Найти тему
Люди с Историей

Императрица красоты

Оглавление

В мире косметики и моды есть одна женщина, чье имя стало синонимом красоты и стиля. Елена Рубинштейн - легендарная основательница одноименной косметической империи, которая завоевала сердца миллионов женщин по всему миру. Но кто же была эта загадочная женщина, и как она смогла построить такую огромную империю?

Елена Рубинштейн родилась 25 декабря 1870 года, хотя некоторые источники указывают на 1872 год.

В последние годы жизни, а прожила она долго — до 1 апреля 1965 года, — Елена Рубинштейн пыталась изменить те страницы истории, о которых не хотела говорить.

Она появилась на свет в еврейской семье в Российской империи, в польском городе Кракове, который в те времена был частью Российской империи.

Кем был её отец? Согласно некоторым источникам, он держал керосиновую лавку, о чём Елена Рубинштейн упоминает в своих мемуарах. Однако есть и другая информация — о том, что он занимался торговлей яйцами.

Отца звали Гораций Рубинштейн, а её мать была домохозяйкой по имени Августа Рубинштейн.

Точных сведений о её образовании нет. Известно лишь, что в определённый момент она переехала в Австралию. По некоторым данным, она пережила несчастную любовь и была вынуждена покинуть Краков. Как именно она оказалась в Вене, а затем в Австралии — неизвестно, ведь в то время не было прямых перелётов через Атлантический океан.

В общем, в возрасте 18 лет Хая Рубинштейн уехала от несчастной любви к дядюшке Луису в Австралию. Она начала работать на его ферме, живя в условиях сельской австралийской жизни. Хая помнила наставления своей матери Августы Рубинштейн, которая всегда говорила ей не забывать надевать шляпу с широкими полями, выходя на солнце, чтобы лицо оставалось белым и не загорало.

Австралийские женщины не использовали такие шляпы, поэтому их лица были загорелыми и выглядели старыми. Хая же всегда появлялась на ферме дядюшки Луиса в огромной шляпе с широкими полями, и дети, увидев её, кричали: «Пугало-пугало-пугало!».

Несмотря на то что дядюшка Луис предоставил работу юной Хае Рубинштейн, у них сложились сложные взаимоотношения. В своих воспоминаниях она рассказывала о серьёзных проблемах в этих отношениях. Дядюшка приставал к ней, позволяя себе вольности, и в конце концов Хая была вынуждена покинуть ферму и устроиться в маленький магазинчик разнорабочей.

История создания крема

Далее в своих мемуарах она вспоминает, что после магазинчика была аптека. В этой аптеке, по её словам, находилась небольшая лаборатория, где она научилась смешивать компоненты. Именно там она и изобрела свой защитный крем, который сразу стал очень популярным.

-2

Она пыталась помочь тем женщинам, которые её сторонились, видя в ней пугало. Причиной были не только её шляпа с огромными полями, но и очень бледное, почти выбеленное лицо.

Согласно другой версии, этой истории могло и не быть. Она привезла с собой некоторое количество крема, о котором идёт речь. В Польше были братья Лекутски, которые, насколько мне известно, создали этот крем. И она попросила свою маму высылать этот крем ей в Австралию.

Согласно другим источникам, крем был создан её матерью, которая поделилась секретом и рецептом его приготовления.

По словам самой Елены Рубинштейн, она сама разработала эту формулу на основе ланолина, добавив в неё, насколько я понимаю, нотки лаванды. Однако, по некоторым данным, в составе также присутствовала ель.

Так или иначе, этот крем быстро завоевал популярность и появился на полках местных магазинов.

Становление

В конце концов, ей понадобились деньги для дальнейшего развития бизнеса. У неё не было свободных средств, и, конечно, дядя не стал ей помогать. На помощь пришёл любовник.

Как я понимаю, у Елены Рубинштейн было много любовников. Один из них решил вложить средства в её бизнес и дал ей небольшую ссуду. Это позволило ей открыть собственный салон красоты.

