Для молодых поколений такие финансовые цели, как покупка дома и пенсионные накопления – что-то слишком глобальное, далекое и несбыточное, а сумка роскошного бренда рядом и доступна для покупки в кредит или рассрочку
Что действительно важно для потребителей поколения Z?
24-летняя Эмили потратила $2500 – все свои сбережения – на винтажную сумку Chanel свои сбережения. Она учится в аспирантуре и подрабатывает в кампусе ассистентом исследовательских проектов. Конечно же Эмили в курсе, что деньги можно было потратить как-то более разумно, вложить во что-то дельное или вообще сэкономить.
Но в то же время, по ее словам, покупая дорогую сумку она не чувствовала, что совершает глупость или действует безответственно. В условиях, когда традиционные скрепы образа жизни, такие как владение домом, семья и дети выглядят чем-то призрачным и недосягаемым, такие «маленькие роскошные шалости» ничего по сути не меняют и зачем отказываться от удовольствия. И если уж на то пошло, то клатч из мягкой овечьей кожи с крупной цепочкой помог ей почувствовать себя хорошо.
«Экономика - отстой, глобальное потепление, постоянная политическая и социальная нестабильность в мире», – говорит Эмили, которой помогают родители, посколько пишет диссертацию по психологии в Мичиганском университете, - «Мне проще потратить деньги на то, что принесет радость и удовольствие сразу».
Обычно, когда люди находятся в ситуации затяжной экономической нестабильности, они сокращают расходы. Но все чаще молодые поколения поступают наоборот, считая, что их финансовое будущее обречено, несмотря на то будут они ещё туже затягивать пояса или нет. Долги за обучение в университете растут, стоимость жизни тоже, стартовые позиции на рынке труда предполагают работу за весьма скромные деньги, в процессе карьеры обязанности множатся кратно, а оплата труда отстает на порядок. Поэтому о покупке дома или накоплениях на старость не думает практически никто.
По данным компании Credit Karma, специализирующейся на советах в сфере личных финансов, около 27% молодых американцев признаются в том, что они «обрекают себя на траты», чтобы унять тревогу из-за состояния дел в экономике и нестабльности в мире. Причем этот показатель у представителей поколения Z этот показатель выше (43%), чем у миллениалов (35%).
«Это действенный способ справиться с проблемами - хотя и не самый адекватный», - утверждает Кортни Алев, специалист по защите прав потребителей в Credit Karma.
Склонность к фатализму
Несмотря на то, что обреченная трата денег на то, что может поднять настроение здесь и сейчас отражает ситуацию в нынешней экономике, но сама по себе привычка стара как мир. Стивен Ву, профессор экономики колледжа Гамильтона (Нью-Йорк), в 2004 году опубликовал исследование, в котором выяснил, что те, кто считает, что удача и другие внешние факторы играют значительную роль в их финансовом успехе, менее склонны к экономии.
Он утверждает, что чувство фатализма и привычка тратить последние деньги на роскошь стали массовыми в годы после окончания пандемии и наступления Великой рецессии. Люди начали понимать, что «значительная часть и успехов и неудач находится вне зоны их контроля», - говорит Ву.
Способность молодого поколения совершать крупные покупки может также зависеть от объема родительской поддержки. Поскольку почти половина молодых людей живет дома, некоторые используют свободный доход, сэкономленный на аренде жилья, чтобы побаловать себя. И это неудивительно, когда социальные сети пестрят историями из жизни молодых людей, тратящих деньги на роскошные обеды, гламурные отпуска и дизайнерские вещи.
Но если утратить бдительность, то такие вот траты на радости могут стать постоянными и тогда жизнь превращается в пополнение кредитки и существование от зарплаты до зарплаты. Именно это и произошло с 26-летней Одри, которая потратил все сбережения на покупку сумки Burberry из популярного сериала HBO "Succession".
Девушка переехала в Нью-Йорк с Филиппин в 2019 году с целью поступить в колледж, найти работу и однажды купить квартиру. Но со временем она поняла, что мечта о собственном угле становится несбыточной и хотя она надеется, что в этом году наконец-то поступит в колледж, Одри . по-прежнему живет с мамой и получает финансовую поддержку от семьи.
«Тридцать лет назад квартира в Элмхерсте стоила $90К, а сейчас - $400К за двухкомнатную; это безумие», - говорит Одри, которая работает ассистентом косметолога. Так что пока она сосредоточилась на том, что «необходимо в данный момент» - средствах по уходу за кожей, пальто в горошек и реплике сумки Hermès 35cm Birkin Gold Togo за $1088.
Другой путь
Дорогостоящие покупки со стороны могут показаться безумием. Но если человек на время отказался от мечты о жизни в пригороде с детьми, то это не значит, что он какой-то не такой и с ним что-то не так. Этой точки зрения придерживается Мария Мельчор, 27-летняя создательница контента, занимающаяся финансовым образованием для поколения Z.
В своем ролике в TikTok, набравшем более 1,8 миллиона просмотров, выпускница Йельского университета говорит, что когда люди старшего поколения спрашивают, как молодые люди могут позволить себе вещи, которые они никогда не покупали сами, она отвечает, что они так делают именно потому не могут позволить себе ничего другого.
«Купить дом или заниматься семьей и детьми – такая нереальная задача в наше время, что многие используют первоначальный взнос или деньги из фонда для того, чтобы купить дорогую вещь, которая создаст подобие той взрослой жизни, которую нам обещали», - говорит она в видео.
В интервью она сказала, что не стала бы называть траты поколения Z на люкc вынужденными. Скорее, это взгляд на то, как могла бы выглядеть жизнь большего числа людей, если бы не все деньги ушли на выплаты за недвижимость и воспитание детей. Количество браков и рождаемость снижаются, а удаленная работа, по крайней мере для некоторых, открывает возможность не быть привязанным к одному почтовому индексу всю сознательную жизнь.
По материалам Bloomberg