Найти в Дзене

Вопрос врачу – ребенку год, а он не говорит даже слово “мама”, что делать? Отвечает педиатр

Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими малышами, особенно друзей, родственников и знакомых. И если к году малыш не говорит ни слова, даже не произносит мама, в то время как его сверстники уже говорят определенные слова – это повод для волнений. Но стоит ли паниковать и куда обращаться? Наряду с другими психомоторными навыками, освоение речи – один из важных этапов развития. Это достаточно сложный процесс, который тесно связан с целым рядом психических функций – памятью, мышлением, вниманием и координацией. Большинство родителей к году осваивают самые первые и важные слова – «мама» или «папа», но иногда бывает так, что малыш лепечет разные звуки, но никак не хочет сложить их в стройные слова. Родители начинают тревожиться, вспоминают, когда они сами начали говорить первые слова, сравнивая динамику развития. Кроме того, предпринимаются попытки всеми правдами и неправдами ускорить развитие речи. Но нужно ли это делать? Давайте определимся с нормами и определим, есть ли проб
Оглавление

Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими малышами, особенно друзей, родственников и знакомых. И если к году малыш не говорит ни слова, даже не произносит мама, в то время как его сверстники уже говорят определенные слова – это повод для волнений. Но стоит ли паниковать и куда обращаться?

Дети развиваются по-своему

Наряду с другими психомоторными навыками, освоение речи – один из важных этапов развития. Это достаточно сложный процесс, который тесно связан с целым рядом психических функций – памятью, мышлением, вниманием и координацией. Большинство родителей к году осваивают самые первые и важные слова – «мама» или «папа», но иногда бывает так, что малыш лепечет разные звуки, но никак не хочет сложить их в стройные слова.

Родители начинают тревожиться, вспоминают, когда они сами начали говорить первые слова, сравнивая динамику развития. Кроме того, предпринимаются попытки всеми правдами и неправдами ускорить развитие речи. Но нужно ли это делать? Давайте определимся с нормами и определим, есть ли проблема. Чаще всего это просто вариант нормы.

8 слов к году – но не всегда

Если развитие малыша до года шло по средним показателям, к году он может говорить от трех до 12 слов, в среднем дети говорят около 8 слов, причем в упрощенном варианте. По своей структуре эти слова больше похожи на лепет, двусложные или односложные. Чаще всего это «мама», «дай», «папа», ляля, биби, гав, бах и т.д.

-2

Это примерный лексикон среднестатистического ребенка. Но законы развития детей индивидуальны, кто-то говорит первые простые слова уже к 9 месяцам, а другие копят запас и начинают выдавать слова ближе к 14-15 месяцам. Эти сроки – вариант индивидуальной нормы. И если малыш поторопился на свет родился недоношенным, он будет развиваться по своим законам, равно как и мальчики и девочки – они тоже начинают говорить в разные сроки.

Почему малыш молчит?

Иногда бывают ситуации, когда ребенок не произносит практически никаких слов, даже лепетных. Это беспокоит родителей, и важно знать, почему так происходит. По мнению экспертов, малыш может молчать вследствие недоразвития речевого аппарата и низкого тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию.

Какие причины задержки речевого развития выделяются в принципе:

  • Физиологические – особенности индивидуальной программы развития.
  • Неврологические – есть проблемы с головным мозгом и его развитием.
  • Психологические – проблемы речи связаны с особенностями воспитания, подхода к ребенку.
-3

Эксперт говорит - Хочу обратить внимание, что речь ребенка, ее развитие идет в тесной связке с его двигательной активностью, подвижными играми и количеством прогулок. Поэтому, поощряйте его стремление узнавать и познавать новое. Двигательное развитие в начале жизни является самым важным фактором, который запускает в дальнейшем многие когнитивные процессы, в том числе и речь.

Важно развивать мелкую моторику

Известно, что работа рук и активность мозга – тесно связаны. И особенно стимулирует развитие мозга развитие мелкой моторики – движение пальчиками. Из-за того, что малыш еще маленький и мелкая моторика слабо развита – это может быть одной из трудностей для начала активного говорения. Поэтому важно заниматься с ребенком теми играми, которые будут стимулировать именно этот навык. Полезны пальчиковые игры, гимнастика, конструкторы, игрушки-сортеры и т.д.

Дайте ребенку слово

Высшие психические функции запускаются, как только созревают определенные зоны головного мозга. Очень частая проблема и ситуация сейчас, это когда родители и другие близкие малыша даже не дают шанса ребенку высказать свои желание и с полуслова-полувзгляда стремятся дать ему то, что он хочет, тем самым не дождавшись слов (просьбы) от него.

-4

Таким образом, мотивации у ребенка к произношению слов – нет, потому что, он уже получил, то, что хочет. Важно, чтобы родители стимулировали речь, когда ребенок что-то хочет или просит – нужно дать ему возможность сказать об этом, подтолкнуть к первым словам. Можно сказать – скажи, что ты хочешь, а если он просто покажет пальчиком, сделать вид, что не поняли.

Как можно больше игр, и нет - смартфонам

Не стоит забывать и об игровом времяпрепровождении. Все занятия с буквами надо проводить в игровой форме. Чтобы у ребенка был интерес и его когнитивные процессы развивались. Не стоит занимать детей смартфонами и другими гаджетами, они не дают возможности общаться, поэтому только тормозят развитие малыша, перегружая его мозг избыточной информацией.

Ну и конечно, если вы очень тревожный родитель, приходите на консультацию к педиатру, неврологу или логопеду. Специалисты адекватно оценят уровень развития и дадут полезные советы по стимуляции речи.