Найти в Дзене
Karsay

«Мэри Роуз - легендарный военный корабль Генриха VIII»

Король Генрих VIII построил английский королевский флот вокруг своего любимого военного корабля "Мэри Роуз", который затонул при загадочных обстоятельствах в 1545 году. Обломки корабля были подняты с морского дна более 400 лет спустя, и ученые до сих пор находят подсказки в бревнах.

Четырехмачтовый парусник "Мэри Роуз" был любимым военно-морским судном короля Генриха VIII. Оно затонуло в 1545 году при загадочных обстоятельствах и пролежало на дне Солента (канал между Портсмутом и островом Уайт в Великобритании) более 400 лет. 

Генрих VIII
Генрих VIII

В 1982 году затонувший корабль был поднят из воды, и исследователи приступили к десятилетней работе по сохранению единственного в мире неповрежденного военного корабля эпохи Тюдоров. Вот что вы должны знать о легендарном судне, которое теперь находится в постоянной экспозиции в Портсмуте.

Для строительства "Мэри Роуз" судостроителям понадобилось около 16 гектар деревьев.

-3

Когда Генрих VIII стал королем в 1509 году, Англия находилась под угрозой нападения со стороны Франции и Испании. Укрепление небольшого военного флота страны было первоочередной задачей. За время своего правления Генрих наблюдал за неуклонным ростом английского флота - с пяти кораблей в 1509 году до 53 судов к 1547 году, что фактически стало основой английского королевского флота.

Корабль "Мэри Роуз", построенный на Портсмутской верфи в 1510 году, стал одним из первых новых кораблей. Для изготовления его частей потребовались огромные бревна древних деревьев. По оценкам современных исследователей, для постройки 672-тонного судна потребовалось около 600 дубов, что эквивалентно примерно 16 гектарам леса. По оценкам историков, длина "Мэри Роуз" составляла от 33,5 до 45 метров, на борту было до 80 пушек, а экипаж насчитывал от 400 до 500 матросов.

У "Мэри Роуз" был корабль-сестра.

-4

Когда Генрих VIII заказал "Мэри Роуз", он также заказал "Питер Гранат" - 450-тонный корабль-сестру. Эти броские названия были обусловлены религиозными и королевскими символами: "Мэри Роуз", вероятно, была названа в честь Девы Марии и розы Тюдоров, символа династии Генриха. Peter Pomegranate, вероятно, был назван в честь святого Петра, покровителя кораблестроителей, и ботанической эмблемы Катерины Арагонской, новой жены Генриха.

Корабль "Мэри Роуз" служил во флоте Тюдоров в течение 33 лет.

-5

Корабль "Мэри Роуз" был гордостью флота Генриха VIII и за свою 33-летнюю карьеру неоднократно вступал в сражения, чаще всего против заклятого врага Генриха - французов. Наибольшего триумфа она добилась во время своего первого похода в битве при Сен-Матье в 1512 году. Сэр Эдвард Говард, адмирал английского флота, несколько противоречиво решил сделать флагманом эскадры только что построенный корабль "Мэри Роуз", а не более крупное судно "Регент". Английский конвой застал врасплох французские корабли в бухте Бертоме, недалеко от Бреста, Франция, и "Мэри Роуз" сразу же продемонстрировала свою впечатляющую огневую мощь, сбив грот-мачту вражеского корабля "Гранд Луиза".

Почему затонула "Мэри Роуз", остается загадкой.

-6

19 июля 1545 года корабль "Мэри Роуз" затонул в Соленте во время сражения с французским флотом. Единственный известный рассказ очевидца о потоплении принадлежит фламандскому моряку, пережившему катастрофу. По его словам, "Мэри Роуз" выстрелила из орудий правого борта и разворачивалась, когда порыв ветра зацепил паруса, в результате чего вода попала в открытые орудийные люки и затопила внутренние помещения.

Историки предполагают, что здесь могла сыграть роль человеческая ошибка. Капитан сэр Джордж Кэрью впервые командовал кораблем, и его неопытность могла привести к неправильному управлению кораблем. Некоторые сомневаются в рассказе фламандского моряка, поскольку за 33 года "Мэри Роуз" сталкивалась с гораздо худшими погодными условиями, чем просто порыв ветра, и утверждают, что недавний ремонт с установкой новых орудий сделал "Мэри Роуз" неожиданно более неустойчивой и уязвимой к крену. И все же судно прошло весь путь от Лондона до Портсмута с пушками без происшествий. Возможно, мы никогда не узнаем точную причину гибели "Мэри Роуз".

В результате кораблекрушения погибли сотни людей.

-7

Около 500 моряков, солдат, слуг и джентльменов находились на борту "Мэри Роуз", когда она затонула, и известно, что выжили только около 30 человек. Анализ некоторых скелетов, найденных на затонувшем корабле, показал, что большинство из них были молодыми людьми в возрасте около двадцати лет. Недавний анализ ДНК показал, что состав экипажа был разнообразным.

Почти сразу же люди попытались поднять корабль.

-8

В отличие от некоторых известных недоступных затонувших кораблей, "Мэри Роуз" затонула всего в 40 футах воды по правому борту. Власти немедленно приступили к попыткам поднять корабль и извлечь из него множество ценных пушек. Венецианская команда спасателей прикрепила к корпусу корабля тросы и попыталась поднять его с помощью двух больших судов, но после того как этот план провалился, затонувший корабль был заброшен. 

