Это не просто выставка картин - это выставка "коллекция".
На выставке в Инженерном корпусе Третьяковской галереи впервые в Москве экспонируется собрание картин "армянского Третьякова" - Арама Яковлевича Абрамяна (1898-1990).
Почему название выставки состоит из слов "Москва - Ереван-Москва"? Потому что, Арам Яковлевич был знаменитым МОСКОВСКИМ врачом, создателем школы советской урологии. Доктор наук, профессор, лауреат Государственных премий, признанный в мировых медицинских кругах хирург, требовательный руководитель и "деликатнейший человек" - так отзывались о нем коллеги и пациенты.
Но немногие знали его другим: страстным, азартным, увлеченным собирателем произведений русского изобразительного искусства конца XIX-начала XX века. Он ощущал себя представителем двух культур и служил им беззаветно.
В сталинские времена, в середине прошлого века, когда было положено начало коллекции, искусство Серебряного века и художественное наследие творческих объединений, таких как "Бубновый валет", "Мир искусства", "Голубая роза" и более поздних, не были в почёте.
Но личная интуиция, знания, общение с коллегами - коллекционерами, дружба с семьями художников и искренняя любовь к искусству помогли не свернуть с выбранного пути.
Прошло несколько десятилетий. Арам Яковлевич Абрамян, помимо живописи и графики, неутомимо собирал скульптуру и произведения декоративно - прикладного искусства.
Затем, в 80-90-е годы прошлого столетия лично добился от Правительства Армянской ССР строительства здания музея в Ереване и передал более 350 картин и других произведений в дар новому Музею русского искусства, который имеет второе название (коллекция А.Абрамяна).
В советское время доступа к частной коллекции не было. Ныне отправиться в Ереван тоже не каждый может, но есть шанс увидеть лучшие произведения из коллекции в Москве!
Например, шедевр "Букет сирени в вазе" Валентина Серова. Никогда его не видела раньше. Картина притягивает удивительным внутренним светом. Нетипичным сюжетом. Рядом - жизнерадостный крымский натюрморт Константина Коровина. Яркая палитра, солнце, море, персики, розы!
Словно собраны из цветных витражей работы Аристарха Лентулова.
Абрамяна привлекали достаточно сдержанные сюжеты, несмотря на бунтарский характер их создателей.
В его коллекции есть Николай Рерих, Борис Кустодиев, Максимилиан Волошин, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин, Кузьма Петров-Водкин и др.
Очень дорожил и любил Арам Яковлевич картину Бориса Григорьева "Зоопарк". Мы долго рассматривали её сюжет и детали. Сам художник любил ходить в Парижский зоопарк и говорил, что животные ему напоминают людей.
Работа впервые экспонировалась на выставке " Мир искусства " в 1928 году, под названием "Зоологический сад. Париж." По-моему, это название больше подходит).
Чем заняты эти дамы- француженки в зоопарке?
Позже коллекция пополнялась интересными работами начинающих советских художников 1920-1930-х годов. Нам понравился ироничный "Стрелочник с женой" А.А. Лабаса.
Портрет жены художника Николая Синезубова. 1920.
Более поздние работы советских художников- шестидесятников, таких как Виктор Попков и другие.
Все ясно без слов.
Символично. Возможно теперь молодая героиня картины тоже с восхищением оглядывается на юных дев...
Не все работы оказались в музее, часть осталась в собственности семьи Абрамян. На выставке они были показаны вместе, и впечатления от колекции остались более целостными.
Увидеть незнакомые работы знакомых художников, открыть для себя новые имена, восхититься личностью " армянского Третьякова "можно на выставке "Москва-Ереван-Москва" до 11 августа 2024 г.
КСТАТИ, впервые о коллекционере Абрамяне А.А. узнала в музее Русского импрессионизма на выставке "Охотники за искусством". Коллекционеров тогда было представлено несколько. Запомнить всех сразу сложно. Но вот теперь состоялась более "близкое знакомство" в Третьяковке с деятельностью "армянского Третьякова " и незаурядная личность Арама Яковлевича Абрамяна обрела более ясные черты.
Желаю всем новых знакомств и впечатлений! Не забывайте ставить лайки автору)