Найти в Дзене

Медвежий праздник, древний обряд поедания медведя

Часть культа медведя.

Почитание медведя и праздник, связанный с ним, это удивительное культурное явление, которое возникло еще в палеолите и существует до сих пор у народов Сибири и Дальнего Востока. Оно сохраняет многие древние особенности, включая хранение черепов и костей.

На Дальнем Востоке, у нивхов, айнов и других малочисленных народов, его проводят в определенное время, в период между зимнем солнцестоянием, это двадцатые числа декабря, и весенним равноденствием — двадцатые числа марта, потому ритуал считается периодическим праздником. Притом он проводится на протяжении 7 лет подряд, но после еще 7 лет не проводится.

Для обряда медведя выращивают в семье несколько лет, если это самец, то 3, если самка, то 4.

эти два числа имеют значение на протяжении всего обряда и не только этого. В принципе в жизни некоторых малочисленных коренных народов есть такое разделение, четные — женские числа, нечетные — мужские

У нивхов праздник проходит так:

В назначенный день происходит ритуальное убийство заранее выращенного медведя, его свежевание и приготовление. Перед свежеванием медведю надевали намордник, делали ошейник, подвешивали к губам маленькую бумажку, завязывали глаза и уши, также на глаза надевали специальную повязку, которая должна была собирать слезы. По древним религиозным представлениям нивхов, после смерти медведь все равно остается живым и может видеть, слышать и даже плакать.

Ноздри медведю могли затыкать маленькими еловыми веточками, чтобы он не чувствовал запах людей, которые его разделывают, потому что он мог обидеться, запомнить их, а после того, как он оживет и вернется в лес, может выследить этих людей.

Освежеванную тушу вносили в дом через дымовое отверстие или через окно, также могли вырезать специальную дыру в стене для этого, через дверь вносить нельзя, так как через нее ходят женщины, они, кстати, в момент убийства медведя не присутствуют и должны уйти в дом.

Останки медведя укладывали на место для почетных гостей. Дальше шло приготовление и поедание. Женщины ели заднюю часть медведя, а мужчины — переднюю. Кости после поедания возвращали хозяину медведя, тому, кто его вырастил, притом прилагали к нему дары. Это могли быть ездовые собаки, копья, ножи. Оставлять себе кости ни в коем разе нельзя.

Череп медведя переносили в специальное хранилище, где уже были черепа от предыдущих обрядов.

Второй вариант праздника спорадический, то есть проводится время от времени, а точнее после удачной охоты.

Если получилось добыть медведя в лесу, надо устроить такой обряд, просто ободрать его и съесть нельзя

Спорадический медвежий праздник проходит у ханты и манси на севере Западной Сибири. Периодический медвежий праздник у них также проводят. То есть в культуре присутствуют оба варианта.

-2

У ханты и манси медведя на празднике представляла его шкура, ее укладывали в переднем углу дома в жертвенной позе, то есть голова лежит на передних лапах. Голову и лапы украшали кольцами и лентами. Все, кто приходит на праздник приносили дары и укладывали перед медведем, а еще обязательно целовали лапу медведю, женщины это делали через платок.

Обряд начинается с ритуального отречения, где несколько мужчин вместе с охотником говорят медведю, что они не виноваты в его смерти, после исполняются песни, рассказывается о происхождении медведя, призываются духи и божества, потом следует небольшое представление. На празднике исполнялись пантомимы эротического свойства, песни и танцы нескромного содержания.

В последнюю ночь праздника готовят медвежье мясо и едят его, соблюдая целый ряд запретов. Едят мясо медведя руками или специальными палочками, нельзя использовать железо. Опять же мужчины ели от передней части туши, женщины — от задней. Голову, лапы и сердце мужчины варили позднее в лесу и ели отдельно.

После проводили обряды, избавляющие людей от вины за убийство и поедание медведя: имитировали уход охотников в лес, сон, прилет птиц

Обычно каркали по вороньи, чтобы перенести вину за убийство и поедание на ворон

После происходила имитация танцев разных зверей и птиц, гадали на будущую охоту и весь охотничий промысел.

-3

Кости медведя хоронили в лесу, озере, череп вешали на высокий пень или прятали в священном сундуке завёрнутым в платок, шкуру также хранили в священном амбаре.

На охоте медведя обычно добывают из берлоги, случайным образом редко. Сначала его будят, предлагают стать гостем охотников, а когда убивают, громко каркают, чтоб отвести вину на ворон.

Дополнение:

  • Существует множество вариаций этого обряда у разных народностей.
  • В далеком прошлом, когда убивать медведя было нельзя, проводили только периодический праздник.
  • Элементы медвежьего праздника также присутствуют у некоторых коренных народов Северной Америки.
  • Со­хра­не­ние го­ло­вы, че­ре­па, кос­тей, шку­ры мед­ве­дя в специальном строе­нии долж­но бы­ло спо­соб­ст­во­вать воз­ро­ж­де­нию мед­ве­дя в бу­ду­щем и про­мы­сло­во­му бла­го­по­лу­чию уча­ст­ни­ков празд­ни­ка.
-4

Есть легенда у эвенов (Дальний Восток), по которой одна девушка провалилась к медведю в берлогу и сожительствовала там с ним. Вернувшись к людям, она родила медвежонка и мальчика. Медведь ушел жить в лес. Со временем человеческий брат пошел его искать, чтоб вызвать на поединок. В результате медведь сильно ранил его, но при этом сам погиб, перед смертью он рассказал, как отмечать медвежий праздник.

у славян тоже есть легенда о девушке, которая сожительствовала с медведем, после этого родился богатырь Ивашко-Медведко, снизу человек, сверху медведь