Найти в Дзене

Супермен в Dawn of DC: Основные серии

Знакомство с Dawn of DC я начал с... Вообще-то, с Бэтмена, но его я читал по мере выхода с прошлого года. Воспоминания повыветрились, поэтому хочется рассказать в первую очередь про серию, которую я отродясь не читал всерьез - Superman. Единственный заход - попытка засесть за Action Comics Гранта Моррисона образца New 52, но всякие супер-козлы, типа-молодежный стиль и прочее мне не особо тогда зашли. И вот, страшно сказать, 13 лет спустя мой заход в персонажа оказался успешнее!

Что тут делает Аквамен, мне вообще непонятно. У бедняги сейчас даже нет своей серии.
Что тут делает Аквамен, мне вообще непонятно. У бедняги сейчас даже нет своей серии.

Немного о Dawn of DC - это инициатива издательства на 2023-2024 годы. Так или иначе, она была призвана рефрешнуть все серии издательства. И это было нужно - большинство из них скатились весьма сильно (наверное, я-то почти ничего не читал оттуда, кроме редких набегов на Бэтмена^_^). Впрочем, я тут не ради ретроспективы бизнес-планов одного издательства.

Хотя, прежде чем перейти к разбору серий Супса периода Dawn of DC, пара слов о той точке, где его нашла серия. Во-первых, сейчас у него большая супер-семья: жена Лоис, родной сын - Джон (тоже под псевдонимом Супермен), кузина Кара (Супергерл), клон-подросток Конор (Супербой), примазавшиеся к ним супергерои в железных костюмах с одинаковыми псевдонимами Сталь (мужского и женского пола). Еще технически с ними в Метрополисе живет Пауэр герл, но она вообще не появлялась в сольниках Кларка. Ну и недавно из инопланетной командировки в "Мир Войны" (Warworld) Кларк притащил в подоле двух суперблизняшек, мальчика и девочку. Кто они ему - я хз, но теперь он их "отец" и вовсю о них заботится. Подробностей я не знаю и про Мир Войны читать пока не собираюсь.

Все что я знаю о Мире Войны, что Кларк там косплеил босса качалки
Все что я знаю о Мире Войны, что Кларк там косплеил босса качалки

Superman vol.6 #1-12 + Superman 2023 Annual
автор: Джошуа Уильямсон

Сольник Супермена начался сразу с привнесения в жизнь Кларка дополнительных, помимо статуса многодетного родителя, перемен. Во-первых, жена получила повышение - Лоис теперь стала главредом "Дэйли Планет" вместо ушедшего в политику Перри Уайта. Во-вторых, главную лысую занозу в суперзаднице посадили на нары. И - о чудо! - тюрьма изменила человека. Лекс Лютор уверовал, что Супермен нужен миру, поэтому решил ему всячески помогать. Конечно, Лекс, вроде бы, довольно долго и постепенно менялся к лучшему в угоду трендам на антигероев - но повторюсь, DC давно не читал, поэтому утверждать не могу.

Как же лысый помогает? Во-первых, он дает ценные советы Кларку прямо из камеры. Как я понял, он просто смотрит по телеку, с кем там сейчас борется Супермен, и бормочет себе под нос идеи, как ему лучше победить. А Кларк умудряется с помощью супер-слуха улавливать эти ценные советы. Обычно, довольно циничные - типа, "сломай ей ногу, она отвлечется - а ты ей дай в морду!", но хотя бы никого убивать не просит. Но это только посильная личная помощью Лютора - главное, он переписал на героя свою компанию, Лекскорп. Теперь это призванный помогать в спасении мира Суперкорп!

-3

Как Лекс супел юридически оформить передачу компании чуваку, скрывающему личность и наверняка не имеющему ИНН - загадка... Но зато теперь у Супса есть кому помогать со спасением мира! А от кого спасаем?

