Найти тему
Space girl

Компания Боинг строит ракеты с использованием неквалифицированной рабочей силы

Программа НАСА по разработке нового разгонного блока для ракеты Space Launch System - SLS, отстает от графика на семь лет и значительно превышает бюджет, говорится в новом докладе генерального инспектора космического агентства. Тем не менее, помимо этих цифр, есть также некоторая информация о генеральном подрядчике проекта, компании Боинг, и ее ненадлежащих методах контроля качества.

Новый разгонный блок- Exploration Upper Stage, это более мощная вторая ступень для ракеты SLS, программу разработки которой представили в конце 2022 года. Его разработка рассматривается НАСА как ключевая часть программы Artemis по возвращению людей на Луну. Текущий план предусматривает использование этой второй ступени, начиная со второй посадки на Луну, в миссии Artemis IV, которая в настоящее время запланирована на 2028 год. Новая модернизированная версия ракеты SLS известна как Block 1B.

Ракета SLS Block 1B с разгонной ступенью  Exploration Upper Stage
Ракета SLS Block 1B с разгонной ступенью Exploration Upper Stage

Тем не менее, по многим причинам, включая не готовность лунных посадочных модулей, оборудования станции Lunar Gateway, новой мобильной стартовой башни и многого другого, НАСА вряд ли будет соблюдать и этот график. Теперь, основываясь на информации в отчете, вероятно, можно добавить в этот список и новый разгонный блок ракеты SLS.

"Мы обнаружили целый ряд проблем, которые могут помешать готовности SLS Block 1B к полету Artemis IV, включая неадекватную систему проверки качества на предприятии компании Боинг, а также растущие затраты и сдвиг графиков, кроме того недостаточное планирование прогнозируемых затрат на разработку ракеты SLS Block 1B".

— говорится в отчете, подписанном заместителем генерального инспектора НАСА Джорджем А. Скоттом.

В отчете есть некоторые удивительные подробности о методах контроля качества фирмы Боинг на сборочном предприятии Мишуд в южной Луизиане, где производится разгонный блок Exploration Upper Stage. Федеральные наблюдатели направили большое количество запросов на корректирующие действия в адрес компании Boeing.

По словам должностных лиц по безопасности и обеспечению миссий в НАСА, проблемы с контролем качества в корпорации Боинг, в значительной степени вызваны тем, что его сотрудники не имеют достаточного опыта в аэрокосмической отрасли. Нехватка обученной и квалифицированной рабочей силы увеличивает риск того, что подрядчик продолжит производство деталей и компонентов, которые не соответствуют требованиям НАСА и отраслевым стандартам.

Нехватка квалифицированной рабочей силы привела к значительным задержкам в реализации программ и увеличению затрат. Согласно новому отчету, неудовлетворительные сварочные работы привели к тому, что топливные баки не соответствовали спецификациям, что напрямую привело к семимесячной задержке программы.

Генеральный инспектор НАСА был настолько обеспокоен контролем качества, что рекомендовал космическому агентству ввести финансовые санкции за несоблюдение требований Boeing. Однако в ответ на доклад заместитель помощника администратора НАСА Кэтрин Кернер отказалась это сделать. В НАСА интерпретировали эту рекомендацию как указание ввести штрафные санкции за пределами контракта. В контракте уже есть положения о наградных взносах, которые позволяют применять финансовые наказания за несоблюдение стандартов контроля качества.

Отсутствие энтузиазма со стороны агентства НАСА в отношении наказания корпорации Боинг за эти проблемы, указывает на то, что оно относится к некоторым из своих подрядчиков с осторожностью.

В новом отчете прогнозируется, что затраты на разработку SLS Block 1B достигнут 5,7 миллиардов долларов, прежде чем ракета будет запущена, что уже на 700 миллионов долларов больше, чем смета НАСА, официально установленная только в декабре прошлого года.

Что касается самого разгонного блока, то НАСА первоначально прогнозировало, что затраты на разработку составят 962 миллиона долларов еще в 2017 году. Тем не менее, в новом отчете прогнозируется, что вторая ступень на самом деле будет стоить 2,8 миллиарда долларов, что в три раза превышает первоначальную оценку. Хотя для многих не было большим секретом, что НАСА и Боинг раздуют бюджет.

График задержек в разработке разгонного блока Exploration Upper Stage для ракеты SLS Block1B (Изображение НАСА)
График задержек в разработке разгонного блока Exploration Upper Stage для ракеты SLS Block1B (Изображение НАСА)

Тем не менее, возросшие расходы идут на пользу Боингу, так как это контракт по системе "затраты плюс", и государство оплачивает все расходы корпорации Боинг на разработку разгонного блока, плюс гонорар. Это объясняет, почему программа разработки, которая первоначально должна была быть завершена в 2021 году, вряд ли будет завершена и до 2028 года.

Хотя казалось бы зачем? Ракета Space Launch System - SLS вполне себе рабочий вариант. Также уже существуют гораздо более дешевые разгонные ступени, которые могут быть использованы для запуска космического корабля "Орион" на лунную орбиту, в том числе надежная (и готовая) разгонная ступень "Центавр V" от United Launch Alliance - ULA. Со Starship и New Glenn у НАСА также скоро появятся две очень мощные сверхтяжелые ракеты.

Но как мне кажется - Боинг и НАСА будут пилить бюджет до конца. Посмотрим что выйдет из этого.