В предыдущих статьях мы рассказывали про эскадренные миноносцы, строившиеся в довоенный период. Проект «тридцаток» получил и послевоенное продолжение, помимо усовершенствованного 30К, появились корабли проекта 30бис.
Вообще вся серия кораблей этого проекта была знаковой и масштабной для отечественного кораблестроения.
Флот получил 70! кораблей проекта 30бис: завод им. А. А. Жданова построил 16 единиц, завод им. 61 Коммунара-18, им. Ленинского комсомола -18, а Северное машиностроительное предприятие-18. Скорость строительства этих кораблей также была ударной, например, на постройку «Способного» корабелам ждановского завода хватило всего 9 месяцев.
30 И 30БИС — В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Технический проект 30бис, разработанный под руководством главного конструктора А. Л. Фишера был утвержден Постановлением Совета Министров СССР 28 января 1947 года.
По составу вооружения, новый проект мало чем отличался от предыдущих за исключением того, что вместо 3-трубных были установлены 5–трубные торпедные аппараты, несколько усилили зенитное вооружение, а в процессе постройки кораблей на них устанавливали более совершенные средства радиоэлектронного вооружения. Расположение главной энергетической установки (ГЭУ) было эшелонным.
Корпус корабля был полностью сварным за исключением отдельных элементов клепанных соединений открытых палуб. 17 водонепроницаемых переборок, доходящих до верхней палубы, разделяли корабль на 18 водонепроницаемых отсеков. Корабль имел полубак, непрерывную верхнюю палубу и платформы только в носу и корме, и внутреннее дно на протяжении турбинных и котельных отделений.
- Металлический корпус собирался на стапеле из крупных объемных, полуобъемных и плоскостных секций, что сокращало время постройки корпуса корабля на стапеле, а сборка всех секций в закрытом цехе, обеспечивала высокое качество работ.
- После сборки и сварки в сборочно-сварочном цехе, заказ отправляли в эллинг, где проходила монтажная сборка и сварка корпуса по заданной технологии.
Кстати, об эллинге.
Совсем недавно Северная верфь отпраздновала 75-летие этого столь важного для производства здания.
В силу того, что завод им. А.А. Жданова (сейчас завод «Северная верфь») начал масштабное строительство новой, послевоенной серии кораблей, заводу пришлось серьезно модернизировать собственные мощности. Крупнотоннажные корабли со сварными корпусами в старых цехах строить было невозможно.
В связи с этим было начато строительство нового, крытого эллинга с трансбордерным устройством. Это уникальное сооружение из четырех пролетов шириной по 26 метров и длиной по 176 метров с высотой до подкрановых путей 35 метров, позволяло строить корабли и суда поточно-позиционным методом со спуском в готовности до 85%.
Также в 1947 году вместо одного корпусного цеха возникли целых три: корпусообрабатывающий, сборочно-сварочный и стапельный. Производство водотрубных котлов было передано Балтийскому заводу, турбинная мастерская – Кировскому заводу. Закрыта литейная мастерская.
Головной корабль серии «Смелый» был заложен на ждановском заводе 16 мая 1948 года и акт приемки корабля был подписали уже 21 декабря 1949 года. Председателем комиссии назначили контр-адмирала Н. О. Абрамова.
Итак, основные отличия 30бис от базовых «тридцаток»:
- Изменились размеры корабля: длина увеличена на 2,5 метра, ширина на 1 метр и высота борта на 0,2 метра. Это увеличило остойчивость корабля и были получены дополнительные помещения для размещения постов радиолокации, радиосвязи.
- Корпус корабля выполнен полностью сварным.
- Установлены два 5-трубных торпедных аппарата типа ПТА-53-30бис взамен 3-трубных торпедных аппаратов 1-Н.
- Дополнительно установлен один автомат 70-К. Погреба боезапасов зенитной артиллерии, для носовой и кормовой групп автоматов, расположены под соответствующими установками, что обеспечивало лучшую подачу боезапаса.
- Изменилось расположение постов и рубок в носовой надстройке.
- Изменена конфигурация верхнего ходового мостика.
- Изменено расположение жилых и служебных помещений.
- Увеличен вес якорей и калибр якорных цепей, а также увеличен диаметр швартовных тросов.
В соответствии с техническим проектом, в диаметральной плоскости ЭМ «Смелый» были установлены две 2-орудийные башни Б-2-ЛМ 130-мм калибра. Общий вес башни составил 49 220 кг. На испытаниях было достигнута скорострельность 11 выстрелов в минуту.
Первоначально на мостике надстройки установили одну 2-орудийную 85-мм зенитную башню 92-К. На головном корабле установили семь 1-ствольных 37-мм автоматов 70-К и два 2-ствольных пулемета 2М-1. Также на корабле была установлена система управления артиллерийским огнем главного калибра «Мина-30бис» и зенитного — «Союз-30бис».
