Недавно я рассказывал в статье про первых советских олимпийцев, а сегодня забавная история про последнего советского олимпийца - марафонца Равиля Кашапова.
В программе Олимпиады в Сеуле 1988 года, которая стала последней для государства СССР, марафон, по традиции, венчал событие четырехлетия. От сборной Советского Союза туда отобрался только 31-летний татарин Равиль Кашапов.
Равиль приехал за 4 дня до старта марафона, когда большинство советских олимпийцев уже отправились домой. Столь поздний визит Равиль объяснял тем, что в акклиматизации не нуждался, так как заранее перестраивал свой режим дня под корейское время.
– А чего ты приехал-то?! – вопрос одного из начальников команды привел марафонца в растерянность.
– Бежать марафон – разумно ответил атлет.
– Сборная выполнила свой план, завоевала 10 золотых медалей. А у нас уже и денег нет, чтобы премиальные платить, можешь не бежать – ошарашил своим ответом атлета функционер.
Подумав, что это шутка такая, Равиль обратился к старшему тренеру и получил примерно тот же по сути своей ответ.
– Нет, ну если ты хочешь почувствовать олимпийский дух, то конечно давай. Можешь выйти на старт и сойти, мы тебя ругать не будем. Гуляй, наслаждайся. Да и денег все равно нет на призовые.
А в тот год впервые олимпийцы получали призовые. За 1 место было положено 6 тысяч долларов. Хотя Равиль не был претендентом даже на пьедестал, однако чего только не бывает в спорте...
А тут как раз наша сборная по футболу взяла неожиданно золото Олимпиады, обыграв в дополнительное время самих бразильцев (помните тот гол Савичева и невероятные для советского комментатора крики Маслаченко?), а еще и советские баскетболисты стали Олимпийскими чемпионами. Всем было уже не до марафона.
С таким настроением и в такой атмосфере выходил сильнейший марафонец СССР на свой последний и последний для страны марафон в майке спортсмена из Советского Союза.
Представьте, если бы перед стартом тренер напутствовал бы его в том духе, что кровь из носу, но надо взять медаль, отдать всё, выложиться на максимум и даже больше, бейся за Родину, бейся за Сталина...
Когда Кашапов бежал этот марафон, на дистанции не было никакой ни моральной, ни технической поддержки от тренеров. Он не знал каким бежит, как бежит, какое его отставание от лидеров.
Хотя первое время, почти половину дистанции держался в группе лидеров, видел как бегут лучшие марафонцы мира. Знал их лучшее время, понимал, что его время на одну-две минуты хуже, потому старался не преследовать, а держаться до поры чуть поодаль. Но потом, когда лидеры прибавили, он потерял контроль над ситуацией, понимание на какое время и каким бежит.
В это время в гостинице тренерский штаб отмечал успешное завершение корейского турне, а в фоновом режиме работал телевизор, по которому шла трансляция марафона. И вдруг камера выхватывает крупным планом советского марафонца. Тренера чуть не попадали со стульев. Они были уверены, что Равиль уже давно сошел с дистанции и обедает в корейском ресторане на свои командировочные.
Друзья по команде потом рассказали Равилю, что были люди, которые глядя на экран говорили – «Какого черта он вышел на дистанцию? Хоть бы с ним что-нибудь случилось».
А Равиль Кашапов бежал без напряжения, без накачки, расслабленно во всех отношениях и финишировал в итоге десятым с результатом 2.13.49, отстав от Олимпийского чемпиона Джелиндо Бордин из Италии на 3 минуты, а от бронзового призёра кенийца Дугласа Майна на 2.50.
– Если бы меня настроили должным образом, то Я, наверное, умер бы, но умер на пьедестале – признавался в последствии последний советский марафонец.
В те суровые годы не было никакой заинтересованности и у республиканского руководства. Раньше как-то легкомысленней относились к спортивным успехам и про участие Равиля Кашапова – представителя республики в олимпийском марафоне даже не подозревали.
Из-за того, что в следующем олимпийском цикле Равиль сосредоточился на мыслях о своем будущем после завершения карьеры, на овладении профессией (он преподаватель, сейчас является доцентом кафедры медико-биологических дисциплин Поволжской академии спорта и туризма), не смог отобраться на Олимпийские Игры и в 1993 году из-за травмы спины, казалось бы, завершил карьеру.
Однако через 2 года, В 1995 году без подготовки вышел на старт 100 км Чемпионата России по бегу на 100 км и занял 14 место. Познав вкус сверх длинных дистанций, Равиль Кашапов через три года (весной) разделил первое место с Константином Санталовым в рамках Чемпионата России, а осенью того же года занял 3 место на Чемпионате мира в Японии на дистанции 100 км.
На международных соревнованиях выступал до 2003 года, до 47 лет!
И не удивительно, что у Кашапова так хорошо пошли дела на дистанциях сверх марафона, даже не смотря на возраст. Ведь его тренировочный процесс несколько отличался от общепринятого для советских марафонцев того времени. В целом Равиль вообще предпочитал не ездить на сборы, а тренировался индивидуально.
При этом он имел высокие результаты не только на марафоне, но и на стайерских дистанциях. Так перед отбором на Олимпиаду в Сеуле он пробежал 10 000 метров быстрее 28 минут. Главный тренер сборной СССР Игорь Тер-Ованесян рассказывал, что впервые видит советского марафонца, бегающего десятку быстрее 28 минут.
Так как Кашапов в стране не бегал на тренировках никто. А может быть даже в мире. Его месячный объем порою достигал 1 600 км. Дважды набирал более 2 000 км! Стандартный объем профессионального марафонца редко превышает 800 км в месяц.
Равиль Кашапов - кавалер почётного знака «За заслуги Олимпийского движения в России». Вице-президент Федерации легкой атлетики Республики Татарстан. В Поволжской академии спорта преподает биохимию и новый предмет – антидопинговое обеспечение.
Олимпийское серебро «уральской русалки» в Париже 2024. Что мы знаем об Анастасии Кирпичниковой
Как спасали русских велогонщиков во время военного конфликта в Таджикистане 1990 года