Сразу предупрежу: дальше будут небольшие спойлеры. Сюжет идет по классической, но не плохой схеме: на героя нападают старые противники, но они не виноваты - за ними стоит кто-то новый и зловещий! Что-то подобное было в Batman: Hush. Сначала на город нападает Паразит, способности которого мутировали - он теперь может размножаться! Да, раньше бедняга не мог, но потом сходил к нужному доктору и теперь аж на ходу делится. Да еще и так неконтролируемо, что может (внимание) непроизвольно делать свои мини-копии, которые проникают в ДНК других людей и заставлюст их мутировать в паразитов!

Это Кларк, блюет паразитами. Не летайте в Мир Войны не привившись!
Это Кларк, блюет паразитами. Не летайте в Мир Войны не привившись!

Затем на героя нападает Серебряная Банши, которая оказывается вообще не желает ему зла, и вообще теперь хорошая и встречается Джимми Олсеном, приятелем Супермена... Что же это все такое? Неожиданно Супсу помогает разобраться его новый голос в голове - Лекс! Оказалось, что еще до переезда нашего деревенского парня в Метрополис, Лекс был молод, волосат и пытался тут геройствовать!

-5

И за свою недолгую карьеру героя даже заимел двух вражин - Мистера Графт и Доктора Фарм. И теперь они явно плетут какие-то интриги... Это они мутировали Паразита с помощью комбинации излучения различного криптонита, это они бустанули Серебряную Банши и мотивировали ее на борьбу с Суперменом! Более того, они подкинули Кларку новых испытаний - закинули его в прошлое на Дикий Запад вместе с новой персонажкой Ульямсона Мэрилин Мунлайт (призрак девушки с какими-то лунными способностями, довольно стильный персонаж), а еще реально крутого злыдня, который сумел на время нейтрализовать Супермена и побить часть его семьи, разрушив при этом часть Метрополиса - Закованного (The Chained)

Этот парень меня реально впечатлил. Чистая анимешная мощь в необремененном моралью теле с неоднозначным прошлым, да еще и с темой цепей - идеальный противник Супермена.
Этот парень меня реально впечатлил. Чистая анимешная мощь в необремененном моралью теле с неоднозначным прошлым, да еще и с темой цепей - идеальный противник Супермена.

Разумеется, герои все эти сложности преодолевают - и вот, развязка! Так в чем же был зловещий план братьев (а они братья) Графта и Фарма? Ради чего они потратили столько ресурсов, плели столько интриг? Чтобы... отомстить Лексу Лютору, конечно же!

Концовка 12 выпусков, к сожалению, разочаровывает. Во-первых, абсолютно простой злодейской мотивацией потенциально нетривиальных, загадочных и могучих противников. Во-вторых, до одури быстрой победой над злодеями. Если коротко, Графт и Фарм собирают свою Зловещую Шестерку...То есть, "Отряд мести Лексу Лютору"! Серьезно? Потрясающее название... В общем, Графт и Фарм освободили Закованного, с помощью Красного Криптонита приняли в свои ряды Супермена и заколабились с... мамой Лекса?

Слева направо: Доктор Фарм, Мистер Графт, Закованный, Лекс (внизу), Кларк, мисс Лена Лютор, миссис Летиция Лютор
Слева направо: Доктор Фарм, Мистер Графт, Закованный, Лекс (внизу), Кларк, мисс Лена Лютор, миссис Летиция Лютор

Да, неожиданно в сюжете фигурирует мама Лекса (считавшаяся мертвой) и его тайная дочь... Думаю, на этом моменте и пора подвести итоги - финал там все равно никакой, а по исходу этого противостояния, я думаю, вопросов нет - и так понятно, кто победит, а кто нет. Интересен разве что один прием: из-за криптонита супермен обессилил, поэтому мускулами выступит Лютор в броне, а Кларк будет мотивировать сотрудников Суперкорп на научную победу над смертельным криптонитовым газом, выпущенным над городом...

