О тенденциях в отечественном образовании. Зашел спор, на каком уровне нужно преподавать историю в ВУЗах. Замглавы Минобрнауки Константин Могилевский заявил, что курс по истории России для студентов неисторических специальностей перегружен. Для этой категории студентов необходимо разработать программу историко-культурного минимума, куда войдут базовые даты, события и факты. Были и другие предложения, в частности, от главы Российского исторического общества Сергея Нарышкина, который призвал исключить всеобщую историю из непрофильного курса в ВУЗах. Похоже, уровень будет школьный. Вы согласны, что не нужно слишком много уделять этому внимания?
Сергей Михеев: Я не знаю, как сейчас изучают историю студенты непрофильных специальностей, поэтому мне трудно сказать, перегружен курс или нет. Мое мнение по этому поводу: если вам нужен «винтик», тогда можете его вообще ничему не учить - ему даже писать учиться необязательно. Если вам нужен гражданин и патриот, то ему надо знать, для чего он крутит свою гайку, для чего выполняет свою функцию. Что за ним стоит? Что представляет собой его страна? Почему у нее великая история, великая культура? Если он этого не будет знать, но очень хорошо будет крутить гайку или выполнять узконаправленную функцию, то не сможет быть гражданином.
Что касается гуманитарного образования и разговоров о том, что «оно не нужно мне, моему сыну (дочери)», наверное, каждый индивид может себе позволить личную точку зрения. Мы много говорим о патриотизме, об упущениях в работе с этой темой в какой-то период времени, а ведь патриотизм базируется на знании, в первую очередь, и на способности аргументированно отстоять свою позицию и самому себе объяснить, почему вы правы. Если вы не обладаете достаточными знаниями, то не сможете даже себе это объяснить, не говоря уже о других. Это первое.
Второе: ваши оппоненты или враги, пользуясь вашим незнанием, с легкостью мотивируют ненависть к собственной стране, чем они успешно и занимаются. Для чего нужно гуманитарное знание технарям? Для того, чтобы они были гражданами, а не просто «винтиками», которые могут работать на кого угодно, крутиться в ту сторону, в которую их закрутят. А гражданин страны, обладающий достаточными знаниями и образованием, имеет свою собственную гражданскую позицию, и им манипулировать становится гораздо тяжелее. Для того, чтобы иметь позицию, надо иметь знания. Это мое глубокое убеждение.
Ещё самообразование: если студенту интересно, он возьмет и почитает исторические книги