Найти в Дзене
Pro bono - "Заметки"

СКРЕПЕР. К Категориям АIII, D, E.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

Скрепер – разновидность землеройно-транспортной машины. Ее основное предназначение заключается в послойной резке грунтов, их последующей транспортировке и отсыпке в специально подготовленные сооружения. Так как в процессе движения машина уплотняет колесами отсыпанные слои грунта, отпадает необходимость в использовании вспомогательного оборудования, которое выполняет эту же задачу.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

Скреперы применяют для разработки грунта I−III категорий – от чернозема до глины. Также это может быть горная масса. В таком случае применяют скреперы с угольным ковшом. Еще один вариант использования – разработка недр с целью добычи полезных ископаемых.

Непосредственно в работе участвует ковш с передней режущей кромкой, которая укреплена на раме. При помощи дышла он присоединяется к гусеничному трактору или пневмоколесному тягачу, хотя также имеются и самоходные модели.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

Опускаясь, ковш врезается в грунт тонкой передней кромкой. Передвигаясь, он поочередно срезает его тонкими слоями. Таким образом, ковш постепенно наполняется и закрывается специальной заслонкой. Далее следует транспортировка грунта и его выгрузка, после чего скрепер возвращается к месту разработки.

Оптимальный способ перемещения машины – по эллиптической траектории или «восьмерке». Оператор периодически (по своему усмотрению) меняет направление движения на обратное. Это делается для того, чтобы исключить односторонний износ ходовых частей.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

Существует большое количество скреперов, которые различаются количеством осей, емкостью ковша, способом его загрузки и разгрузки, особенностями перемещения и управления. Конкретную модель выбирают в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации.

Вместимость ковша может быть:

- малой (менее 5 м3);

- средней (5−15 м3);

- большой (от 15 м3).

Полезный объем ковша тем выше, чем больше мощность трактора и колесного тягача. Самый популярный объем, востребованный в большинстве землеройных работ, варьируется от 10 до 15 м3.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

В зависимости от способа передвижения выделяют такие скреперы:

- прицепные. Они агрегатируются с гусеничными тракторами. В них основной вес конструкции и содержимого ковша передается на две опорные оси;

- полуприцепные. Они агрегатируются с колесными одноосными тракторами. В них до половины веса распределяется через дышло на ось тягача.

Способ загрузки также определяет разновидность скрепера. Процесс может осуществляться следующим образом:

- за счет тягового усилия базовой машины,

- за счет скребкового элеватора.

В первой категории представлены скреперы обычного исполнения. Во второй преобладают модели элеваторного, гребкового и роторного типов.

В зависимости от способа выгрузки грунта скрепером доступны следующие варианты:

- опрокидывающие ковш вперед или назад;

- выдвигающие на передний план заднюю стенку;

- опрокидывающие днище и тыльную стенку вперед.

По типу управления рабочими органами скреперы классифицируют следующим образом:

- канатные,

- гидравлические,

- на электроуправлении.

Самый популярный класс скреперов – с гидравликой. Главное преимущество этого механизма заключается в возможности реверсирования действующих усилий.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

На фоне других землеройно-транспортных машин скреперы имеют ряд преимуществ. К ним относится:

цикличность. В ходе всего одной рабочей операции происходит срезание, выемка, погрузка и складирование грунта или горной породы;

тонкослойное срезание. Это способствует механизации мелких планировочных работ, выполняемых по заданным отметкам;

послойное отсыпание грунта. Данная возможность актуальна при устройстве дамб, насыпей, плотин;

уплотнение грунта колесами скреперами. Таким образом можно сэкономить на привлечении других машин и механизмов;

снижение стоимости разработки, перевозки и последующей укладки грунта. Особенно это проявляется на фоне работы одноковшовых экскаваторов и функционирующих в паре с ними автосамосвалов;

универсальность применения. Скрепер можно использовать на любом цикле дорожного или иного строительства;

высокая транспортная скорость. Среднестатистический скрепер способен развивать 40−50 км/ч;

простота обслуживания. Для всех узлов машины характерна высокая ремонтопригодность.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"

Техническую производительность скреперов определяют объемом работ, которые выражены в кубических метрах грунта или породы, выполненных за единицу времени. