Король Генрих VIII построил английский королевский флот вокруг своего любимого военного корабля "Мэри Роуз", который затонул при загадочных обстоятельствах в 1545 году. Обломки корабля были подняты с морского дна более 400 лет спустя, и ученые до сих пор находят подсказки в бревнах.
Четырехмачтовый парусник "Мэри Роуз" был любимым военно-морским судном короля Генриха VIII. Оно затонуло в 1545 году при загадочных обстоятельствах и пролежало на дне Солента (канал между Портсмутом и островом Уайт в Великобритании) более 400 лет.
В 1982 году затонувший корабль был поднят из воды, и исследователи приступили к десятилетней работе по сохранению единственного в мире неповрежденного военного корабля эпохи Тюдоров. Вот что вы должны знать о легендарном судне, которое теперь находится в постоянной экспозиции в Портсмуте.
Для строительства "Мэри Роуз" судостроителям понадобилось около 16 гектар деревьев.
Когда Генрих VIII стал королем в 1509 году, Англия находилась под угрозой нападения со стороны Франции и Испании. Укрепление небольшого военного флота страны было первоочередной задачей. За время своего правления Генрих наблюдал за неуклонным ростом английского флота - с пяти кораблей в 1509 году до 53 судов к 1547 году, что фактически стало основой английского королевского флота.
Корабль "Мэри Роуз", построенный на Портсмутской верфи в 1510 году, стал одним из первых новых кораблей. Для изготовления его частей потребовались огромные бревна древних деревьев. По оценкам современных исследователей, для постройки 672-тонного судна потребовалось около 600 дубов, что эквивалентно примерно 16 гектарам леса. По оценкам историков, длина "Мэри Роуз" составляла от 33,5 до 45 метров, на борту было до 80 пушек, а экипаж насчитывал от 400 до 500 матросов.
У "Мэри Роуз" был корабль-сестра.
Когда Генрих VIII заказал "Мэри Роуз", он также заказал "Питер Гранат" - 450-тонный корабль-сестру. Эти броские названия были обусловлены религиозными и королевскими символами: "Мэри Роуз", вероятно, была названа в честь Девы Марии и розы Тюдоров, символа династии Генриха. Peter Pomegranate, вероятно, был назван в честь святого Петра, покровителя кораблестроителей, и ботанической эмблемы Катерины Арагонской, новой жены Генриха.
Корабль "Мэри Роуз" служил во флоте Тюдоров в течение 33 лет.
Корабль "Мэри Роуз" был гордостью флота Генриха VIII и за свою 33-летнюю карьеру неоднократно вступал в сражения, чаще всего против заклятого врага Генриха - французов. Наибольшего триумфа она добилась во время своего первого похода в битве при Сен-Матье в 1512 году. Сэр Эдвард Говард, адмирал английского флота, несколько противоречиво решил сделать флагманом эскадры только что построенный корабль "Мэри Роуз", а не более крупное судно "Регент". Английский конвой застал врасплох французские корабли в бухте Бертоме, недалеко от Бреста, Франция, и "Мэри Роуз" сразу же продемонстрировала свою впечатляющую огневую мощь, сбив грот-мачту вражеского корабля "Гранд Луиза".
Почему затонула "Мэри Роуз", остается загадкой.
19 июля 1545 года корабль "Мэри Роуз" затонул в Соленте во время сражения с французским флотом. Единственный известный рассказ очевидца о потоплении принадлежит фламандскому моряку, пережившему катастрофу. По его словам, "Мэри Роуз" выстрелила из орудий правого борта и разворачивалась, когда порыв ветра зацепил паруса, в результате чего вода попала в открытые орудийные люки и затопила внутренние помещения.
Историки предполагают, что здесь могла сыграть роль человеческая ошибка. Капитан сэр Джордж Кэрью впервые командовал кораблем, и его неопытность могла привести к неправильному управлению кораблем. Некоторые сомневаются в рассказе фламандского моряка, поскольку за 33 года "Мэри Роуз" сталкивалась с гораздо худшими погодными условиями, чем просто порыв ветра, и утверждают, что недавний ремонт с установкой новых орудий сделал "Мэри Роуз" неожиданно более неустойчивой и уязвимой к крену. И все же судно прошло весь путь от Лондона до Портсмута с пушками без происшествий. Возможно, мы никогда не узнаем точную причину гибели "Мэри Роуз".
В результате кораблекрушения погибли сотни людей.
Около 500 моряков, солдат, слуг и джентльменов находились на борту "Мэри Роуз", когда она затонула, и известно, что выжили только около 30 человек. Анализ некоторых скелетов, найденных на затонувшем корабле, показал, что большинство из них были молодыми людьми в возрасте около двадцати лет. Недавний анализ ДНК показал, что состав экипажа был разнообразным.
Почти сразу же люди попытались поднять корабль.
В отличие от некоторых известных недоступных затонувших кораблей, "Мэри Роуз" затонула всего в 40 футах воды по правому борту. Власти немедленно приступили к попыткам поднять корабль и извлечь из него множество ценных пушек. Венецианская команда спасателей прикрепила к корпусу корабля тросы и попыталась поднять его с помощью двух больших судов, но после того как этот план провалился, затонувший корабль был заброшен.
