Любое религиозное или философское учение рассматривает самые разные аспекты человеческой жизни. Этика, добро и зло, вечное и земное, благодатное и разрушительное — все эти ориентиры представлены в древних текстах разных культур мира. Грех также является основополагающим понятием в каждой из этих систем. Удивительно, но даже в буддизме есть такая категория.
В этой статье — лаконично о том, что портит людям жизнь, что говорит о грехе буддизм и как все это перекликается с христианской традицией.
Зло и Добро
"Грех" (в христианской традиции), "харам" (в исламе) или же клеша (в буддизме) — что приносит человеку страдания и есть ли в этом разница для людей из разных уголков мира?
Что же такое зло простыми словами? Зло есть то, что ведет к разрушению, распаду, ухудшению. То, что приносит вред.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий". (Источник) Но ведь под категорию "кто-то" может попадать и сам человек-исполнитель какого-либо зла. Выходит, что злом можно назвать причинение себе ущерба.
Добро же, по логике вещей, имеет обратные качества. Согласно словарю Ушакова, добро — это :
1. Положительное начало в нравственности, противоп. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте.
2. То, что хорошо, полезно, приятно. (Источник)
Отталкиваясь от такого понимания добра и зла, грехом (то есть тем, что приносит человеку зло) в буддизме считается "клеша".
Клеша («бедствие, страдание») — одно из фундаментальных понятий в буддизме. Это яд, который отравляет сознание, загрязняет и омрачает его, мешая ощущать мир таким, какой он есть в действительности.
Существует три основных "яда", три порока, отравляющих жизнь человека:
1. Моха (невежество, спутанное сознание),
2. Рага (жадность, алчность, чувственная привязанность)
3. Доса (отвращение, ненависть, недоброжелательность).
Считается, что эти три состояния сознания являются основой неутолимой жажды и страданий человека. Именно они мешают выйти из круга непрекращающихся перерождений и покинуть колесо Сансары.
Так, невежество, жадность и злоба мешают человеку избавиться от земных страданий.
Три "яда" символически изображают в центре колеса Сансары, где петух, змея и свинья символизируют жадность, злобу и заблуждение:
Примечательно, что буддолог В. П. Андросов в одной из своих последних рецензий указывал, что он всё более уверен в том, что клешу можно перевести как «клеща, отравляющего сознание ядом». И при укусе такого клеща, отмечает Андросов, сначала возникает краткая боль от укуса или аффект, а затем в организм или же в сознание попадает яд, «излечиться от которого крайне сложно, а порою осложнения сказываются всю жизнь». (Источник)
Невежество, жадность и недоброжелательность — достаточно широкие понятия и рассмотреть возникающие в уме и в сердце чувства не всегда бывает легко в суете повседневности. На этот случай буддизм также повествует о "пяти препятствиях".
Пять препятствий (ниваран) представляют собой список состояний человека, которые мешают ему в медитации. "Так же точно, великий царь, и монах, не отказавшись от этих пяти преград, видит себя словно в долгу, словно в болезни, словно в темнице, словно в рабстве, словно на труднопроходимой дороге." (Источник)
Медитация в широком смысле — методы, которые использует человек на пути самосовершенствования.
Среди этих ниваран:
- Чувственное желание: поиск удовольствия посредством чувств: зрения, звука, запаха, вкуса и тактильных ощущений.
- Недоброжелательность: это чувство враждебности, негодования, ненависти и горечи.
- Лень и апатия: вялые действия с небольшими или нулевыми усилиями или концентрацией.
- Беспокойство и тревога: неспособность успокоить ум.
- Сомнение: недостаток убеждённости или веры в свои способности.
Так, по словам Джила Фронсдала, палийский термин nīvaraṇa означает «покрытие». Фронсдал утверждает, что эти помехи покрывают: ясность нашего ума и нашу способность быть внимательными, мудрыми, сосредоточенными и оставаться на цели. (Источник).
Сходство с православной традицией
Если зрить "в корень", можно заметить, что буддийские клеши в чем-то, а может, и во многом, перекликаются с семью смертными грехами, представленными в христианских учениях.
Для того, чтобы освежить в памяти, семь смертных грехов являют собой:
1. Чревоугодие
2. Похоть
3. Жадность
4. Гнев
5. Лень
6. Зависть
7. Гордыня.
Во многих отношениях каждый из семи грехов так или иначе связан с описанными в трех "ядах" состояниями сознания. Возможно, невежество является подспорьем для них всех. Так, можно сделать вывод, что не смотря на разность культур и менталитета, древние тексты во многом сходятся в отношении морально-этических принципов, описанных в них.
Что со всем этим делать?
В буддийской традиции описаны три благотворные психические фактора, развивая которые можно противостоять трём ядам:
- Отсутствие заблуждений и мудрость
- Непривязанность и щедрость
Считается, что развитие этих качеств поможет избавиться от земных страданий и достигнуть освобождения.