На корабле установлены два 533-мм 5–трубных торпедных аппарата типа ПТА-53-30бис, расположенные в диаметральной плоскости, с углом обстрела по 40 градусов от траверза на нос и корму. Корабль мог выполнить два 5-торпедных или один 10-торпедный залп. Запасных торпед не предусматривалось.
Для защиты от якорных мин корабль имел четыре паравана К-1, два из которых были запасными. Скорость корабля при поставленном параване ограничивалась 20 узлами.
Мины находились на минных дорожках, проходивших вдоль обоих бортов. На головном корабле было два кормовых бомбосбрасывателя расположенных у транца под верхней палубой. На некоторых кораблях имелись бомбометы БМБ-1.
На корабле было установлено два комплекта дымопусковой аппаратуры (ДА-1 и ДА-2Б), а также 20 дымовых шашек МДШ. Средства радиосвязи были представлены 6 комплектами радиопередатчиков и 7 комплектами радиоприемников. Были оборудованы радиорубки дальней, ближней и внутриэскадренной связи.
Также были установлены РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1М», РЛС обнаружения надводных целей «Риф», артиллерийские РЛС «Редан-2» и «Вымпел-2». В качестве навигационной РЛС применили станцию «Рым-1». Гидроакустика на была представлена ГАС «Тамир-5Н», работавшая в режимах эхопеленгования и шумопеленгования. Впоследствии на некоторых кораблях была установлена ГАС «Пегас-2».
Штурманское вооружение включало гирокомпас «Курс-3», три магнитных компаса, лаг «Гаусс-50», эхолот НЭЛ-3, радиопеленгатор «Бурун-К».
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
О всех плюсах и минусах кораблей проекта 30бис судили по результатам испытаний головного «Смелого» на Балтике. Государственные испытания «Смелого» проводились с 3 ноября по 21 декабря 1949 года.
В целом, во время ходовых испытаний, как заводских, так и государственных корабль подтвердил заложенные в проект параметры. За исключением нескольких недостатков, которые ограничивали использование корабельного оружия в условиях сильного волнения и на больших скоростях.
Разумеется, все многочисленные доработки и исправления дефектов, выявленные как в процессе постройки, так и на испытаниях головного корабля были учтены при постройке других кораблей серии.
Итак, основные выводы государственной комиссии по результатам испытаний головного «Смелого»:
- На испытаниях корабль смог развить скорость на 1 уз. больше заявленной в проекте.
- Два 5-трубных торпедных аппарата обеспечивали мощный торпедный удар.
- Увеличена прочность корпуса по сравнению с «семерками» и базовыми «тридцатками».
- Остойчивость корабль признана удовлетворительной.
- Машинно-котельная установка кораблей проекта 30бис обладает хорошими маневренными качествами и надежна в работе.
- Корабли проекта 30бис более мореходные, чем корабли проектов 7, 7У и 30.
И несколько основных недостатков:
- Установленная не универсальная артиллерия главного калибра резко ограничивает использование ее против авиации, намного понижая тактические качества миноносцев.
- Установленные на кораблях съемные 3-ярусные койки при малой площади кубриков создают неудовлетворительные условия быта личного состава.
«Комиссия государственной приемки считает, что эскадренный миноносец «Смелый» отвечает современным боевым требованиям и по своим тактико-техническим данным стоит выше кораблей, построенных по проектам 7, 7У и 30.».
За постройку ЭМ «Смелый» в 1950 году звание лауреата Сталинской премии присвоили главному инженеру завода П. В. Фролову, главному технологу А. З. Голланду и заместителю главного технолога завода Н. А. Федорову.
В 1956-1961 годах корабли проекта 30бис «Стойкий» и «Стремительный» были модернизированы по проекту 31. В ходе модернизации на этих кораблях оставили один торпедный аппарат, установили пять 57-мм орудий ЗИФ-71 и РЛС «Фут-Б».
В среднем, эти корабли прослужили в составе ВМФ по 30 лет. Головной «Смелый» в 1961 году был уничтожен на полигоне в районе Новой Земли при испытании ядерного оружия. Как выслужившие срок, были списаны и разобраны на металл «Суровый (1986 г.)», «Совершенный» (1986 г.), «Серьезный» (1986 г.) и «Степенный» (1988 г.).
Но нельзя не отметить, что уже в начале строительства проект по своим тактико-техническим характеристикам больше соответствовали кораблям аналогичного класса конца 30-х годов, имея уже устаревшее артиллерийское вооружение, в том числе зенитное, слабое противолодочное вооружение.