете – от мира в целом. Мотив отчуждения состоит в том, чтобы защитить и утвердить свою индивидуальность, оградить ее от негативных внешних воздействий. Но парадоксальным образом человек движется при этом к результату прямо противоположному. Он отчуждается от собственной человеческой сущности, поскольку лишает себя идеальной полноты своих проявлений.

Платон и Аристотель связывали отчуждение с государством и отношениями собственности. Августин рассматривал отчуждение как отпадение от Бога. Английский философ XVII в. Т. Гоббс предложил теорию государства как общественного договора между людьми. Гоббс впервые обратил внимание на то, что отчуждение возникает в случае инверсии цели и средств, т.е. подмены цели средствами. Так, государство, будучи средством существования гражданского общества, тяготеет к тому, чтобы стать самоцелью и главной ценностью. Тогда народ превращается в население и становится средством существования государства.

Проблема отчуждения оказалась одной из центральных у Гегеля. Для него отчуждение равно опредмечиванию, то есть любой материализации духа (человеческих способностей) в предметах. Проблема отчуждения интересовала также Шиллера, Сен-Симона, Чернышевского и многих других мыслителей. Специально этой проблемой занимался Маркс, высказав ряд новых и существенных идей.

Маркс понимал отчуждение как социальный прогресс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Было показано, что функцию отчуждения выполняют деньги, то есть именно тот посредник в материальном обмене, который из средства превращается в самоценность. Маркс вводит понятие отчужденного труда, являющегося порождением частной собственности. Труд, действительно, противоречив: он есть радость и горе, он, с одной стороны, созидает человека, с другой – уничтожает его. Все дело, в том, какой стороной поворачивается труд к человеку и в каких условиях это происходит. По Марксу, условия отчуждения возникают, когда и средства труда, и сама рабочая сила не принадлежат производителю.

Видный представитель гуманистического психоанализа Эрих Фромм считал отчуждение главным фактором современного ему капиталистического общества [1, c.74].

Отчуждение в современном обществе носит почти всеобщий характер, пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к природе, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения.

В философии проблема отчуждения человека относится к числу тех научных проблем, которые постоянно сопровождают человечество. Более того, данная проблема особенно актуальна в наше время, когда в обществе происходят коренные социокультурные трансформации и жизнь множества людей стремительно меняется и разводит их по разным полюсам социального бытия.

Необходимо отметить, что сегодня философская категория — отчуждение человека, широко используется и в других научных сферах, таких, как социология, психология, криминология, право.

Отчуждение, каким мы видим его в современном нашем обществе, носит почти всеобщий характер, пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к природе, к своим ближним и к самому себе. Человек создал мир рукотворных вещей, какого никогда не существовало прежде. Он разработал сложное общественное устройство, чтобы управлять созданным им техническим механизмом. Однако все созданное им возвышается и главенствует над ним. Он чувствует себя не творцом и высшей руководящей инстанцией, а слугой. Чем могущественнее и грандиознее высвобождаемые им силы, тем более бессильным он чувствует себя как человеческое существо. Он противостоит себе и своим собственным силам, воплощенным в созданных им вещах и отчужденным от него. Он больше не принадлежит себе, а находится во власти собственного творения. Отчуждение захватывает и межличностные связи, это отчуждение от общества. Степень остроты отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего, разъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения. Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни. Более того, как утверждал Ж. П. Сартр, невозможно подлинное сближение между людьми, ибо «другой» стремится превратить человека лишь в средство удовлетворения своих желаний. Именно отсюда и вытекает, что все межличностные отношения — это конфликт и как результат — одиночество. Человек одинок, по мнению Сартра, и нет мира, который был бы общим для всех людей. Есть только человек, замкнутый в своем собственном внутреннем мире и постоянно испытывающий, переживающий страх, тревогу, заботу, одиночество, скуку.

Хотелось бы отметить, что отношение отчужденного человека к миру характеризуется такими чертами, как восприятие мира как застывшего и схематичного, низким уровнем об особенностях социально-политической системы, отсутствием интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности, абсолютной верой в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу, менее логичным мышлением и познавательной замкнутостью, высоким уровнем страхов, поверхностным отношениям между людьми. Отчуждение от самого себя ведет к неадекватности и презрению, экстремизму, ослаблению чувства ответственности, зависти, неудовлетворенности жизнью, пессимизму, чувству одиночества, восприятию других людей как угрозы, презрению к себе. Протест против обесценивания человеческой жизни, «отчуждения» личности и тенденции к превращению ее в «одномерного человека» выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех институтов, норм и ценностей современного общества. В экзистенциальной философии отмечается, что человек находится в пограничном состоянии, балансируя на границе между жизнью и смертью.