История развития бизнеса и бизнес-модель Елены Рубинштейн во многом похожи на историю компании, основанной Элизабет Арден на другом континенте. В Мельбурне, где жила Елена Рубинштейн, она открыла салон красоты и часто выступала не только в роли администратора или человека, который помогает женщинам решить проблемы с внешностью, но и работала разнорабочей, уборщицей и даже сторожем.

Основным источником дохода стал защитный крем, который создала Хая Рубинштейн. Себестоимость этого крема составляла 10 пенсов, а продавала она его по 6 шиллингов в розницу (1 шиллинг = 12 пенсов). Это приносило ей значительную прибыль.

Первый салон Елены Рубинштейн открылся в Мельбурне в 1902 году. Тогда ей было 32 года. К 1908 году она уже заработала около 100 тысяч фунтов стерлингов — это позволило ей переехать в Лондон.

Она мечтала покинуть Австралию, где были связаны не самые счастливые воспоминания. Елена купила особняк в одном из самых дорогих районов Лондона и открыла клинику. Тысячи женщин, живущих в столице Великобритании, тратили по 200 фунтов в год на абонемент в салон Елены Рубинштейн.

После этого она отправилась на континент, чтобы покорять европейские столицы. В это же время Элизабет Арден путешествовала по Европе, чтобы изучить опыт конкурентов и развить свой бизнес. Так же поступила и Елена Рубинштейн.

Она переезжает в Париж и быстро становится частью французской элиты. Елена Рубинштейн дружила с известными художниками, такими как Ренуар, Дега, Пикассо, Шагал и Модильяни. Несмотря на дружбу с этими талантливыми людьми, у неё были сложные отношения с ними.

Однако самые тёплые отношения сложились у неё с Сальвадором Дали. Он изобразил её в образе женщины-Прометея, прикованной к скале собственным зелёным платьем. Более того, в конце концов, Дали создал упаковку для её товаров.

Понимая, что европейский рынок — это не всё, и что её главная соперница находится за океаном, Елена Рубинштейн переехала в США после начала Первой мировой войны. Она начала свой бизнес там, открыв первый салон в Нью-Йорке. Затем она расширила свою деятельность, открыв салоны в Сан-Франциско, Бостоне, Чикаго, Лос-Анджелесе и Вашингтоне.

В 1918 году у неё уже был завод на Лонг-Айленде. Её ассортимент продукции постоянно расширялся, и она предлагала свои товары на американском рынке.

Несколько слов о домах красоты Елены Рубинштейн в США.

В этих салонах были установлены самые современные диагностические приборы, которые помогали определить нарушения обмена веществ у женщин. Также здесь выявляли склонность к набору веса.

В салонах были специальные ванны, сеансы ультрафиолетовых лучей и отдых. Предлагались овощные блюда, специальная кухня и сок. Можно было сделать маникюр, педикюр и парикмахерские услуги.

Но самое главное — сколько стоил билет в этот рай для женщин? Билет стоил 150 долларов за 8-часовые процедуры. За эти деньги женщина попадала в нежные руки врачей, медсестёр и массажистов на целый день.

Перед туалетным столиком с особым трёхстворчатым зеркалом женщину усаживали и поворотом выключателя создавали иллюзию дневного или вечернего света. Женщинам предлагали научиться правильному макияжу.

-5

После того как вы заплатили 150 долларов за 7 часов, хочется учиться. И в качестве подарка вам, понятное дело, передавали продукцию компании Рубинштейн. Ей всегда было присуще удивительное стремление к роскоши, она любила дорогие ковры. Все салоны, которые она открывала и в Старом, и в Новом Свете, всегда были украшены произведениями искусства.

Гений маркетинга

Но, помимо этого, она подарила миру водостойкую тушь, за что все женщины должны быть ей благодарны. Также она разработала несколько успешных маркетинговых ходов, которые до сих пор используют крупные косметические компании.

В 1918 году крупные американские универмаги предложили Елене Рубинштейн продавать её продукцию через свои сети. Это был отличный шанс выйти на полки магазинов, которые были популярны среди американцев. Она долго отказывалась, но в конце концов согласилась, но на своих условиях.

