Почему возникает желание поехать в то или иное место? Хочется узнать что-то новое об истории родной страны и талантливых людях, о которых ничего раньше даже не слышал. Или прикоснуться к событиям и поступкам через религиозную составляющую. Полюбоваться произведениями искусства или необычной архитектурой. Просто погулять среди берёз или по бескрайним просторам. Поразмышлять о смысле жизни, в конце концов. Всё это очень органично переплетается в одном месте недалеко от Смоленска - историко-архитектурном комплексе "Теремок" усадьбы Тенишевых "Талашкино".
"Талашкино" не похоже ни на одну из ранее виденных мной усадеб. Здесь нет привычно распланированных аллей, но посетители, гуляющие просто по траве, тем не менее не протоптали тропинок, поскольку решение пойти в ту или иную сторону возникает спонтанно и мгновенно. Конечно же есть аккуратные дорожки, но они не являются направляющими. И все просто идут так, как хочется. Пойдём и мы.
- Храм Святого Духа
Удивительное сооружение в неорусском стиле встретило нас первым. Его видно практически сразу, оно возвышается на холме. Церковь Сошествия Святого Духа была заложена в 1900 году. Для доработки и реализации своего собственного проекта возрождения древнерусских традиций княгиня Мария Клавдиевна Тенишева привлекла архитектора С.В. Малютина и знатока старины, фотографа И.Ф. Барщевского. В 1903 году в ещё строящемся храме был похоронен князь В.Н. Тенишев. Строительство завершилось в 1903 году. Часто гостивший в усадьбе Николай Рерих в 1908 году начал его масштабную отделку росписями и смальтовой мозаикой.
Есть мнение, что храм не смогли освятить именно из-за того, что он построен и украшен не по церковным канонам. Но скорее всего, этому помешала Первая Мировая война. Возвращение церкви первоначального облика вполне возможно, поскольку сохранились его фотографии и подлинники эскизов художников. Мы же долго любовались огромным мозаичным панно "Спас Нерукотворный" над главным входом.
- "Теремок"
Весь комплекс называется "Теремок" из-за сказочного бревенчатого домика, построенного в 1901 году по проекту Сергея Малютина. Изначально в нём располагалась школьная библиотека, позже - вышивальная мастерская. Сейчас внутри очень интересный для любителей декоративного искусства музей с мебелью, созданной по эскизам С.В. Малютина, изделиями талашкинских мастеров, акварелями М.В. Врубеля и керамикой Н.К. Рериха. Резьбой и керамикой можно любоваться, даже просто обходя дом вокруг.
Жаль, что от ограды с четырьмя резными воротами, изготовленными здесь же в Талашкино, сохранились только одни.
- Сельскохозяйственная школа
В 1894 году в усадебном доме бывших хозяев Краснополянских княгиня открыла школу для крестьянских детей. Их бесплатно помимо общего образования обучали различным ремёслам: вышиванию, росписи и резьбе по дереву, керамике, столярному делу. В Талашкино был специально приглашён профессор Р.Э. Регель, разработавший уникальную программу сельскохозяйственного образования.
Сегодня здесь в музее можно увидеть фотографии, документы, учебники и обстановку школы конца XIX - начала XX веков. Рядом расположено здание бывшего интерната для детей-сирот.
- прогулка по территории
Нам очень повезло гулять по территории вместе с фольклорным коллективом, снимавшим там своё выступление. Народные костюмы, песни и южнорусский говор очень удачно вписались в общую атмосферу. В таком сопровождении мы прошли мимо кузни, где горел огонь, а экскурсанты увлечённо слушали рассказ кузнеца.
Прогулялись мы и возле двух усадебных прудов с плотиной. В каждой усадьбе глаза непроизвольно ищут декоративный мостик и беседку. Здесь есть и то, и другое.
В 2008 году недалеко от "Теремка" установили памятник княгине Марии Клавдиевне Тенишевой к её 150-летию (скульптор Л. Ельчанинова). На мой взгляд, эта неординарная личность вполне этого заслуживает.
Она могла бы, как большинство богатых женщин, тратить свои деньги на наряды, драгоценности и развлечения. Но выпускница частной гимназии и парижской вокальной школы, защитившая диссертацию по теме древней эмали, открывала школы, музеи и больницы, помогала молодым художникам, была одной из основателей журнала "Мир искусства". В её доме на Английской набережной Петербурга гостили Репин, Врубель, Васнецов. Она исполняла романсы Чайковского под аккомпанемент автора. Свою коллекцию западноевропейского искусства она передала в Русский музей, хотя некоторые полотна у неё хотел выкупить Третьяков. В Талашкино были свой театр и оркестр народных инструментов. Смоленский музей "Русская старина" был заложен для демонстрации произведений искусства, скупленных ею в поездке по городам России. Эта коллекция полгода выставлялась в четырёх залах Лувра, куда княгиня уехала после революции 1905 года, но, тоскуя по родине, вернулась в Россию в 1908 году.
В книге «Впечатления моей жизни» Мария Тенишева писала: «Я же теперь живу на кладбище. Куда ни взглянешь: направо — бывшая мастерская, налево — замолкший, заглохший театр, свидетель былого оживления и веселья, там за лесом — бывшая школа…». Княгиня пыталась возродить свое имение, а параллельно спонсировала открытие высших учебных заведений в Смоленске.
Во Францию она эмигрировала окончательно в 1918 году, где и была похоронена в 1928 году на Старом кладбище Сен-Клу.
Гуляя по усадьбе я постоянно размышляла о том, как важно женщине быть любимой. Русская дворянка не побоялась развестись с первым мужем, не разделявшем её интересов, чтобы найти своё счастье и понимание во втором браке. Князь Вячеслав Тенишев был старше её на четырнадцать лет. Его родители бесприданницу не приняли, даже не вписав её в родословную Тенишевых. Дочь от первого брака осталась с отцом, так и не поняв творческих идей матери. Но всё это не помешало талантливой женщине прожить активную жизнь, наполненную просветительством, благотворительностью и искусством.
«Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед.» Николай Рерих, «Памяти Тенишевой»