Итак, несмотря на определенный градус идиотии, серия Уильямсона мне зашла. Веселая, экшоновая, цветастая. Сюжет не напрягает, но держит интерес. Отдельно отмечу интересный Ежегодник - там рассказ велся от лица сотрудников Dadily Planet, пытающихся найти интересные сюжеты на первую страницу, пока супермен борется с Игрушечником. Конечно же, неплохо зашли несколько новых интересных персонажей. Серьезно, Закованный - просто в сердечке! Я так расстроился, когда в финальном бое его вырубили простым ударом по морде.

Из минусов: финал - откровенное говно. Но тут я вижу по крайней мере одну объективную причину - о ней ниже. Ну и слитый потенциал персонажей, как новых, так и старых. Мама Лекса Лютора даже не пыталась казаться доброй - и тут неожиданный поворот, что она злая! Тем не менее, серию я пока читать продолжу - тем более, что еще столько вопросов! Почему Графт в коляске? Что не так с голосом Фарма? Что делать с Закованным и насколько аморально держать человека в полной неподвижности и без контакта с внешним миром только за то, что он слишком силен (ну и разрушил пол-города, да)? Жду новых историй Уильямсона.

Кроме того, на серии неплохие на мой вкус художники. Рисовавший #1-5 Джамал Кэмпбэл с его эмоциональными мимикой и драйвовыми ракурсами, на мой взгляд, отлично подходит герою - разве что, Кларк Кент у него вышел какой-то ну очень мордатый и несуразный. На #6-8 (как раз история о Закованном) рисовал наш соотечественник Глеб Мельников, и его запоминающийся, закругленный стиль мне пришелся по вкусу. Меньше всех зашел Дэвид Балдеон, сделавший и без того субъективно плохой финал еще субъективно хуже своим глянцево-агрессивным стилем.

Почему же я остановился на 12-м выпуске, хотя на текущий момент их вышло уже 16? Потому что уперся в нюанс: начиная с 13-го выпуска, в Superman начался кроссовер со второй основной серией криптонца - Action Comics. А значит, пора поговорить о ней.

Action Comics #1051 - 1063 + Action Comics 2023 Annual
Авторы: Филипп Кеннеди Джонсон, Джейсон Аарон (#1061-1063)

Эта серия, оставаясь все же сольником про Супермена, уделяет куда больше времени окружению героя и персональным проблемам членов суперсемьи. Тут и переживания Джона Кента о том, что он теперь не единственный ребенок, и попытки супер-близнецов ассимилироваться на новом месте, и т.п. Также, серия концентрируется на более масштабных проблемах и угрозах, достигая местами мультивселенского масштаба. По крайней мере, таковой серия была под началом Джонсона.

У такой своры есть дела поважнее, чем ловить мамку Лекса.
У такой своры есть дела поважнее, чем ловить мамку Лекса.

Вообще, герой здесь куда сильнее воспринимается как мудрый наставник, эдакий батя. Причем не только для подрастающего поколения, но и для всего города. Такой мудрый, уравновешенный герой с большим сердцем. От серии я постоянно испытывал вайбы Superman: The Animated Series.

Немало времени уделяется посиделкам в штатском на хате у Кентов, что делает серию более ламповой.
Немало времени уделяется посиделкам в штатском на хате у Кентов, что делает серию более ламповой.

Другое отличие первых 12-ти выпусков Action Comics от Superman образца Dawn of DC - наличие отдельных историй, происходящий на фоне глобальных событий, но напрямую с ними не связанными. Так, первые 5 выпусков представляют из себя самостоятельную историю о проблемах поехавшего Металло, но параллельно с этим разворачивается активность радикального правоцентристкого движение "Голубая Земля". Это объединение, выступающее против наводнения Метрополиса пришельцами, что стало особенно актуального после того, как Кларк привел в город кучу беженцев из Мира Войны. С одной стороны, проблема понятна, но с другой - в серии не показывают ни одного такого пришельца-гастробайтера (кроме супер-близнецов), что заставляет проблему выглядеть слегка надуманной.