В 1836 году местные рыбаки сообщили, что их сети зацепились за подводный обломок. Водолаз по имени Джон Дин, который в 1820-х годах вместе со своим братом Чарльзом изобрел водолазный шлем, по поручению Адмиралтейства исследовал затонувший корабль и обнаружил несколько брёвен и пушек. На основании этих предметов правительство подтвердило, что это была "Мэри Роуз". Однако из-за огромных размеров корабля извлечение всего судна оказалось не под силу официальным властям.

Найденная древесина была превращена в сувениры и безделушки или продана с аукциона. После 1840 года о местонахождении затонувшего корабля снова забыли.

Судно "Мэри Роуз" было заново открыто в 1971 году по карте Джона Дина.

-9

Военный историк и дайвер Александр Макки начал исследовать местонахождение "Мэри Роуз" в 1960-х годах, когда понял, что его точное местоположение на дне Солента было утеряно в тумане времени. Макки собрал команду дайверов и приступил к реализации проекта "Корабли Солента", который якобы был призван задокументировать множество затонувших кораблей в Соленте, но на самом деле он был нацелен на то, чтобы найти "Мэри Роуз" до того, как ее разграбят недобросовестные дайверы. В 1966 году он нашел карту, составленную Джоном Дином 130 годами ранее, на которой было указано место, где лежит корабль. Каждые выходные он собирал средства на проект и совершал погружение за погружением вместе со своей командой. Только в 1971 году они наконец обнаружили останки некогда великого военного корабля.

Даже с помощью современных технологий исследователи с трудом смогли поднять его со дна моря.

-10

Как только затонувшее судно было обнаружено, команды дайверов-добровольцев обследовали его, чтобы составить представление о том, какая часть корабля осталась нетронутой. Археологи с радостью обнаружили, что две палубы корабля уцелели, хотя нос (передняя часть) отсутствовал. Многие артефакты были извлечены первыми, а подводные археологи кропотливо работали над сохранением и регистрацией каждого предмета. Следующая большая проблема заключалась в том, как поднять корабль, не повредив его всасывающим эффектом ила, покрывающего морское дно. Для поддержки затопленного корабля была изготовлена специальная рама, похожая на сеть, которая затем была прикреплена металлическими тросами к огромной подъемной раме.

Еще одно кораблекрушение дало подсказки для сохранения "Мэри Роуз".

Корабль музей "Васа"
Корабль музей "Васа"

Как только "Мэри Роуз" освободили от защитного слоя ила и выставили на воздух, бактерии, грибки и кислород начали вступать в реакцию с древними бревнами, подвергая корабль риску разложения. К счастью, примерно за 20 лет до этого исследователи, работавшие на другом знаменитом затонувшем корабле, придумали, как сохранить подобные материалы. 

Ученые и археологи, работавшие над "Мэри Роуз", смогли перенять опыт работы над шведским военным кораблем XVII века "Васа", который затонул через несколько минут после начала своего первого плавания и был поднят из гавани Стокгольма в 1961 году. 

Подтопленные корабли могут уменьшаться в размерах, трескаться и становиться неустойчивыми по мере высыхания. Чтобы противостоять этим эффектам, "Васа" и "Мэри Роуз" постоянно опрыскивались водой, а затем в них вводили полиэтиленгликоль (ПЭГ) - полимер, который предотвращал усадку древесины. Это был очень медленный процесс, и только в 2013 году вся вода из древесины "Мэри Роуз" была удалена и заменена на ПЭГ. Корпус корабля, который к этому моменту был помещен в специально созданный музей, чтобы посетители могли наблюдать за процессом консервации, необходимо было высушить. Для этого использовались кондиционеры, которые поддерживали влажность воздуха вокруг корабля на уровне 55 % и постоянную температуру 18-19°С.

С затонувшего корабля было извлечено 19 тысяч предметов.

-12

Предметы, найденные на корабле "Мэри Роуз", позволяют взглянуть на жизнь простых тюдоровских моряков. Одной из интересных находок стала вся оставшаяся на борту еда, которая позволила получить некоторое представление о рационе корабля. Девять бочек содержали говяжьи куски, другие были набиты свининой. Также в корзинах хранилась огромная североморская треска длиной более метра (3,3 фута). Среди других продуктов питания были сливы, гороховые стручки и перчинки.

Одним из самых многочисленных предметов, найденных на "Мэри Роуз", был, что весьма показательно, гребень. Было обнаружено 82 гребня из дерева и слоновой кости с узкими зубцами для удаления гнид (яиц вшей) и блох с волос и бороды. На нескольких даже сохранились насекомые!

Во время консервации вокруг "Мэри Роуз" был построен музей.

-13

Музей Mary Rose находится в историческом доке Портсмута и демонстрирует не только предметы, найденные на Mary Rose, но и сам корабль. Дизайн музея уникален: Корабль находился на консервации в сухом доке с 1982 года и не мог быть перемещен, поэтому музей был построен вокруг корабля. Во время строительства затонувшее судно оставалось запечатанным в специальном термобоксе, где контролировалась температура и влажность. Когда в 2016 году процесс консервации был завершен, хотбокс убрали, и сегодня люди могут встретиться лицом к лицу с историческим кораблем Генриха VIII, не будучи отделенными от него стеклом. 

Прикоснитесь к тайнам прошлого, настоящего и будущего - подписывайтесь на канал!