Также необходимо отметить, что внедрение техники привело к отчуждению человека от труда и как следствие от общения тоже. Еще один из важных аспектов проблемы отчуждения - это проблема отчуждения личности от природы. Экзистенциалистами процесс отчуждения человека от природы рассматривается в нескольких аспектах. Констатируется, например, факт того, что техника превратилась в самостоятельную, существующую по собственным законам силу. Такие мыслители, как М.Хайдеггер и К.Ясперс, считают, что так называемое техногенное отчуждение стало главенствующим именно в XX веке, различные технические новшества все больше господствуют над человеком, заполняя предметное бытие личности. Проблема отчуждения от природы рассмотрена в трудах» французского философа Ж.П. Сартра. Природа, по его мнению, чужда и враждебна человеку, вброшенному в нее случайно. Взаимоотношения природы и человека лишены гармонии. Человек Ж.П. Сартра не находит в природе ничего, чтобы представляло какую-то ценность для его существования. Будучи частью природы, но отделившись от нее, более того, войдя в эпоху технологий и став их частью, человек начал отчуждаться от природы, начал разрушать ее. Природа оказалась растерзанной. Человек, почувствовав себя господином природы, вдруг обнаружил в себе поразительный синдром разрушительности. Осознавая, что натура — его единственный очаг, он в то же время начал жечь, испепелять, расщеплять, взрывать ее. В нем пробудились инстинкты погромности, вакханальные страсти. Человек тянется к искусственным структурам, потому что верит, что пересотворенный им мир, окажется более комфортабельным, управляемым. Торжествуя над природой, он должен осознать, что в случае исчезновения или фундаментального изменения природы он может исчезнуть как биологический вид, вполне возможной кажется гибель человечества от глобальной экологической катастрофы [4, c.215].

Создавая подлинно философскую проблему, отчуждение не ограничивается политической или экономической сферами деятельности. Оно может быть поистине тотальным, охватывая все стороны человеческой жизни, включая межличностные отношения. В этом случае отчуждение становится экзистенциальным и болезненно переживается человеком как утрата причастности ко всему внешнему миру. Важно понимать при этом, что всеобщий характер отчуждения (его предельная широта) не равнозначен абсолютности отчуждения (его предельной глубине), которая невозможна.

В истории никогда не было абсолютного отчуждения человека от его сущности, равно как не может произойти абсолютного снятия этого отчуждения. Сама природа человека такова, что не допускает возможности своего полного растворения в общем или полной изоляции от него. Возможно и необходимо лишь постепенное и, конечно, не всегда прямолинейное продвижение человека вперед по пути универсализации, при котором ослабевает состояние отчуждения человека от своей сущности. Необходимость такой универсализации ограничена мерой человеческой индивидуальности. Многообразие способностей позитивно, но конкретный человек не может быть универсалом, не потеряв своей индивидуальности, то есть, в данном контексте, того, что можно назвать положительной частичностью человека. Само движение по устранению отчуждения в высшей степени необходимо, но здесь «движение – все, а конечная цель – ничто» [1, c. 69].

Таким образом, сами отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из-под контроля и превращаются в силу, господствующую над обществом. Нередко это господство приводит к разрушительным последствиям в обществе: терроризм, наркомания, алкоголизм, отсутствие идеологического иммунитета и появление идеологического вакуума и другие. Таким образом, проблема отчуждения ведет к утрате всеобщих и социальных уз, влияет на поведение человека, его помыслы, мнения и установки. Все это оказывает огромное воздействие на личность человека, не всегда влияя на него положительным образом.

Заключение

Итак, используя накопленный философский опыт, человек получает больше шансов если не решить проблему отчуждения, то хотя бы частично снять её. В современных условиях эта попытка означает ещё и минимизацию негативного влияния феномена глобализации. Противоречивость, многоаспектность и актуальность проблематики отчуждения всегда вызывала и будет вызывать интерес у большого количества исследователей. Проблема отчуждения присуща любой исторической эпохе в той степени, в какой человек ставит свое бытие под вопрос. Для каждого отдельного человека во все времена были и будут возможны противоположные экзистенциальные решения этой проблемы «наряду с возможностью избежать таковых, скрывшись в тумане безразличия к самому себе».

Список литературы

1. Бранская Е.В. Философия. - М.: Юрайт, 2024. - 185 с.

2. Дмитриев В.В. Основы философии. - М.: Юрайт, 2023. - 224 с.

3. Кочеров С.Н. Философия. - М.: Юрайт, 2023. 245 с.

4. Липский Б.И. Философия. - М.: Юрайт, 2024. 385 с.

5. Спиркин А.Г. Общая философия. - М.: Юрайт, 2023. - 268 с.