Найти в Дзене
Народ Востока

Подавился мацой: что стало с Юрием Айзеншписом, продюсером «Кино» и Димы Билана

В 1970-1980-х русский рок находился в авангарде контркультуры и сделал многое, дабы страна изменилась и стала более свободной и современной. Многие нынешние светила начинали буквально в подворотне и потому воспевали ценности свободы и независимости от всего, в том числе, и от денег.

Поэтому у нас как-то не принято, чтоб рок-музыкант был богатым – он должен быть «голодным» во всех смыслах, чтобы считаться борцом. В свое время Макаревича еще до Украины заклевали за то, что он стал слишком буржуазным, охотно демонстрируя свой уровень благосостояния.

Поэтому соотечественники предпочитают не замечать, что у группы «Кино» был продюсер, который добивался для нее наилучших заработков и что перед своим уходом из жизни Виктор Цой стал миллионером. Тем не менее, эту песню не задушишь, не убьешь из песни слов не выкинешь – Юрий Айзеншпис действительно занимал этот пост на протяжении примерно восьми месяцев. А затем на свои средства выпустил последний для коллектива «Черный альбом», где были такие хиты на все времена, как «Красно-желтые дни», «Кукушка», «Муравейник», «Когда твоя девушка больна».

Давайте сегодня о нем расскажем.

Айзеншпис появился на свет вскоре после войны в семье бывших фронтовиков. Его отец был из польских евреев, бежавших в СССР от нацистов – им вовсе не обязательно было служить в Красной Армии, но он предпочел сражаться. Мама была наша, чудом избежала отправки в концлагерь, партизанила в лесах Белоруссии.

-2

С юности наш герой занимался спортом, но был вынужден перестать из-за проблем со здоровьем. Одновременно с получением высшего образования он стал администратором «Сокола», первой советской рок-группы, написавшую первую же рок-песню на русском языке.

Несмотря на неодобрение властями этого жанра искусства, коллектив уже в 1960-е активно гастролировал. И объяснялось это предельно просто: музыканты были детьми и родственниками высокопоставленных партийных чиновников. Так, клавишник был зятем Семичастного, председателя КГБ.

Но основным занятием Айзеншписа в то время стала фарцовка, на которой он зарабатывал, пользуясь своими знакомствами. Только месячный его доход составлял несколько тысяч в 1960-х годах – советские министры официально получали меньше. Как он сам потом говорил, в органах решили «закрыть» такую темную личность, чтобы он не довел до цугундера чьих-то сыночков.

С перерывом Юрий провел за решеткой восемнадцать лет, сменив столько мест заключения, что сумел бы выиграть в города даже у Косого из «Джентльменов удачи». Выйти на свободу помогла любимая мама, которая выросла с главой советского правительства Громыко в одном селе. Всеми правдами и неправдами она сумела попасть к нему на прием и заручилась поддержкой односельчанина.

-3

Вскоре после освобождения Айзеншпис познакомился с Цоем. На тот момент «Кино» уже имело некоторую известность, при нем добилось широкой популярности и с его помощью наконец начало хорошо зарабатывать. Бывший зэк взял на себя все финансовые вопросы и ведение переговоров как директорами концертных залов, так и с рэкетирами, доказав, что у него действительно «железный конец» – с языка идиш его фамилия переводится именно так. На «Кино» он получил свои первые миллионы, но и сделал для группы немало.

После злополучной аварии Юрий решил остаться в столь прибыльном бизнесе и стал одним из первых российских продюсеров. Однако, в строгом понимании этого термина, он им не был, поскольку занимался только деньгами, а не музыкальной составляющей. Тем не менее, с его помощью добились известности «Технология», «Моральный кодекс», Катя Лель, а Влада Сташевского он «раскрутил» на спор – подшофе заключил пари, что сделает звездой даже «слепого, глухого, кривого» артиста.

-4

Но более всего он известен, как первый продюсер Димы Билана. Так как Айзеншпис всегда держал своих подопечных на птичьих правах, заключая с ними заведомо кабальные договоры, после его ухода из жизни в 2005-м году народному артисту Карачаево-Черкесии пришлось судиться со вдовой-наследницей за право использования своего сценического имени.