Автор: Ольга Шухова (на основе материалов альбома «Гавриил Петин, Надежда Петина. Скульптура», составитель - И.В. Бушухина и материалов ГАОО).
Ярким представителем коллектива оренбургских художников в 30-40-е годы XX века был скульптор Гавриил Алексеевич Петин. Самородок, прошедший в родных местах сложный путь от сапожного мастера, бетонщика, штукатура, самодеятельного скульптора до признанного профессионала, члена Союза художников (1942).
Гавриил Алексеевич Петин родился 12 апреля 1909 года в селе Абрамовка Переволоцкого района Оренбургской области. Семья была бедной и многодетной. После переезда в город отец - Алексей Семенович - работал извозчиком, но рано ушел из жизни. Мать будущего скульптора обладала самобытным дарованием рассказывать сказки, предания, легенды. Возможно, что раннее знакомство с удивительным миром народных сказаний пробудило у крестьянского мальчика интерес к творчеству, потребность выражения мыслей и чувств в пластической форме.
Трудное материальное положение в семье вынудило будущего скульптора с 10 лет зарабатывать на жизнь: был отдан на обучение к сапожнику. Сапожное ремесло стало первой профессией, которой Петин овладел в совершенстве.
Начиная с 1926 года, он в течение многих лет работал на строительстве – бетонщиком, штукатуром, арматурщиком, был десятником. Сохранились документы, где указано, что Петин был стахановцем, норму перевыполнял на 300-400%. В характеристиках тех лет отмечалось, что в продвижении работы Петин принимал горячее участие, не имел ни одного прогула, к рабочим относился хорошо, конфликтов не имел, неоднократно получал благодарности.
Никто не мог предположить, что простой рабочий парень вырастет в большого художника. Сам Петин неоднократно подчеркивал, что скульптором его сделала Советская власть, которая отметила его талант и создала условия для развития.
Петин всегда горячо откликался на значительные, волнующие события действительности, создавая произведения, в которых остро чувствуется современность, пульс времени.
Первая самостоятельная работа Г.А. Петина – бюст поэта А.С. Пушкина (1937). В работе над ним скульптор обнаруживает врожденное чувство объема, которое всегда точно направляло его поиски.
Газета «Оренбургская коммуна» в январе 1937 года опубликовала фото скульптурного портрета А.С. Пушкина с комментарием: «В прошлом Петин - бетонщик. Окончил 3 класса начальной школы». Через полгода журналисты известили: «Из Москвы пришло сообщение о том, что пять работ (бюсты Н. Островского и А. Пушкина, барельеф Маркса-Энгельса-Ленина, барельефы Ленина и Орджоникидзе), присланных молодым оренбургским скульптором Петиным, приняты на Всесоюзную выставку народного творчества к 20-летию Октября». Это было первым общественным признанием незаурядных способностей скульптора.
Во Всесоюзный дом народного творчества им. Крупской Петина вызывают в 1938 году. Он принимает участие в шестидневном семинаре, посвященном вопросам подготовки к выставке «Ленин и Сталин в народном изобразительном искусстве». В последствии Петин работает в Москве, где под руководством скульптора С.З. Магрычева создает свою первую монументальную двухфигурную композицию «Сталин и Ворошилов на Царицынском фронте».
В предвоенные годы Петиным были созданы произведения различных жанров, что позволяет говорить о многогранности творческих устремлений скульптора: бюст «Николай Островский» (гипс тонированный, 1937), «Хоккеист» (бетон, 1937, не сохранился), «Ленин» (гипс, 1938, не сохранился), фигура для фонтана «Юноша с рыбой» (бетон, 1939, не сохранился), эскиз «Сталин в полевом штабе» (гипс тонированный, 1940).
15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме на Ходынском поле трагически погибает В.П. Чкалов. Над увековечиванием образа легендарного летчика работали самобытные мастера ваяния С. Лебедева, И. Менделевич, Г. Нерода, И. Гусев.
Мысль воспеть своего героического современника в бронзе не давала Петину покоя. В 1940 году он создает фигуру для проекта памятника Чкалова в г. Чкалове.
Петин жил мыслью, что искусство служит великой цели – защите Родины. В 1941 году Петиным были созданы скульптурные произведения: «Чкалов перед полетом» (бетон, высота 2м), «Сталин в полевом штабе» (гипс), «За нашу победу», «Колхозник и колхозница» (бетон, высота 3м), «Шахтер и сталевар» (бетон, высота 3м).
На заседании Чкаловского Оргкомитета Союза Художников в 1942 году Гавриила Алексеевича принимают в члены Союза советских художников.
Скульптор не щадит себя в работе. Постоянно находится в состоянии творческого горения, ему чужда самоуспокоенность. Восхищения достойно исключительное упорство, с каким он шел путями наибольшего сопротивления. Бескомпромиссно требовательный к себе, Гавриил Алексеевич многократно ломал и переделывал свои работы, пока не достигал нужного результата. Причем, делал он это без малейшего сожаления, а скорее – с радостью. Это была радость творчества, радость преодоления препятствий.
Наравне с монументальными произведениями Петин создавал и скульптурные портреты. Не всегда они выливались в завершенные, выверенные по форме произведения – сказывалось отсутствие образования, опыта, мастерства. Однако подлинно творческой удачей скульптора стал портрет дважды героя Советского Союза генерал – лейтенанта А.И. Родимцева. В послевоенное время на побывку в родные места приезжает прославленный генерал, и надо было иметь петинскую настойчивость, чтобы уговорить Родимцева попозировать. Несколько часов длился единственный сеанс, результатом, которого стал скульптурный портрет героя.
Сохранилось письмо Родимцева Петину со словами благодарности и высокой оценки проделанной работы: «Ваша работа выполнена прекрасна, черты лица изображены точно, сходство тождественно. От души благодарю за хорошую работу. С уважением к Вам, генерал-лейтенант, дважды герой Советского Союза А.И. Родимцев. 12 ноября 1945 г.».
Всматриваясь в историческое прошлое Оренбургского края, размышляя над событиями героической обороны города от белогвардейцев атамана Дутова, Петин создает монументальную композицию «Партизаны». Скульптура установлена на могиле павших борцов революции в г. Бузулуке.
В апреле 1947 года Дирекция Художественных выставок и панорам предложила Петину принять участие в работе по проектированию памятника Чкалова для города Чкалова, проводимой в порядке закрытого конкурса с участием его и скульптора А.Е. Зеленского. Работа Петина был признана лучшей и памятник утвержден к установке. К сожалению, многолетней мечте скульптора не суждено было сбыться, так как сообщение о том, что Гавриил Алексеевич стал победителем этого конкурса пришло, когда его уже не было в живых. 6 ноября 1947 года Петин трагически погиб от пули грабителя, решившего поживиться деньгами скульптора.
Гавриил Алексеевич прожил всего 38 лет, а его творческая деятельность охватывает лишь десятилетие. Однако за очень короткий срок Петин сумел преодолеть дилетантство и создал целый ряд истинно замечательных, вдохновенных произведений.