– Мне это не надо! – уныло тянет девица.
Она в девятом классе. Попытки погрузить её в математику я уже оставила. Теперь только гоняем номера туда-сюда, по кругу.
Не надо ей понимать, как работает теорема Пифагора. Лишнее для неё знание.
В какой-то момент репетитор расслабился. Показалось, что девочка готова пойти дальше. Ничего подобного. То же постное выражение лица, тот же жеманный тон, те же идеальные ноготочки, которыми она постукивает, пока я в запале черчу никому не нужные Пифагоровы штаны.
А что тебе надо? – немного позволяю себе выйти за рамки.
– Ну... Вы на какой уровень перешли в (название игры)?
Отвлекаемся от математики, пусть передохнёт.
Упрямый я человек. Продолжаю (уже в неурочное время) докапываться до истины.
– Допустим, Пифагор тебе не пригодится. А победить босса на последнем уровне, где это умение тебе пригодится?
– Ну не знаю... Мне математика не интересна... Мне это не надо...
***
(Тем, кто оградил ребёнка от гаджетов, статью можно не читать.)
***
Удивительно, но она не врёт. И не лукавит. Чистую правду говорит.
Представьте себе, что мы бы вдруг стали запоминать абсолютно всю информацию, получаемую из социума: как шли на работу, во что были одеты люди в метро, чем пахли поручни, сколько раз моргнула симпатичная студентка, о чём тихо разговаривал по телефону строгий дядечка в очках, представили?
Мы бы сошли с ума. Слетели бы с катушек.
Поэтому мозг придумал замечательную функцию. Он избавляет нас от ненужного, оставляя нужное.
Как он это делает? Я не нейрофизиолог, не скажу.
А теперь представьте трёхлетку. Пусть мальчика. Он в лапки смартфон от мамы получил уже давно. Использует его ловчее любого из старших.
И он находит нужное. А ненужное пропускает. Его мозг блокирует неинтересное. Оставляет только интересное.
Когда приходит время учиться, мозг, уже получив и зафиксировав интересное, всё остальное продолжает блокировать, принимая за ненужное.
Почему играть в компьютерную игру интереснее, чем учить наизусть таблицу умножения или правила морфологического разбора? Если очень хочется, можно в комментариях обсудить, но лично мне такое обсуждение кажется бесполезным, потому что истину мы вряд ли установим.
Но: я только ЗА, ведь процесс порой бывает продуктивнее, чем сам результат.
До открытия про блокировку из-за гаджетов я додумалась, наблюдая за современными школьниками.
Вот, к примеру, мальчик. Второй класс. Мы с ним десять словарных слов разобрали и так, и эдак. И прописали, и предложения с ними составили, и обыграли, и даже стишки придумали!
Сорок минут мы с ними работали над этими несчастными словами. Затем я попросила:
– Назови пожалуйста хотя бы пять слов из десяти.
Мучительная тишина. Как такое может быть? А потому что он в процесс не может вовлечься. Я его тяну, тормошу, вывожу на скудный разговор, пытаюсь раскачать. Он не усваивает информацию, пропуская её мимо ушей. Мозг, пометив всё происходящее, как ненужное, выкидывает из головы мусор. Отгораживает хозяина от лишнего, чтобы сконцентрироваться на интересном.
За последние двадцать минут нам удалось назвать три слова из десяти. Да и то, я подсказывала. А когда закончили он быстрее ветра убежал продолжать игру.
***
Учителя замечают то же самое.
"Сколько можно запоминать таблицу умножения?! Ну что там запоминать, в шестом же классе уже, а весь класс еле считает!"
Она там же, где и словарные слова, где и теорема Пифагора, где и остальные школьные знания, умения и навыки.
В папке "Корзина". Мозг её удаляет.
По одной из версий – удаляет.
По другой версии – она заархивирована до лучших времён. И когда-нибудь ученик нам её как выдаст – закачаемся!
Но я больше склоняюсь к первой версии. В корзине она, эта никому не нужная ересь, которая только отвлекает от интересного,
которое, с высочайшей долей вероятности, тоже не пригодится,
но им приятно заниматься.
Приятно, спокойно, комфортно играть в ферму, зная, что двойку тебе не поставят, что можно в любой момент бросить, что запросто можно переиграть, что за засохшую кукурузу никто не заругает.
Азартно, захватывающе и бодряще рубиться в стрелялку, не получая ни единой травмы. Зато враг повержен.
А в школе и двойку поставят, и переписать не всегда дадут, и дома ещё как заругают. До травм, конечно, не дойдёт. Наверняка. Хотя мамы тоже такие восприимчивые бывают! Знаете ли, о-го-го!
И что здесь интересного?!
В корзину! Без обсуждений!
Некоторые светлые головы уже додумались до того же, до чего и автор статьи дошёл своим умом.
И стали организовывать всякие обучающие платформы. Там вроде и играешь, а на самом деле учишься.
Я пока не сформировала своё отношение к подобным ресурсам, так как являюсь адептом старой системы обучения. Однако на уроках иногда пользуюсь материалами, взятыми из интернета.
Стоик в сознании шипит, что нельзя козой скакать по комнате, изображая счастье от формул сокращённого умножения, что должно быть академично и строго по тексту.
Лирик мучается, потому что старая схема к новым детям применяется со скрипом.
А педагог ищет пути. И находит.
***
Вернёмся к платформам.
Думаю, что за ними будущее.
Но оно, это будущее, пока не наступило. И если вы не хотите иметь проблем с традиционным школьным обучением, постарайтесь сделать так, чтобы мозг ребёнка не успел вынести свой вердикт по поводу интересного и неинтересного. То есть, постарайтесь дозировать самостоятельное погружение ребёнка в гаджеты.
А что если это уже произошло?
Я делаю так: договариваюсь.
Во-первых, всегда держу руку на пульсе современных игр, мультфильмов, сериалов и прочих интернет-сфер.
Даю понять, что я в теме. Это очень сближает.
Во-вторых, играю по-честному.
Я погружаюсь в твой мир, а ты – в мой.
Только через мотивацию можно подружиться с мозгом ученика, чтобы тот перестал делать сортировку. Через ругань, менторский тон и порицание не получится. Я не проверяла, не мой путь, наверное, ругаться.
Старый мир уйдёт. Новые люди научатся учить маленьких людей по-новому. Просто мы пока в переходном периоде находимся.
***
Вот теперь давайте обсудим материал. Кто думает про мозг так же? Кто так совершенно не думает?
Прошу отметить, что не с потолка я нахватала слова, а поделилась результатами многолетних наблюдений.
За наблюдательность жду ваших оценок, товарищи😊👍
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