Но вернемся к Металло. Давний враг Человека из стали, киборг с криптонитовым сердцем, в прологе к новой серии (в Action Comics #1050) получил новую мясную оболочку от Лекса Лютора вместе с заказом на голову криптонца.

Разумеется, злодей не надолго сохранил свою "мясистость"
Разумеется, злодей не надолго сохранил свою "мясистость"

Джон Корбен (имя Металло) мотивирован следующим: Лекс взял в плен его сестру и убьет ее, если Корбен не уничтожит Супермена. Для этого он проникает на открытие здания Стилворкс (корпорация Джона Генри, супергероя Сталь), на котором присутствует суперсемья, и устраивает там терракт. Пока мини-супермены спасают людей, Корбен дает бой их папочке. И да, я нахожу забавным, что в обеих сериях Кларка фигурируют две разные6 но новые для Метрополиса суперкорпорации.

Изюминка тут следующая: в ходе боя Металло упоминает Лекса и даже вроде как разговаривает с ним по связи. Но из серии Superman мы знаем, что Супс постоянно слушает Лекса и периодически даже по-сталкерски подглядывает в его камеру супер-зрением. Поэтому, когда Металло, естественно, проиграл (добрый дядя Супермен буквально выкинул его в космос), у Кларка возникает вопрос: а с кем же он тогда разговаривал? На всякий случай криптонец слетал к Лютору в камеру и тот признался: да, сделал Металло апгрейд, чтобы убить Супса. Ну, есть грешок. Только никаких сестер он не крал, и вообще не связывался с Корбеном с тех пор, как сел в тюрячку и решил помогать Супермену отличными от его убийства способами.

Ну а тем временем, Металло в космосе начинает разговаривать "по аудиосвязи" уже напрямую со своей сестрой, а не с Лексом. Та говорит все то же - замочи Супермена (и всю его семью желательно тоже), а не то убьют меня. Джон собирает силы в кулак, и прямо из космоса падает на землю. Там на него напарываются пара террористов из "Голубой Земли" - и у Корбена рождается новый план. Он наполовину уговорами, наполовину силой заманивает террористов к себе в логово (а это как раз лаборатория, где Лекс подарил ему новое тело) и делает из голубоземельщиков своих металло-миньонов.

С этого момента начинается хоррор-этап про киберзомби
С этого момента начинается хоррор-этап про киберзомби

Long story short: оказалось, что Лютор использовал технологии Мира Войны для создания тела Металло, но еще он использовал технологию другого давнего противника Человека из стали - Киборга Супермена! Последний в данный момент находится в Фантомной зоне (криптонском измерении-тюрьме), но из-за оплошности Лекса нашел способ связаться с Металло и его руками провернуть хитрую махинацию: создать себе новое тело, которым он мог бы управлять удаленно из Фантомной зоны! Зачем? Чтобы отомстить Супермену, конечно же!

-12

В итоге, Супс убеждает Корбена, что его одурачили. Вместе они идут за Киборгом Суперменом - тот реально похитил сестру Джона, и даже зачем-то превратил ее в Металло! (Металлу?)

Еее, женские версии персонажей! Очень инновационно и креативно
Еее, женские версии персонажей! Очень инновационно и креативно

Надо отметить, что новое мировойновское тело Металло всю серию потихоньку мутирует, и к этому моменту он больше походит на металлического монстра. Поэтому в финале битвы, разъяренный поступком кибергада, Корбен просто разрывает его на кусочки.

Вам не кажется - в ходе боя Джону отбили челюсть (буквально), но неудобств это ему не доставило
Вам не кажется - в ходе боя Джону отбили челюсть (буквально), но неудобств это ему не доставило

Итог: Киборг Супермен повержен, а Джон с сестрой отправились на реабилитацию в стилворкс. Вообще, не смотря на плотность событий, Джонсон умудрился органично вплести сюда и раскрытие некоторых персонажей - от членов суперсемьи, до самого Корбена и его сестры. Флешбеки из их детства делают настоящее состояние Джона более понятным, печальным и немного ироничным. Кроме того, история семьи Корбенов, показанная на фоне счастливой суперсемьи, заставляет переживать злодею еще сильнее.

