Найти в Дзене

Выставка-коллекция "Москва-Ереван-Москва" в Третьяковке. Впечатления.

Это не просто выставка картин - это выставка "коллекция".

Фонтан у Третьяковской галереи. Москва.
Фонтан у Третьяковской галереи. Москва.

На выставке в Инженерном корпусе Третьяковской галереи впервые в Москве экспонируется собрание картин "армянского Третьякова" - Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990).

Дмитрий Налбандян. Портрет А. Я. АБРАМЯНА. Холст, масло. Собрание семьи Абрамяна.
Дмитрий Налбандян. Портрет А. Я. АБРАМЯНА. Холст, масло. Собрание семьи Абрамяна.

Почему название выставки состоит из слов "Москва - Ереван-Москва"? Потому что, Арам Яковлевич был знаменитым МОСКОВСКИМ врачом, создателем школы советской урологии. Доктор наук, профессор, лауреат Государственных премий, признанный в мировых медицинских кругах хирург, требовательный руководитель и "деликатнейший человек" - так отзывались о нем коллеги и пациенты.

Пётр Вильямс. Закат у моря. 1947. Собрание семьи А. Я. Абрамяна
Пётр Вильямс. Закат у моря. 1947. Собрание семьи А. Я. Абрамяна

Но немногие знали его другим: страстным, азартным, увлеченным собирателем произведений русского изобразительного искусства конца XIX-начала XX века. Он ощущал себя представителем двух культур и служил им беззаветно.

Николай Рерих. Архаический пейзаж. 1910. Музей русского искусства,  Ереван.
Николай Рерих. Архаический пейзаж. 1910. Музей русского искусства, Ереван.

В сталинские времена, в середине прошлого века, когда было положено начало коллекции, искусство Серебряного века и художественное наследие творческих объединений, таких как "Бубновый валет", "Мир искусства", "Голубая роза" и более поздних, не были в почёте.

Артур Фонвизин. Портрет Т. Б. Князевской. 1950. Музей русского искусства,  Ереван.
Артур Фонвизин. Портрет Т. Б. Князевской. 1950. Музей русского искусства, Ереван.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет. Не ранее 1916. Музей русского искусства,  Ереван.
Зинаида Серебрякова. Автопортрет. Не ранее 1916. Музей русского искусства, Ереван.

Но личная интуиция, знания, общение с коллегами - коллекционерами, дружба с семьями художников и искренняя любовь к искусству помогли не свернуть с выбранного пути.

Вход в Инженерный корпус ГТГ.
Вход в Инженерный корпус ГТГ.

Прошло несколько десятилетий. Арам Яковлевич Абрамян, помимо живописи и графики, неутомимо собирал скульптуру и произведения декоративно - прикладного искусства.

Сергей Судейкин.  Петрушка. Бумага, акварель. Музей русского искусства,  Ереван.
Сергей Судейкин. Петрушка. Бумага, акварель. Музей русского искусства, Ереван.

Затем, в 80-90-е годы прошлого столетия лично добился от Правительства Армянской ССР строительства здания музея в Ереване и передал более 350 картин и других произведений в дар новому Музею русского искусства, который имеет второе название (коллекция А.Абрамяна).

Константин Коровин.  Натюрморт. 1916. Холст, масло. Музей русского искусства,  Ереван.
Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

В советское время доступа к частной коллекции не было. Ныне отправиться в Ереван тоже не каждый может, но есть шанс увидеть лучшие произведения из коллекции в Москве!

Валентин Серов. Букет сирени в вазе. 1889. Холст, масло. Музей русского искусства,  Ереван.
Валентин Серов. Букет сирени в вазе. 1889. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Например, шедевр "Букет сирени в вазе" Валентина Серова. Никогда его не видела раньше. Картина притягивает удивительным внутренним светом. Нетипичным сюжетом. Рядом - жизнерадостный крымский натюрморт Константина Коровина. Яркая палитра, солнце, море, персики, розы!

