Запах горелого масла и дым для двухтактного мотора — результат слишком большого количества масла в «премиксе» или неисправность «автомикса», если таковой имеется. Для четырехтактных моторов — это грядущая кончина цилиндро-поршневой группы или неисправности в одном из цилиндров.
Перейдем к тактильным ощущениям, т. е. к вибрациям различного рода. Обладателям двухтактных моторов хорошо известны подергивания, вздрагивания и достаточно сильные вибрации при частоте вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне 800-1200 об/мин. Для одних моторов это можно признать нормой, но для других — признаком нарушения работы топливной системы или системы зажигания.
В принципе, отчего могут возникать вибрации на указанных оборотах коленчатого вала? Первая причина — плохая очистка камеры сгорания от отработанных газов и продуктов горения. Этим грешат многие отечественные двухтактные моторы, причем не только российские (советские) моторы могут колбаситься на низких оборотах. «Иностранцы» также после долгой работы на оборотах, близких к режиму холостого хода, через какое-то время начинают «чихать», «кашлять» и вообще вести себя неподобающим образом. Лечится это сравнительно недолгой работой на оборотах, близких к максимальным, либо — на моторах с небольшим рабочим объемом — временными прибавками газа на нейтрали.
Вторая причина — нарушения в системе зажигания, а также плохая работа свечей зажигания.
Третья причина — нарушения в подаче топлива, неисправность топливного насоса, подсос воздуха в топливной магистрали и т. д. Разумеется, речь идет о случаях, возникающих при использовании нормальных бензина и масла, причем в правильной пропорции. На четырехтактных моторах может выйти из строя система ГРМ (очень редко, если за мотором не следили) или возникнуть нарушения в работе карбюратора. Причиной может быть также забитый топливный фильтр или выход из строя системы зажигания, следствием чего обычно вдобавок становится плохая работа на холостых оборотах.
Вибрации в режиме 1/2 газа встречаются редко, обычно из-за пропусков зажигания, нарушений в топливной системе и дисбаланса винта. Стоит проверить свечи, топливную магистраль и винт. Систему зажигания проверить в полевых условиях трудно, однако посмотреть внимательно на все провода и клеммы, а также потрогать их на предмет прочного крепления можно.
Если вибрации возникают на больших оборотах, то, в принципе, проверять надо те же элементы. Быть может, просто «упал колпачок» высоковольтного провода.
Появление стуков в моторной головке — всегда плохо. Их природу сразу не всегда определишь, особенно на хорошо поездившем моторе. Но попробуем. На четырехтактных моторах негромкие и частые стуки, напоминающие тиканье часов и изменяющие свою частоту в зависимости от оборотов коленчатого вала, свидетельствуют о нарушении тепловых зазоров клапанов или выработке распределительного вала ГРМ (в принципе, как на автомобильных моторах). На некоторых двухтактных моторах появление периодических шумов, связанных по частоте с оборотами коленчатого вала, напоминающих посвистывание или громкое шуршание (в зависимости от конструкции мотора и фирмы-производителя), есть следствие, скорее всего, обгоревших окон системы выпуска.
Достаточно звонкие и металлические стуки могут указывать на неисправность поршневой группы, глухие и «тяжелые» — на неисправность работы подшипников коленчатого вала и шатунов.
Биение и неравномерные вибрации, сопровождающиеся хрустом или подвыванием (в зависимости от конструкции), говорят о том, что есть нарушения в работе упорных подшипников коленчатого вала.
Стуки в средней и нижней части мотора могут указывать на неисправность трансмиссии, редуктора в частности. Если неисправны подшипники (подшипник) редуктора можно слышать тихие завывания при плавном увеличении или сбросе газа, однако их перекрывает, как правило, шум мотора в целом.
Большинство легких стуков и небольших шумов при обычной работе подвесного мотора в режиме от 1/2 до «полного газа» услышать невозможно, но хороший хозяин всегда сможет уловить, что с мотором что-то не так.
В моей практике однажды появился при работе мотора странный глухой, но явно выраженный стук, как «металлом по дереву», который исчезал при увеличении оборотов. Виной тому оказался открутившийся барашек струбцины мотора, который своим «пятаком» при низких оборотах усиленно постукивал по транцу.
Когда мотор относительно хорошо работает на холостых оборотах, но при увеличении нагрузки «скисает», первое, что приходит на ум — это неполадки в подаче топлива. Начинать обследование магистрали следует с осмотра клапана на топливном баке и затем топливного шланга. Если клапан открыт и находится в рабочем состоянии, то надо продолжить проверку вплоть до карбюратора или системы впрыска. «Скисание» мотора может также объясняться плохой работой свечей, особенно на двухтактниках.
Глухие немного шипящие взрывчики в районе карбюратора на этих моторах говорят о том, что либо неправильно работает система зажигания, либо совсем расстроился карбюратор, либо есть какие-то проблемы во впускном тракте.
Некоторые относят шумы и стуки к числу мистических и, когда они возникают, винят в этом барабашек и нечистую силу. Однако даже в описаниях моторов (инструкция по эксплуатации) всегда есть раздел под названием «Поиск и устранение неисправностей» или «Troubleshooting», где все возможные стуки и связанные с ними проблемы описаны подробно и даже даются советы по наладке мотора. Не стоит пренебрегать этой главой, хотя многим она может показаться «ужасно примитивной».
Новые моторы, если с ними правильно обращаться и соблюдать регламент обслуживания, как правило, хлопот не доставляют, а виной их неправильной работы очень часто становится либо небрежное отношение, либо неправильная эксплуатация.