Найти тему
Илья Клеша

🫣 10 плохих идей в E-Com. ( Часть 2)

Привет. Это Илья из Representum.ru

Продолжаем обсуждать плохие идеи в E-Com.
Первые 3 обсудили чуть ранее: 
https://tenchat.ru/media/2490877-10-plokhikh-idey-v-ecom--chast-1

Идея №4: Забыть про свой сайт.

После начала тектонического сдвига вектора на маркетплейсы, продажи на собственном сайте для многих компаний стали если не экзотикой, то уж точно были отодвинуты на второй план. В пользу МП говорит всё: большая аудитория, понятные в освоении инструменты маркетинга, “встроенная” логистика, легкий “вход”.

Но в чем в таком случае задача современного сайта ?

  • Во-первых, если он современный, то он может практически полностью повторять функционал маркетплейса: личный кабинет, программа лояльности, трекинг заказа, любой вариант оплаты, рассрочка, легкая отмена, высокая скорость доставки - всё это и многое другое доступно в современном интернет-магазине. Поэтому с задачей “отгрузки” он справляется на ура.
  • Во-вторых, сайт - все так же является визитной карточкой вашей компании / бренда / решения. Но в отличие от маркетплейса, на своем сайте Вы можете изменить всю архитектуру и форму, а значит - предоставить информацию потребителю в той форме, в которой задумал автор. На МП это тоже можно сделать. За деньги. Не малые. Если обратиться к CJM - сайт бренда почти всегда фигурирует на пути к покупке, а от его качества - меняется отношение к бренду и , следовательно, к продукту. Потому с задачей “произвести впечатление” сайт также должен справиться.
  • В-третьих, сайт - это про сохранение маржи. В зависимости от продуктовой группы, продажа на сайте может быть более или менее выгодной, тут надо считать логистику, эквайринг, хранение, возвраты на склад, переупаковку. Многие бизнес-процессы действительно имеют другую стоимость. Но если мы говорим про более менее стабильные продажи, то вероятно, продажа на сайте окажется сильно выгоднее продажи на МП.

Как в таком случае поступить ? Один из вариантов - использовать маркетплейс в качестве рекламной площадки, выстроив коммуникационную и коммерческую стратегию таким образом, чтобы покупатель “видел вас на полке МП” , но приобретал на вашем сайте. И да - это рабочая схема. Пользуйтесь.

Идея №5: Искусственно растить конкуренцию.

-2

Идея настолько плоха, что выходит за рамки этого ТОПа. Итак, дано:

1. Компания А - производитель / эксклюзивный дистрибутор ТМ ( торговая марка )
2. Компания А продает продукт ТМ Компании Б ( опт )
3.
Компания Б реализует продукт Компании С1, С2 … СN ( на корпоративном сленге - “помойки” ).
4**. Компании С1, С2 … СN** реализуют продукт на 20% дешевле на тех же маркетплейсах, где представлена со своим оффером Компания А.

Кто в этой схеме бенефициар ?

2 субъекта:

- Компания CN.
- Менеджер по оптовым продажам Компании А

Кто страдает ?

5 субъектов:

- Владелец ( теряет репутацию бренда и деньги )
- Директор e-commerce ( теряет бонус за оборот)
- HR ( ему приходится отвечать на вопросы “кто нанял этих умников из опта?”)
- Менеджер по розничным продажам ( он объясняет, что “помойка” торгует контрафактом )
- Репутация бренда ( самое важное ).

Почему столько проблем ?

Если описать ситуацию одним предложением, то она будет звучать так:

- “Компания А продает товар с 50%” скидкой , вместо того, чтобы продавать со скидкой в 20%”.

Ну или так:

- “Менеджеры и руководитель коммерческого отдела Компании А пытаются держаться за собственное место любыми путями, даже ценой больших финансовых потерь для Компании А.”

Бывает и вот так:

- “Так исторически сложилось, поэтому мы будем конкурировать с собственными клиентами на тех же площадках и рынках”.

И это - Гениально. Правда. Я искренне завидую этим смелым людям, которые глядя в глаза примерно это пытаются донести до собственника, но другими, более “экологичными” ( менее “токсичными” ) путями.

Когда это хорошо ? Да, бывают случаи ( крайне редкие ) когда внутри компании есть стратегия и консенсус в отношении коммерческой политики, в рамках которой прямым текстом говорится:

“Ребята, план такой: устанавливаем завышенную цену на сайте и официальных магазинах на МП, а нашим дорогим партнерам за 100% предоплаты и отсрочку не более 15 дней позволяем торговать дешевле, но на уровне плановых значений в P&L. Мы отвечаем за бренд, они - за sell out. Бонус будет засчитан всем - и опту и e-com и даже HR - за нервы.”

Да, в таком случае - это часть стратегии и это здорово. Насколько удачный это будет шаг - покажет время.

Идея №6: Использовать охватные кампании для плохого оффера

-3

Это настоящая классика жанра. Запрос “надо активировать маркетинговые инструменты” начинает внедряться бездумно, т.е. без анализа текущей ситуации на рынке, без понимания сильных USP, без оглядки на конкурентов, людьми - не понимающими ни в продукте, ни в аналитике. Увы, чаще так. Когда иначе - это настоящий глоток воздуха.

Периодически у каждого из нас в ленте / push уведомлениях появляются рекламные объявления примерно со следующим текстом:

- “Только для Вас ….”

Ну понятно же, что не только для меня, верно ? В 99,9% - да. Если не делаете персонализированных офферов, не врите клиенту. Он не дурак. Либо - дайте ему повод поверить в персонализированное предложение. Но чаще бывает так: делаешь обратный звонок по своему “персонализированному” предложению, а на той стороне даже и знать не знают, что у тебя оно вообще есть хоть в каком-то виде.

- “Выгодное предложение! Кредит под 18% годовых …”

Мне всегда хочется посмотреть в глаза тому маркетологу, который завел ручками этот текст в РК и спросить: “Ты серьезно?”. Говорить про уровень кликабельности таких объявлений и последующей лояльности к бренду, пожалуй, не стану.

- “Успейте до завтра!”

Идея о том, что потребитель - неандерталец, только ступивший на землю, довольно популярна. Если ваша РК действительно “только до завтра”, то вы поздно высылаете оффер. Если же она «так и быть продлена до следующего воскресенья» , то клиент почувствует себя обманутым, ведь любая акция, если она проводится серьезной компанией, имеет четкий регламентированный срок. Значит - вы не серьезная компания. Значит - до новых встреч.