Американский психолог Джеффри Янг с коллегами провел исследование и выявил 18 основных неадаптивных схем, хотя по факту их гораздо больше. И, тем не менее, какие-то из этих 18 схем или все схемы в той или иной степени очень часто отмечаются у клиентов в процессе психологического консультирования.
Неадаптивная схема - это модель восприятия мира, других, самого себя человеком и выбранный в соответствии с этим сценарий поведения, сформировавшиеся как приспособительный механизм в ответ на невозможность удовлетворить свои эмоциональные потребности.
Неадаптивная схема реализуется посредством какого-то из этих неадаптивных (если человек прибегает к ним на постоянной основе) копингов: капитуляция (отступление, подчинение), избегание и гиперкомпенсация (поведение резко противоположное схеме).
Цель схема-терапии - научить клиента определять свои неадаптивные схемы, какие части личности оживают в момент активации схемы (уязвимый ребёнок, критикующий родитель, перфекционист-гиперконтролер, например), какие за этим скрыты эмоциональные потребности, и удовлетворять эти потребности здоровым способом.
Таким образом, человек получает возможность обрести здоровую опору в себе, самодостаточность и проживать вполне счастливую жизнь.
Пример. Если клиенту кажется, что мир отвергает его как нелюбимого сына, то в этом случае на мир проецируется образ родителя, который постоянно фрустрировал потребности клиента во внимании, теплом, заботливом отношении, понимании, принятии. Это схема эмоциональной депривации. Она может активироваться всякий раз, когда ожидания клиентом какой-то формы внимания и признания со стороны окружающих расходится с действительностью.
Когда схема активируется, в человеке оживают следующие субличности (режимы), к примеру: детская часть - одинокий, обиженный ребёнок, лишенный эмоциональной поддержки; критикующий родитель, который голосом мамы или папы говорит, что он недостаточно хорош, чтобы его любили, поэтому нужно жить потребностями и желаниями других, постоянно чего-то достигать; послушный капитулянт, который, дабы избежать конфликта, замалчивает свои потребности, выбирает партнёров или модели поведения, поддерживающие его сценарий, или разочарованный пессимист.
С помощью неадаптивного режима "пессимист" человек стремится убедить себя, что отсутствие принятия, внимания и тепла в семье - это его "карма", с этим нужно примириться. Часто он отмечает только негативную сторону происходящего. Привычное с детства тянет его в зону условного комфорта - страдать, нежели идти в неизвестность по принципу "не жили хорошо, нечего и начинать". Или же человек может обесценивать свои потребности в любви, внимании, принятии, убеждая себя, что все так живут, или отрицать, обесценивать саму потребность в любви.
Однако так он лишь подавляет свои потребности, что приводит к депрессии и поддерживает её.
Как я работаю с клиентом в этом случае?
Очень важно:
1. дать человеку с такой проблемой внимание, понимание, эмпатию, обратную связь, поддержку;
2. научить выявлять неадаптивные схемы и режимы;
3. эмпатически конфронтирвать с неадаптивными убеждениями с помощью сократовского метода постановки вопросов, ролевых игр в виде диалога схем, режимов, обмена ролями "клиент-психолог", генерации аргументов "за" и "против" и т.п.
4. проработать ранние травмы методом EMDR в сочетании с рескриптингом (переписыванием травматического сценария);
5. генерировать новые здоровые схемы и укреплять режим здорового взрослого через пример отношения психолога с позиции здорового взрослого и в рескриптинге примеряя к своему внутреннему ребёнку здоровое отношение, а также через научение выстраивать оптимальные границы и поведенческие эксперименты;
6. работать с будущим (постановка новых целей на будущее, базирующихся на собственных потребностях, интересах и способностях; анализ ситуаций, в которых схемы могут активироваться и проигрывание их в воображении, задействуя адаптивное поведение, проверка нового поведения в новых контактах, выявление и опробование новых видов занятий).
Обязательно при этом выполнение домашних заданий для закрепления результата.