Каждый ребёнок обладает уникальными способностями и талантами, и чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал, важно вовремя заметить их и поддержать.
Задатки и способности. Задатки – это предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности – то, что заложено генетически. К задаткам можно отнести особенности строения тела, мозга, нервной системы, которые дадут возможность освоить те или иные виды деятельности. Например, абсолютный слух, быстрота реакции. Мы даже не подозреваем о том, сколько задатков получили в наследство от родителей. Однако задатки – еще не способности, они становятся ими только в результате практической деятельности.
Способности – индивидуальные особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью. В основе способностей лежат задатки. Человек начинает заниматься разными видами деятельности, трудится, оттачивает свое мастерство и вскоре становится ясно, есть ли у него к этому способности. Способности развиваются у человека всю жизнь.
Способности – шаг к одаренности. Однако способных людей много, а одаренных – единицы.
Одаренность – это высокий уровень развития способностей. Одаренному ребенку интересен определенный вид деятельности, он активно им занимается и при этом результат его труда гораздо выше и лучше, чем у других детей.
В развитии одаренности ключевую роль играет среда. Моцарт никогда не стал бы сочинять музыку в 4 года, если бы дома не было клавесина, и он не слышал бы музыки. Именно поэтому нужно создавать благоприятные условия для развития способностей ребенка. Только в этом случае можно «вычислить» и развить детскую одаренность.
Дети могут бросать свои увлечения, относиться к ним негативно. То, что казалось очень интересным, может принести разочарования и потерю интереса. Особенно обидно, если в эту область были сделаны крупные вложения: куплен музыкальный инструмент или полное обмундирование.
Талант – высшая степень одаренности. Для появления таланта нужен комплекс способностей, помноженный на высокий интерес и активность. О таланте судят по наличию выдающегося результата. Нельзя сказать, что человек талантлив, но не хочет ничего делать. Степень таланта доказывается активностью.
Талантливый ребенок получает такой же продукт своего труда, как и другие дети, но быстрее и легче. А затем задачи для него можно усложнить и тогда можно заметить уникальные результаты.
Гениальность – высшая степень проявления таланта, уникальный случай. Он имеет особое значение для общества, потому что продукты труда гениев ценны не только для своего поколения. Гениальность проявляется в одной сфере (Д. И. Менделеев, А. С. Пушкин, А. В. Суворов и др.) или сразу во многих (М. В. Ломоносов, Леонардо да Винчи).
Гениальность – характеристика взрослых людей.
Как раскрыть талант
Найти и поддержать. Наблюдайте за детьми, задавайте правильные вопросы воспитателям детского сада, посещайте разнообразные мастер-классы, предлагайте разные виды деятельности. Интерес может проявиться в самом неожиданном месте. Если вы заметили заинтересованность ребенка, то поддержите ее, создав благоприятные условия. Однако не спешите с большими вложениями, так как интерес может угаснуть или перейти в другую область.
Обеспечить доступ к информации и обучению.Ищите возможности для развития детских способностей: курсы, летние школы, кружки, студии. Найдите ребенку хорошего педагога и детей-единомышленников, с кем он будет обсуждать увлечение и вступать в здоровую конкуренцию. Детям интереснее учиться в среде сверстников. Индивидуальные занятия нужны будут позже, если начнет проявляться одаренность.
Поощрять творческое мышление. В основе таланта лежит способность к нестандартному мышлению. Учите детей находить оригинальные решения, поощряйте желание экспериментировать, давайте свободу для творчества.
Учить терпению и старательности. На пути к успеху всегда возникают трудности, которые нужно учиться преодолевать. Не всегда всё получается, но если стараться, можно добиться большого результата. Помогайте ребенку учиться на ошибках.
Поддерживать самодисциплину. Важно учить детей достигать результата – ставить небольшие цели, постепенно расширяя и усложняя задачи. Для маленького ребенка важно сразу видеть результат своего труда, а детям постарше можно раскрывать отдаленные перспективы. Учите детей делить большую цель на маленькие части, выполнять конкретные задачи, планировать время.
Поощрять демонстрацию способностей.Ребенку важно демонстрировать свои умения, поэтому поддерживайте его в выступлениях на конкурсах, фестивалях и соревнованиях. Это поможет ему повысить самооценку, сформировать уверенность в собственных силах и увидеть результаты, к которым нужно стремиться.
Вдохновлять. Рассказывайте ребенку о великих людях, о трудном пути к успеху и работе над собой. Поддерживайте детские мечты, поощряйте амбиции.
Все эти действия требуют терпения от родителей. Детский интерес может угаснуть, а потом вернуться, и всё это время важно не упрекать ребенка, не заставлять, а терпеливо ждать или заинтересовывать.
Развивая таланты ребёнка, вы помогаете ему стать успешным и уверенным в себе человеком, способным реализовать свой потенциал и достичь больших высот в будущем.