Фрагмент. Константин Коровин.  Натюрморт.
Фрагмент. Константин Коровин. Натюрморт.

Словно собраны из цветных витражей работы Аристарха Лентулова.

Аристарх Лентулов. Дети в саду.  1918. Холст,  масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Аристарх Лентулов. Дети в саду. 1918. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Аристарх Лентулов. Пейзаж с деревьями. 1918. Холст,  масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Аристарх Лентулов. Пейзаж с деревьями. 1918. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Абрамяна привлекали достаточно сдержанные сюжеты, несмотря на бунтарский характер их создателей.

Наталья Гончарова. Пруд. 1906. Холст,  масло.  Музей русского искусства, Ереван.
Наталья Гончарова. Пруд. 1906. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

В его коллекции есть Николай Рерих, Борис Кустодиев, Максимилиан Волошин, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин, Кузьма Петров-Водкин и др.

Борис Кустодиев.  Встреча. Пасхальный день. 1918. Холст,  масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Борис Кустодиев. Встреча. Пасхальный день. 1918. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Борис Кустодиев. Фрагмент.
Борис Кустодиев. Фрагмент.

Борис Кустодиев.  Фрагмент.
Борис Кустодиев. Фрагмент.

Очень дорожил и любил Арам Яковлевич картину Бориса Григорьева "Зоопарк". Мы долго рассматривали её сюжет и детали. Сам художник любил ходить в Парижский зоопарк и говорил, что животные ему напоминают людей.

Борис Григорьев.  Зоопарк.  1917. Холст, масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Борис Григорьев. Зоопарк. 1917. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Работа впервые экспонировалась на выставке " Мир искусства " в 1928 году, под названием "Зоологический сад. Париж." По-моему, это название больше подходит).

Фрагмент.
Фрагмент.

Чем заняты эти дамы- француженки в зоопарке?

Фрагмент.
Фрагмент.

Позже коллекция пополнялась интересными работами начинающих советских художников 1920-1930-х годов. Нам понравился ироничный "Стрелочник с женой" А.А. Лабаса.

Александр Лабас. Стрелочник с женой.  1928. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.
Александр Лабас. Стрелочник с женой. 1928. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Портрет жены художника Николая Синезубова. 1920.

Николай Синезубов.  Портрет жены художника. 1920. Холст,  масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Николай Синезубов. Портрет жены художника. 1920. Холст, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Более поздние работы советских художников- шестидесятников, таких как Виктор Попков и другие.

Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло.  Музей русского искусства,  Ереван.
Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло. Музей русского искусства, Ереван.

Все ясно без слов.

Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло. Фрагмент.
Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло. Фрагмент.

Символично. Возможно теперь молодая героиня картины тоже с восхищением оглядывается на юных дев...

Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло. Фрагмент.
Виктор Попков. Две фигуры. 1968. Картон, масло. Фрагмент.

Не все работы оказались в музее, часть осталась в собственности семьи Абрамян. На выставке они были показаны вместе, и впечатления от колекции остались более целостными.

Вениамин Гальвич. Фантазия. 1918. Собрание семьи А. Я. Абрамяна
Вениамин Гальвич. Фантазия. 1918. Собрание семьи А. Я. Абрамяна

Увидеть незнакомые работы знакомых художников, открыть для себя новые имена, восхититься личностью " армянского Третьякова "можно на выставке "Москва-Ереван-Москва" до 11 августа 2024 г.

-27

КСТАТИ, впервые о коллекционере Абрамяне А.А. узнала в музее Русского импрессионизма на выставке "Охотники за искусством". Коллекционеров тогда было представлено несколько. Запомнить всех сразу сложно. Но вот теперь состоялась более "близкое знакомство" в Третьяковке с деятельностью "армянского Третьякова " и незаурядная личность Арама Яковлевича Абрамяна обрела более ясные черты.

Желаю всем новых знакомств и впечатлений! Не забывайте ставить лайки автору)