На Руси отношения между мужчиной и женщиной с первого момента знакомства были жёстко регламентированы традициями. Обычаи сопровождали пару, начиная со сватовства и заканчивая разводом. О том, как расторгали брак наши предки-язычники, известно мало. Историки не сходятся во мнении по этому вопросу. Одни говорят, что брак в те времена заключался на века, чему свидетельствуют сказания, описывающие обряды, похожие на индийский ритуал сати. То есть уйти от живого мужа было просто невозможно, а в случае его смерти вдовы всходили на погребальные костры. Другие утверждают, что сходились и расходились язычники легко и просто.
Сейчас сложно сказать, как было на самом деле. Информация о том периоде слишком противоречива. Однако в источниках можно найти большое количество сведений о том, как разводились русичи-христиане. Тут всё довольно ясно: церковь крайне негативно относилась к подобной практике. Однако аннулировать брак при довольно веских причинах всё же было возможно. Сам процесс зависел от сословия.
Два рубля – и ты снова холостяк
С приходом христианства семейный кодекс на Руси стал меняться, он включил в себя обязательное венчание в церкви. Однако в обществе ещё долгое время существовали «неформальные браки». Если супруги хотели разойтись, они могли это сделать лишь при обоюдном согласии. Хотя Церковный устав князя Ярослава такое не одобрял. Руководствуясь этим нормативно-правовым актом, церковный суд за самовольный развод мог обязать мужа выплатить 12 гривен пени или шесть гривен (если брак не освящён).
Разорвать семейные узы по закону можно было в случае, если жена знала о заговоре против князя и не сообщила об этом; если жена вела разгульную жизнь и не послушала вразумлений мужа, если она изменила ему, а также если она подбила мужа на кражу или сама украла, если услышала о готовящемся грабеже церкви и не рассказала об этом мужу. Если мужчина бросал ни в чём неповинную супругу, по «Уставу Ярослава» с него взыскивалась денежная компенсация в пользу жены. Сумма зависела от статуса главы семьи. Холопы выплачивали супругам два рубля, а бояре – 300 гривен. Светская власть в процесс не вмешивалась, всё решал церковный суд.
Кстати, не благословлённые церковью браки окончательно были запрещены лишь в 1774 году. Тогда Священный Синод выпустил указ, который обещал невенчанным парам множество наказаний, включая отлучение от церкви.
Что о разводе говорил Византийский свод законов?
Как уже было сказано выше, церковь была против разводов. Венчанный брак был освящён самим Господом. Священники говорили, что те, кто переступает через это благословение, совершает духовное преступление и, соблазнившись прелюбодеянием, толкает своего партнёра к блуду. Поэтому они запрещали жениться на разведённых женщинах. Если открыть Византийский свод законов, то в нём можно найти семь уважительных причин для расторжения брака. «Разъехаться» можно было, если один из супругов:
- вёл аморальный образ жизни (не ночевал дома, пьянствовал, если муж продавал жену за деньги);
- пропал без вести;
- не мог выполнять супружеские обязанности или был бесплоден;
- стал иноверцем или ушёл в монастырь;
- заболел проказой;
- был заговорщиком против монарха;
- покушался на жизнь своего партнёра.
Дело о разводе разбиралось в суде, затем после одобрения супруги выплачивали штраф митрополиту и делили имущество.
Как князья расставались с жёнами?
Как правило инициаторами развода на Руси были мужчины. Они влюблялись в более молодых и красивых женщин и искали любые способы избавиться от опостылевших жён. Самыми распространёнными причинами, по которым князья могли требовать аннулировать их брак, были болезнь супруги, её бесплодие или уход в монастырь. Последнее часто лишь подавалось как добровольное решение.
Кстати, узаконил разводы на Руси князь Владимир Святославович. После принятия христианства ему пришлось официально расстаться с несколькими своими жёнами-язычницами. Московский князь Симеон Гордый бросил жену Евпраксию, объясняя это её хворью. После развода и князь, и княгиня беспрепятственно вступили во второй брак с другими партнёрами. Князь новгородский Роман Галицкий развёлся с супругой, заставив ту уйти в монастырь. По той же причине распался брак князя владимирского Святослава и его жены Евдокии. Только Евдокия стала монахиней по доброй воле, так как не захотела жить с мужчиной, который её разлюбил.
Московский князь Василия III прожил с Соломонией Сабуровой 20 лет, но детей жена ему так и не родила. Из-за этого Василий решил разойтись с ней, но церковь не позволила ему сделать это, и тогда князь лишил митрополита Варлаама сана, а всех, кто осмелился роптать, отправил в ссылку. После этого он женился на Елене Глинской, которая родила ему сыновей – Ивана (вошедшего в историю под прозвищем Грозный) и Юрия.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!