Найти тему
Гуляем и смотрим

"Талашкино" - как одна талантливая женщина смогла возродить сказочный русский стиль Серебряного века

Почему возникает желание поехать в то или иное место? Хочется узнать что-то новое об истории родной страны и талантливых людях, о которых ничего раньше даже не слышал. Или прикоснуться к событиям и поступкам через религиозную составляющую. Полюбоваться произведениями искусства или необычной архитектурой. Просто погулять среди берёз или по бескрайним просторам. Поразмышлять о смысле жизни, в конце концов. Всё это очень органично переплетается в одном месте недалеко от Смоленска - историко-архитектурном комплексе "Теремок" усадьбы Тенишевых "Талашкино".

-2

"Талашкино" не похоже ни на одну из ранее виденных мной усадеб. Здесь нет привычно распланированных аллей, но посетители, гуляющие просто по траве, тем не менее не протоптали тропинок, поскольку решение пойти в ту или иную сторону возникает спонтанно и мгновенно. Конечно же есть аккуратные дорожки, но они не являются направляющими. И все просто идут так, как хочется. Пойдём и мы.

Смоленская обл., пос. Флёново
Смоленская обл., пос. Флёново
  • Храм Святого Духа
-4

Удивительное сооружение в неорусском стиле встретило нас первым. Его видно практически сразу, оно возвышается на холме. Церковь Сошествия Святого Духа была заложена в 1900 году. Для доработки и реализации своего собственного проекта возрождения древнерусских традиций княгиня Мария Клавдиевна Тенишева привлекла архитектора С.В. Малютина и знатока старины, фотографа И.Ф. Барщевского. В 1903 году в ещё строящемся храме был похоронен князь В.Н. Тенишев. Строительство завершилось в 1903 году. Часто гостивший в усадьбе Николай Рерих в 1908 году начал его масштабную отделку росписями и смальтовой мозаикой.

Есть мнение, что храм не смогли освятить именно из-за того, что он построен и украшен не по церковным канонам. Но скорее всего, этому помешала Первая Мировая война. Возвращение церкви первоначального облика вполне возможно, поскольку сохранились его фотографии и подлинники эскизов художников. Мы же долго любовались огромным мозаичным панно "Спас Нерукотворный" над главным входом.

-6
  • "Теремок"
-7

Весь комплекс называется "Теремок" из-за сказочного бревенчатого домика, построенного в 1901 году по проекту Сергея Малютина. Изначально в нём располагалась школьная библиотека, позже - вышивальная мастерская. Сейчас внутри очень интересный для любителей декоративного искусства музей с мебелью, созданной по эскизам С.В. Малютина, изделиями талашкинских мастеров, акварелями М.В. Врубеля и керамикой Н.К. Рериха. Резьбой и керамикой можно любоваться, даже просто обходя дом вокруг.

Жаль, что от ограды с четырьмя резными воротами, изготовленными здесь же в Талашкино, сохранились только одни.

  • Сельскохозяйственная школа
-10

В 1894 году в усадебном доме бывших хозяев Краснополянских княгиня открыла школу для крестьянских детей. Их бесплатно помимо общего образования обучали различным ремёслам: вышиванию, росписи и резьбе по дереву, керамике, столярному делу. В Талашкино был специально приглашён профессор Р.Э. Регель, разработавший уникальную программу сельскохозяйственного образования.

Сегодня здесь в музее можно увидеть фотографии, документы, учебники и обстановку школы конца XIX - начала XX веков. Рядом расположено здание бывшего интерната для детей-сирот.

-12
  • прогулка по территории
-13

Нам очень повезло гулять по территории вместе с фольклорным коллективом, снимавшим там своё выступление. Народные костюмы, песни и южнорусский говор очень удачно вписались в общую атмосферу. В таком сопровождении мы прошли мимо кузни, где горел огонь, а экскурсанты увлечённо слушали рассказ кузнеца.

Прогулялись мы и возле двух усадебных прудов с плотиной. В каждой усадьбе глаза непроизвольно ищут декоративный мостик и беседку. Здесь есть и то, и другое.

В 2008 году недалеко от "Теремка" установили памятник княгине Марии Клавдиевне Тенишевой к её 150-летию (скульптор Л. Ельчанинова). На мой взгляд, эта неординарная личность вполне этого заслуживает.

-16

Она могла бы, как большинство богатых женщин, тратить свои деньги на наряды, драгоценности и развлечения. Но выпускница частной гимназии и парижской вокальной школы, защитившая диссертацию по теме древней эмали, открывала школы, музеи и больницы, помогала молодым художникам, была одной из основателей журнала "Мир искусства". В её доме на Английской набережной Петербурга гостили Репин, Врубель, Васнецов. Она исполняла романсы Чайковского под аккомпанемент автора. Свою коллекцию западноевропейского искусства она передала в Русский музей, хотя некоторые полотна у неё хотел выкупить Третьяков. В Талашкино были свой театр и оркестр народных инструментов. Смоленский музей "Русская старина" был заложен для демонстрации произведений искусства, скупленных ею в поездке по городам России. Эта коллекция полгода выставлялась в четырёх залах Лувра, куда княгиня уехала после революции 1905 года, но, тоскуя по родине, вернулась в Россию в 1908 году.

В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа…». Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске.

Во Францию она эмигрировала окончательно в 1918 году, где и была похоронена в 1928 году на Старом кладбище Сен-Клу.

-17

Гуляя по усадьбе я постоянно размышляла о том, как важно женщине быть любимой. Русская дворянка не побоялась развестись с первым мужем, не разделявшем её интересов, чтобы найти своё счастье и понимание во втором браке. Князь Вячеслав Тенишев был старше её на четырнадцать лет. Его родители бесприданницу не приняли, даже не вписав её в родословную Тенишевых. Дочь от первого брака осталась с отцом, так и не поняв творческих идей матери. Но всё это не помешало талантливой женщине прожить активную жизнь, наполненную просветительством, благотворительностью и искусством.

«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед.» Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»
-18