В 1836 году местные рыбаки сообщили, что их сети зацепились за подводный обломок. Водолаз по имени Джон Дин, который в 1820-х годах вместе со своим братом Чарльзом изобрел водолазный шлем, по поручению Адмиралтейства исследовал затонувший корабль и обнаружил несколько брёвен и пушек. На основании этих предметов правительство подтвердило, что это была "Мэри Роуз". Однако из-за огромных размеров корабля извлечение всего судна оказалось не под силу официальным властям.
Найденная древесина была превращена в сувениры и безделушки или продана с аукциона. После 1840 года о местонахождении затонувшего корабля снова забыли.
Судно "Мэри Роуз" было заново открыто в 1971 году по карте Джона Дина.
Военный историк и дайвер Александр Макки начал исследовать местонахождение "Мэри Роуз" в 1960-х годах, когда понял, что его точное местоположение на дне Солента было утеряно в тумане времени. Макки собрал команду дайверов и приступил к реализации проекта "Корабли Солента", который якобы был призван задокументировать множество затонувших кораблей в Соленте, но на самом деле он был нацелен на то, чтобы найти "Мэри Роуз" до того, как ее разграбят недобросовестные дайверы. В 1966 году он нашел карту, составленную Джоном Дином 130 годами ранее, на которой было указано место, где лежит корабль. Каждые выходные он собирал средства на проект и совершал погружение за погружением вместе со своей командой. Только в 1971 году они наконец обнаружили останки некогда великого военного корабля.
Даже с помощью современных технологий исследователи с трудом смогли поднять его со дна моря.
Как только затонувшее судно было обнаружено, команды дайверов-добровольцев обследовали его, чтобы составить представление о том, какая часть корабля осталась нетронутой. Археологи с радостью обнаружили, что две палубы корабля уцелели, хотя нос (передняя часть) отсутствовал. Многие артефакты были извлечены первыми, а подводные археологи кропотливо работали над сохранением и регистрацией каждого предмета. Следующая большая проблема заключалась в том, как поднять корабль, не повредив его всасывающим эффектом ила, покрывающего морское дно. Для поддержки затопленного корабля была изготовлена специальная рама, похожая на сеть, которая затем была прикреплена металлическими тросами к огромной подъемной раме.
Еще одно кораблекрушение дало подсказки для сохранения "Мэри Роуз".
Как только "Мэри Роуз" освободили от защитного слоя ила и выставили на воздух, бактерии, грибки и кислород начали вступать в реакцию с древними бревнами, подвергая корабль риску разложения. К счастью, примерно за 20 лет до этого исследователи, работавшие на другом знаменитом затонувшем корабле, придумали, как сохранить подобные материалы.
Ученые и археологи, работавшие над "Мэри Роуз", смогли перенять опыт работы над шведским военным кораблем XVII века "Васа", который затонул через несколько минут после начала своего первого плавания и был поднят из гавани Стокгольма в 1961 году.
Подтопленные корабли могут уменьшаться в размерах, трескаться и становиться неустойчивыми по мере высыхания. Чтобы противостоять этим эффектам, "Васа" и "Мэри Роуз" постоянно опрыскивались водой, а затем в них вводили полиэтиленгликоль (ПЭГ) - полимер, который предотвращал усадку древесины. Это был очень медленный процесс, и только в 2013 году вся вода из древесины "Мэри Роуз" была удалена и заменена на ПЭГ. Корпус корабля, который к этому моменту был помещен в специально созданный музей, чтобы посетители могли наблюдать за процессом консервации, необходимо было высушить. Для этого использовались кондиционеры, которые поддерживали влажность воздуха вокруг корабля на уровне 55 % и постоянную температуру 18-19°С.
С затонувшего корабля было извлечено 19 тысяч предметов.
Предметы, найденные на корабле "Мэри Роуз", позволяют взглянуть на жизнь простых тюдоровских моряков. Одной из интересных находок стала вся оставшаяся на борту еда, которая позволила получить некоторое представление о рационе корабля. Девять бочек содержали говяжьи куски, другие были набиты свининой. Также в корзинах хранилась огромная североморская треска длиной более метра (3,3 фута). Среди других продуктов питания были сливы, гороховые стручки и перчинки.
Одним из самых многочисленных предметов, найденных на "Мэри Роуз", был, что весьма показательно, гребень. Было обнаружено 82 гребня из дерева и слоновой кости с узкими зубцами для удаления гнид (яиц вшей) и блох с волос и бороды. На нескольких даже сохранились насекомые!
Во время консервации вокруг "Мэри Роуз" был построен музей.
Музей Mary Rose находится в историческом доке Портсмута и демонстрирует не только предметы, найденные на Mary Rose, но и сам корабль. Дизайн музея уникален: Корабль находился на консервации в сухом доке с 1982 года и не мог быть перемещен, поэтому музей был построен вокруг корабля. Во время строительства затонувшее судно оставалось запечатанным в специальном термобоксе, где контролировалась температура и влажность. Когда в 2016 году процесс консервации был завершен, хотбокс убрали, и сегодня люди могут встретиться лицом к лицу с историческим кораблем Генриха VIII, не будучи отделенными от него стеклом.
Прикоснитесь к тайнам прошлого, настоящего и будущего - подписывайтесь на канал!