За половину 2024 года в центральный аппарат ФСИН России поступило более 13 000 обращений о переводе осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения ближе к месту жительства.
👆 Это половина от всех обращений, поступивших во ФСИН России.
Удовлетворено таких обращений крайне мало, что порождает дальнейшие судебные разбирательства в порядке административного судопроизводства.
👉 С одним из таких вопросов к нам обратилась Ольга. Её сын отбывает наказание в одном из Мордовских лагерей строгого режима, хотя сам родом из Ростовской области.
Подав обращение в центральный аппарат ФСИН России о переводе сына в исправительную колонию ближе к дому, Ольга получила отказ. Причина – статья, по которой отбывает наказание осужденный. Бандитизм (ст.209 Уголовного кодекса РФ).
Поясню позицию законодателя и ФСИН России по этому поводу.
- Итак, статья 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
- В то же время положения ч.2.1 данной статьи предоставляют возможность осужденному к лишению свободы по письменному заявлению либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению ФСИН России перевестись в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников.
- При этом в части 4 указанной статьи есть некоторое уточнение, относящееся к общим правилам направления осужденных в места лишения свободы.
❗ Там говорится, что осужденные за некоторые преступления, например похищение человека, бандитизм, терроризм и иные преступления, в том числе при особо опасном рецидиве преступлений, а также к пожизненному лишению свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых ФСИН России.
То есть законодатель говорит о том, что осужденные за наиболее опасные преступления могут быть направлены очень далеко от места их проживания. Как у нас говорят, лес рубить.
Однако нигде в законе не говорится, что такие осужденные не могут впоследствии обращаться с заявлением о переводе их в другой регион, ближе к месту жительства родственников.
🤷♂️ Вместе с тем, во ФСИН России имеется давно устоявшаяся (на мой взгляд, порочная) практика отказывать в подобных заявлениях осужденным и их родственникам, указывая в ответе лишь ссылку на ч.4 ст.73 УИК РФ, что само по себе незаконно. Ведь ответ должен быть мотивирован и обоснован конкретными фактами!
Итак, Ольга получила отказ от ФСИН России о переводе её сына из Мордовии в Ростовскую область и обратилась к нам за юридической помощью.
Все юристы (ну или почти все) знают, что причины отказа должны являться предметом эффективного судебного контроля, в ходе которого суд не вправе ограничиваться лишь установлением формальных условий применения той или иной нормы с тем, чтобы преодолеть возможный произвол в правоприменении. Об этом ни раз писал Конституционный суд в своих Постановлениях от 6 июня 1995 года № 7-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 5 июня 2012 года № 13-П, от 30 октября 2014 года № 25-П и других.
🖋 И мы обратились в суд по месту жительства Ольги (именно она является административным истцом в данном споре) в Азовский городской суд Ростовской области с административным иском о признании решения ФСИН России незаконным.
- К слову, закон позволяет предъявлять такие административные иски не только по месту нахождения административного ответчика (г. Москва), но и по месту жительства административного истца.
✅ Рассмотрев наши доводы, суд пришёл к выводу, что ФСИН России не приняла во внимание доводы Ольги о нахождении Мордовского исправительного учреждения на значительном удалении от её места жительства и невозможности поддерживать социально-полезные связи.
✅ Также суд принял во внимание, что ФСИН России в своем ответе не указала на отсутствие каких-либо объективных причин невозможности перевода в иное исправительное учреждение.
✅ Взаимосвязанные положения УИК РФ, предусматривая изоляцию лишенных свободы, в то же время предоставляют им возможность поддерживать духовную и физическую связь с близкими родственниками и иными лицами посредством предоставления им свиданий, переписки, телефонных разговоров.
✅ Каких-либо достоверных доказательств невозможности перевода сына Ольги в исправительное учреждение ближе к месту её жительства, ФСИН России не представила.
💥 Поэтому суд признал решение ФСИН России незаконным и, не принимая на себя полномочия ФСИН России, обязал ФСИН России повторно рассмотреть заявление Ольги о переводе её сына в исправительное учреждение, расположенное ближе к месту её жительства.
Следим за повторным рассмотрением заявления.
Подписывайтесь, ставьте 👍 и будете в курсе правовых тюремных новостей