Используя серые схемы доставки, будь готов к рискам для бизнеса.
Китайская мудрость
Торговый поток грузов между Россией и Китаем быстро растет, но не все товары поступают в страну законным путем. Многие компании на свой страх и риск решаются обойти правила таможенного оформления и выбирают карго. Расскажем, какие опасности для бизнеса таит серая доставка.
Что такое карго-доставка
Карго — это упрощенная схема международной транспортировки товаров в обход законного таможенного оформления.
Cargo переводится с английского как «груз». При этом типе транспортировки заказы нескольких селлеров перевозят через границу общим грузом, зарегистрированным по одной таможенной декларации. Обычно к услуге прибегают для доставки малых и средних коммерческих партий весом от 10 до 300 кг. Компания экономит на аренде контейнера и избавляется от бумажной волокиты. Но она же несет ответственность за последствия использования серой схемы. Такими грузоперевозками занимаются продавцы из других стран, в том числе из Китая и Турции.
Как работает карго-доставка
Предприниматель договаривается с поставщиком о способе транспортировки. Партию отправляют на склад. Там перевозчик собирает заказы разных клиентов в груз. Оборудование, средства гигиены и строительные материалы занимают места рядом с детскими игрушками и даже едой.
Выглядит это примерно так: коробки фарфоровой посуды, на них наспех закинута бытовая техника, рядом — упаковки шампуней и обувь. Все это мокнет под дождем в ожидании очередной погрузки из фуры в фуру. Хорошо, если селлер заранее побеспокоился о надежной упаковке. Проконтролировать сохранность товара в процессе карго-доставки невозможно.
После сборки груз отправляют в Россию. В среднем срок поступления партии клиенту составляет 30 дней, если ее не задержат на таможне. К слову, такие случаи возникают все чаще. Карго-перевозчики нелегально ввозят продукцию в страну, поэтому государство с каждым годом ужесточает контроль над серым импортом.
При пересечении границы весь груз декларируется по одному коду ТН ВЭД, например, как одежда. Так поставщик экономит на таможенных пошлинах и лишает селлеров возможности получить необходимые для торговли сертификаты и документы на товар.
Особенности карго и отличия от белой схемы доставки
Белый вариант перевозки товаров из Китая предполагает декларирование. Таможенное оформление декларации — важная процедура, в ходе которой товар может получить собственный код ТН ВЭД. Для этого груз должен соответствовать определенным требованиям. Регистрация продукции влияет на таможенную пошлину и НДС, но гарантирует законность ее официального получения и продажи в России. Только при легальном пересечении границы коммерческая партия получит полный пакет документов. Это позволит в дальнейшем законно продавать изделия на таких маркетплейсах, как Ozon и Wildberries.
Сколько стоит карго-доставка
Серая схема перевозки грузов привлекает компании относительно низкой стоимостью, которая достигается за счет экономии на аренде контейнера, уклонения от налогов и таможенных пошлин и отсутствия каких-либо гарантий.
Так, средняя цена карго-доставки в Москву и другие города России составляет 1 доллар за килограмм. Она зависит от маршрута, габаритов партии и типа товара. При расчете стоимости нужно учитывать упаковку. Стандартная упаковка из коробки и скотча не обеспечит сохранность хрупких товаров, а услуги обрешетки или паллетирования оплачиваются отдельно. Это сильно увеличивает дополнительные расходы селлера. Карго в таких случаях будет стоить столько же, сколько и обычная доставка, но доставит в разы больше неприятностей, если груз не пропустят на таможне. При импорте данных категорий изделий из-за рубежа попытка сэкономить на карго попросту лишена смысла.
Что нельзя перевозить карго-доставкой
Несмотря на то, что серая доставка работает в обход закона, карго-агенты не берутся перевозить некоторые виды товаров. Вот что точно не удастся ввезти в РФ таким способом:
- мясную и молочную продукцию;
- скоропортящиеся продукты;
- растения;
- лекарства и психотропные вещества;
- рыболовные сети;
- шпионские средства связи и устройства слежения;
- опасные грузы (радиоактивные, взрывоопасные, горючие, ядовитые);
- жидкости без маркировки;
- оружие и патроны;
- табачные изделия;
- кондиционеры и холодильники;
- драгоценные металлы и камни;
- натуральный мех;
- экстремистскую литературу.
Список пополняется уже несколько лет. Импортировать через карго становится все опаснее.