Конечно же, после победы над киберврагами, новой угрозы Супермену ждать не пришлось. В "Дейли Плэнет" позвонила загадочная Нора Стейн - глава организации "Голубая земля"! И она предложила взять у нее интервью... Кларку Кенту?

Скажи, Нора, сколько ты зарабатываешь?
Скажи, Нора, сколько ты зарабатываешь?

Нора кажется Кларку смутно знакомой, но откуда он вспомнить не может. В целом, Супермен, берущий интервью у пришельцененавистницы, делает ситуацию уже довольно пикантной, но это еще не конец. Когда Нора уходит, Кларку становится не по себе, и вдруг на него нападает охранник мисс Стейн. Причем, полностью перевоплотившийся в Супермена, включая полный набор его сил! Кларк его в итоге побеждает весьма изящной хитростью - скажем так, Кент куда лучше знает свои собственные силы, чем какой-то там подражатель.

В дальнейшем, некоторые другие "Голубоземельщики" каким-то образом потихоньку вытягивают силы из летающих по городу криптонцев и сами становятся "суперменами". Силы они тоже используют "на благо города", разве что более радикально - калеча и убивая преступников, а также, естественно, устраивают гонения на прешельцев и на фоне всго этого вступают в схватки с суперсемьей.

-16

Параллельно Нора Стейн устанавливает магически - телепатическую связь с Ото, одной из супер-близнецов. И в итоге даже умудряется ее куда-то похитить! Супермен в отчаянии и тут же отправляется на поиски. При поддержке Джона Константина, он находит логово Норы и открывает правду: никакая она не Нора Стейн. Она - пришедшая из другой вселенной дочь Талии Аль Гул и Брюса Уэйна! Поэтому то она и казалась Кларку знакомой - он бывал в этой вселенной, захваченной Кланом Теней, в своих прошлых приключениях. Несмотря на предупреждение Константина, Супермен отправляется в путь в эту вселенную ради спасения дочери.

Завершается арка в Ежегоднике. Оказалось, что лже-Нора, величающая себя Сестра Тень, уже долгие годы обновляет свою жизнь, используя как сосуд тела представителей семьи Аль Гул. Теперь, когда семья буквально закончилась, она решила вселиться в Ото. Но Супермен прерывает ритуал, и Аль Гул делает отчаянную попытку вторжения на Землю-зеро (актуальная Земля) со своей стимпанковской армией.

-17

Увидев, что они наделали, голубоземельщики помогают Суперсемье одержать победу над своей бывшей начальницей (которая, так-то, тоже пришелец). В итоге, день и мир спасены - и все снова благодаря Супермену!

Батя в здании
Батя в здании

Подводя итоги под арками Филиппа Джонсона - они просто шикарны! По моему мнению, эти истории отлично отражают суть современного Супермена (отца, мужа и мудрого опытного героя), раскрывают действующих персонажей и при этом поддерживают высокий градус эпичности. Тут даже есть очень уместная микро-история "маленького человека" в тени суперменов - парня, которого когда-то Человек из стали поймал на преступлении. Оставшиеся три выпуска написал уже не Филипп Джонсон, а Джейсон Аарон. Хотя я и люблю последнего, но разница чувствуется - и не в пользу Джейсона.

Последняя история в первых 12 номерах Acnion Comics рассказывает о нападении Биззаро на землю. В чем Джейсону стоит отдать должное - он всегда умеет играть с каноном. Биззаро - это ведь антипод Супермена, так? И в моральном, и в психологическом, и в физическом плане. А значит, раз Супермен боится магии, то Биззаро - потенциальный супер-маг!