Крупные сети универмагов должны были заплатить 10 тысяч долларов за партию продукции. После этого Елена Рубинштейн отправила в эти точки продаж своих консультантов. Они получали 40% от розничной цены каждого проданного товара или крема наличными. Также им полагалось 5% за каждое рекламное объявление её продукции на торговой площади.

Для стимулирования продавцов им выделялось 10% с каждой продажи. Такая сложная система мотивации была разработана для персонала, который занимается продвижением и продажей продукции.

На этом её новаторские подходы в маркетинге не закончились. Она умело вела бизнес и действительно была настоящей императрицей красоты и косметики.

В 1928 году она продала свой бизнес компании Lehman Brothers за 8 миллионов долларов. Это произошло за год до того, как Америка оказалась в состоянии финансового краха.

Когда страна погрузилась в Великую депрессию, она отправилась в путешествие по стране, чтобы убедить людей, которые непосредственно работали с её продуктом и продавали его, плохо отзываться о компании Lehman Brothers, которая управляла бизнесом в тот момент. Она начала играть на понижение курса акций своей собственной компании.

Буквально через несколько лет она купила свою компанию обратно, когда её акции упали до минимума, всего за 1 миллион долларов. А до этого она продала её за 8 миллионов.

После окончания Второй мировой войны продажи компании резко выросли. В 50-х годах она продавала продукции на 10–20 миллионов долларов, а в 60-х годах, незадолго до своей смерти, компания генерировала прибыль в размере 60–70 миллионов долларов США. В те времена это были очень большие деньги.

Личная жизнь

Она много работала, и её упорство в достижении успеха привело к тому, что в 1937 году она развелась со своим мужем. Насколько я понимаю, он был журналистом, также польского происхождения. У неё осталось двое детей от первого брака — два мальчика.

После развода 68-летняя дама предприняла очередной маркетинговый шаг. В данном случае она повторила поступок Элизабет Арден: вышла замуж за грузинского князя Арчила Гуриели-Чкония, который был младше неё на 25 лет. Перед свадьбой она тщательно изучила его родословную.

князь Арчил Гуриели-Чкония
князь Арчил Гуриели-Чкония

Однако главной целью этого брака был бизнес. Став первой женщиной, которая предложила мужскую косметическую линию, она стремилась привлечь мужчин в свои салоны. Её линия была ориентирована на состоятельных клиентов. Таким образом, она использовала замужество как способ привлечь новых клиентов в свои салоны.

Чем ещё прославилась?

Помимо водостойкой туши, Елена Рубинштейн подарила миру первый механический аппликатор для туши. Она также разработала систему консультирования клиенток в магазинах по вопросам ухода за кожей. Именно она предложила практику, которая сегодня используется профессионалами в магазинах косметики. Эти специалисты помогают женщинам выбирать и использовать косметические средства.

Возвращаясь к истории её покорения Америки, стоит отметить, что Елена Рубинштейн создала вечерние классы для молодых работающих женщин. Утром и днём они были заняты работой, а вечером посещали специальные клиники, где проходили мастер-классы по уходу за собой.

Кроме того, она была первой, кто создал гормональный крем. Однако её первая попытка не увенчалась успехом из-за того, что крем не получил одобрения FDA — организации, занимающейся сертификацией продуктов. В итоге Елена Рубинштейн перезапустила продукт, назвав его средством, замедляющим старение. После этого он получил сертификат FDA и стал предлагаться как лекарственный препарат.

Она ушла из жизни на 94-м году, одинокая и великая. Несмотря на то, что она стремилась украсить свои салоны и магазины дорогими безделушками и картинами, она оставалась очень скромной и аскетичной до последнего дня своей жизни. Несмотря на огромное состояние, она была очень экономной в быту. Она никогда не питалась в ресторанах, а готовила сама, принося на работу свои бутерброды.

-7

В конце своей жизни она создала специальный благотворительный фонд, средства которого идут на развитие технологий в области здравоохранения и медицинских исследований.