Опасности карго-доставки: что нужно знать
Ввозить товары в обход таможни запрещено. Государство активно борется с серыми перевозками. В соответствии с этой политикой налоговая служба с 2021 года отслеживает все операции на банковских счетах и выявляет нарушителей, включая тех, кто уклонился от уплаты налога на таможне. Последствия нелегального ввоза коммерческих партий в Россию непредсказуемы. Если селлер однажды смог получить груз через карго без каких-либо проблем, это вовсе не означает, что у него получится вести так дела регулярно. Рассмотрим подробнее, какие риски для бизнеса влечет за собой карго-доставка.
Нарушение закона
Карго находится в серой правовой зоне: поставщик обходит закон, а заказчик становится его соучастником. При обнаружении нарушения компания понесет не только убытки, но и наказание за уклонение от таможенных пошлин и НДС. В худшем случае предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности за контрабанду.
Реализация товаров, ввезенных в Россию нелегально, тоже преследуется по закону. Поэтому продавать импортную продукцию без разрешительных документов и декларации рискованно — у налоговой могут возникнуть вопросы. Магазины и маркетплейсы не пропускают такие изделия, селлеру придется искать другие точки сбыта на рынке.
Проблемы с таможней
На таможне все грузы из Китая проходят тщательную проверку. Если обман с карго-перевозкой вскроется, коммерческую партию конфискуют, а заказчику обязательно выпишут штраф.
Отсутствие декларации грозит взысканием суммы в два раза большей, чем стоимость ввозимого товара (статья 16.2 КоАП РФ). Получается, что предпринимателю нужно будет заплатить за конфискованную партию трижды. Для бизнеса такие убытки могут стать фатальными.
Отсутствие гарантий
Поскольку использование услуг карго-компаний и подписание с ними документов чревато административным преследованием, права и обязанности сторон в таких отношениях юридически не закреплены. Другими словами, предприниматель не сможет обратиться в суд для защиты своих интересов и получить компенсацию стоимости в случае кражи груза при доставке или обмана со стороны китайских партнеров.
Недобросовестные поставщики пользуются положением: затягивают сроки поставки, не соблюдают требования по перевозке. Селлер несет финансовые потери, а логистический агент практически ничем не рискует, оказывая услугу. Даже потеря заказчика не обернется для него проблемой — он просто продолжит работать с другими клиентами или поменяет контакты. Шансы своевременно получить качественный товар из Китая в подобных условиях совсем небольшие.
Высокий риск убытков
Главный минус карго — поставщик не отвечает за сохранность партии груза и своевременность доставки. Коробки часто переносят из одного транспортного средства в другое, поэтому плохая погода и неаккуратная погрузка могут нанести повреждения товару. Бывают случаи, когда продукция подвергается ударам при перевозке и ломается. За ущерб предприниматель заплатит из своего кармана полную стоимость.
Рассчитать точные сроки доставки из Китая очень сложно. На них влияет множество факторов: проверка на таможне, проблемы с документами, сложная ситуация на дорогах, поиск другого маршрута — все это может привести к тому, что груз вместо обещанных 20 дней пробудет в пути несколько месяцев. Заказчик имеет риск потерять крупные суммы из-за взятых на себя обязательств.
К тому же многие агенты предоставляют услуги только по предоплате. В итоге селлер подвергает себя опасности остаться не только без товара, но и без денег.
Потеря репутации
Серые схемы импорта из Китая подрывают репутацию добросовестного участника ВЭД. Если на таможне вскроется факт нелегального ввоза товаров в страну, у селлера возникнут проблемы с ФНС. А это наложит отпечаток на взаимоотношения с банками и другими контрагентами. Имидж компании может оказаться под серьезной угрозой.
Как избежать проблем с логистикой
Выбирая карго, селлеры хотят получить такие плюсы, как:
- самая быстрая доставка;
- дешевле легальной перевозки;
- простота оформления.
Но в результате им всегда достается игра в рулетку (или чет-нечет), где шанс выпадения желаемого результата равен 50%. Даже если повезет обойтись без потерь в первый раз, по теории вероятности вторая попытка обнулит результат. В лучшем случае бизнес выйдет в ноль, в худшем — понесет репутационные и денежные потери.
Чтобы свести риски при перевозке товаров из Китая к минимуму, очень важно найти надежного поставщика и работать с ним по закону.
А если вы не хотите терять время на погружение в сложности импорта из Китая, обратитесь за помощью к посреднику.
ДжумПро— сервис поставки товаров из Китая под ключ, который делает оптовый импорт доступным. Консультанты компании помогут найти проверенных производителей и организуют безопасную доставку товара до вашего склада. Вы получите все необходимые таможенные документы без лишней бумажной волокиты и сможете сосредоточиться на решении важных бизнес-задач.