Закадровый голос автора - одна из вещей, которые мне все-таки не нравятся в произведениях Аарона.
Закадровый голос автора - одна из вещей, которые мне все-таки не нравятся в произведениях Аарона.

Завязка такова: у Биззаро был свой "Мир Биззаро" (милая кубическая планета в другой вселенной), но из-за изменений в мультивселенной она исчезла, а наш Биззаро начал бесцельно скакать по мирам и пухнуть от одиночества. В итоге он напоролся на Мир Магов, где вдруг осознал свое могущество. Там он всех перебил, забрал их знание и отправился на Землю-зеро в Метрополис, чтобы превратить ее в новый Мир Биззаро. Ему удалось - и в итоге Метрополись (а со временем и весь мир) "обиззарился". Сам же Биззаро #1 растворился в воздухе после прочтения заклинания, но его часть осталась в разуме Супермена.

-20

Первые несколько дней Супермен каждую секунду, без сна и отдыха, пытался предотвратить множество трагетий в Метрополисе - биззаро-люди постоянно пытались роскомнадзорнуться сами или прикончить других в силу своей извращенной логике. ПРи этом, все вокруг его люто ненавидят - что только усиливается после актов спасения. Но в итоге, поняв, что корень всех проблем (Биззаро #1) все еще живет в его разуме - он обратился за помощью к единственному оставшемуся на планете разумному человеку... точнее, ставшему разумным теперь.

Биззаро Джокер, самый разумный человек на Новой Елмез
Биззаро Джокер, самый разумный человек на Новой Елмез

Используя техники криптонской медитации, под руководством Джокера, Супермен дает бой Биззаро внутри своего разума. Надо отдать должное Джейсону - он отлично умеет держать динамику истории, постоянно повышая ставки, когда казалось бы уже некуда, вплоть до кажущегося полного поражения. Но, в итоге, мир спасен. Йей!

Хотя в целом арка Аарона выдалась интересная, но она как будто более уместна в Superman - несмотря на глобальность, это очень личная история Кларка. Тут совершенно нет места больше никому, суперсемья вообще ни разу не появляется! Хотя это даже не логично: если они обиззарились, а все Биззаро ненавидят Супса, то почему Кларк летает такой одинокий и не встречает никакого сопротивления? С другой стороны, заигрывания с Каноном и общий градус экшена хорошо. Вероятно, этот комикс - что-то вроде ТЗ для собеседования Аарона на пост автора Absolute Superman - пост, который он в итоге занял. Его работу я все же ждать буду, хотя и очень буду скучать по Джонсону - тем более, что после House of Brainiac он к серии не вернется, а сам кроссовер полностью напишет Уильямсон.

Про художников в Action Comics: в мое сердечко запал стиль испанца Рафа Сандовала - основного художника серии вплоть до Ежегодника. Его сурово-реалистичный стиль с обилием штриховки на мой вкус отлично подходил мрачной суперменовской истории. Оттого я особенно рад, что Рафа составит компанию Аарону в Absolute Superman! Не менее правда красоты Action Comics являются заслугой колориста Мэтта Гермса - он передавал нужное настроение и при нападении киберзомби, и в печальных флешбеках, и в домашних посиделках у Кентов, и в рядовых схватках в солнечном Метрополисе. Макс Рейнор на ежегоднике и Джон Тиммс на арке с Биззаро отлично сделали свою работу (хотя жуткие рожи улыбающихся злодеев Тиммса мне не зашли), но на фоне тандема Сандовала и Гермса они выглядят, простите за художественный каламбур, блекло.

В заключении

Я отлично провел время - и это главное! Могу порекомендовать обе серии к прочтению. Если хотите выбрать что-то одно для знакомства с приключениями героя в современности - то, наверное, Action Comics порекомендую чуть сильнее. Если же вам интересно прикинуть, что ждет серию Absolute Superman в сюжетном плане - можете взглянуть только на арку Аарона в #1061-1063.

Ну а я пойду читать кроссовер про Брэйниака. И тоже о нем тут напишу.

Бывайте!