Механическая коробка передач (МКПП) - один из ключевых узлов любого автомобиля, от исправности которого напрямую зависит его работоспособность. Для смазки множества трущихся деталей внутри МКПП используется специальное трансмиссионное масло. Многие автовладельцы ошибочно полагают, что менять его не требуется на протяжении всего срока службы машины. Но игнорирование этой процедуры может дорого обойтись.
Роль масла в механической коробке
Трансмиссионное масло выполняет в МКПП целый ряд важнейших функций:
- Смазывание шестерен для их плавного зацепления и снижения интенсивности износа.
- Отвод металлической стружки, мелких частичек износа и других продуктов трения от трущихся поверхностей шестерен и подшипников.
- Создание защитной пленки, предохраняющей внутренние детали от коррозии и окислительных процессов.
- Отвод избыточного тепла от критически нагретых зон соприкосновения шестерен.
Признаки необходимости замены
Потемнение и загустение масла
Один из главных признаков того, что масло отработало свой ресурс — оно становится темным, почти черным, и густым на вид. Это связано с накоплением в нем продуктов износа деталей коробки и старением самого масла. Во многих механических коробок передач отсутствует фильтр для очистки смазочной жидкости, все продукты износа оседают прямо в картере коробки.
Посторонние шумы при работе
Если при переключении передач или разгоне/торможении из коробки передач стали доноситься постукивания, скрежет или другие нехарактерные звуки, это может свидетельствовать о сильном износе ее внутренних компонентов из-за старого масла. Обычно после замены отработанной жидкости на свежую, шумы значительно уменьшаются или исчезают полностью. Это связано с тем, что новое масло лучше смазывает детали и защищает их от преждевременного износа.
Течи в коробке передач
Если вы обнаружили следы протечек масла из коробки, это может быть признаком износа сальников или повреждения прокладок. В таком случае требуется ремонт коробки, и масло обязательно нужно заменить на новое. Игнорирование течи чревато полным выходом МКПП из строя из-за недостатка смазки. Поэтому при первых признаках утечек следует оперативно обращаться в автосервис.
Присадки масла исчерпали свой ресурс
Современные трансмиссионные масла содержат специальный пакет присадок, предотвращающих вспенивание жидкости, образование отложений и другие негативные явления. Однако со временем действие присадок ослабевает. Это может привести к ухудшению смазывающих свойств, окислению масла и повышенному износу деталей коробки передач. Своевременная замена позволяет возобновить защитные функции присадок.
Вы купили машину с пробегом
Если вы приобрели поддержанный автомобиль, лучше сразу заменить в нем все эксплуатационные жидкости, включая масло в МКПП. Неизвестно, когда последний владелец его менял, лучше перестраховаться.
Когда точно пора менять масло
К сожалению, четких единых регламентов от автопроизводителей по срокам замены масла в МКПП не существует. Вот усредненные рекомендации по интервалам для разных типов трансмиссионных масел:
- Минеральные (из нефти) масла – самые дешевые и низкокачественные. Быстро теряют свойства, поэтому нуждаются в замене каждые 30-40 тыс. км;
- Полусинтетические масла среднего качества. Содержат присадки для повышения рабочих характеристик. Рекомендованный интервал замены – 50-60 тыс. км;
- Синтетические (полностью искусственные) масла – наиболее дорогие, но и наиболее качественные. С хорошим пакетом присадок способны служить 60-80 тыс. км.
Для российских условий эксплуатации с их перепадами температур, качеством топлива и дорожного покрытия эти интервалы принято уменьшать на 30-40%. Особенно для недорогих переднеприводных автомобилей массового сегмента с полусинтетическим маслом.
В большинстве современных МКПП применяют полусинтетику, в среднем масло рекомендуется менять каждые 60-70 тыс. км пробега или через 5 лет, в зависимости от того, что наступит раньше.
Как самостоятельно заменить масло
Для замены старого масла в МКПП на свежее лучше все же обратиться на профессиональную станцию техобслуживания. Но если вы решили провести эту операцию собственными силами, вот основные этапы процесса:
- Прогрейте коробку передач примерно 10-минутной езде, чтобы старое масло стало более жидким для лучшего слива.
- Загоните автомобиль на смотровую яму, эстакаду. Обязательно зафиксируйте колеса противооткатными упорами ("башмаками").
- Достаньте щуп МКПП (если имеется), чтобы обеспечить дополнительный выход воздуха при сливе.
- Найдите сливную пробку в нижней части картера МКПП, подставьте под нее емкость подходящего объема и открутите пробку. Дождитесь полного вытекания отработавшего масла.
- Установите на место новую сливную пробку вместе со свежим уплотнительным кольцом (старое кольцо лучше заменить на новое во избежание протечек).
- Через маслозаливное отверстие КПП (обычно это отверстие для щупа, или отверстие на самой КПП) залейте свежее трансмиссионное масло рекомендованного производителем типа и вязкости. Делать это лучше с помощью специального длинного шприца или гибкой воронки, чтобы масло попадало точно в заливную горловину. Доливайте новую смазку до необходимого уровня на щупе (если его нет, то заливайте объем заявленный производителем). Не переливайте!
- После этого нужно выполнить контрольный прогрев коробки передач на месте или во время поездки. Свежее масло в МКПП обеспечит плавную и тихую работу трансмиссии.
Внимание! Если при сливе старого масла из МКПП вы обнаружили в нем повышенное содержание металлической стружки или подозрительные примеси, имеет смысл провести тщательную диагностику коробки. Возможно, вам придется заменить изношенные детали или даже всю трансмиссию целиком.
Советы по выбору масла
При покупке нового трансмиссионного масла для МКПП обязательно сверьтесь с рекомендациями производителя по допустимым типам и вязкости. Эти параметры напрямую влияют на ресурс коробки.
В целом для механических трансмиссий современных автомобилей предпочтительнее использовать всесезонные полусинтетические или полностью синтетические масла класса не ниже 75W-85 или 75W-90 по классификации SAE.
В тяжелых условиях эксплуатации (регулярные буксировки прицепов, езда по глубокому бездорожью) рекомендуются более вязкие и стойкие к окислению полусинтетические масла 80W-90 с повышенным допуском по API.
Заключение
Замена масла в механической коробке передач — важная профилактическая процедура, которую нельзя игнорировать. Следите за состоянием масла и прислушивайтесь к звукам, издаваемым МКПП. При первых же признаках того, что масло пора менять, не затягивайте с заменой. Так вы существенно продлите ресурс коробки и сэкономите на дорогостоящем ремонте. Помните: небольшие превентивные траты сегодня помогут избежать серьезных расходов в будущем! Берегите себя и ваш автомобиль!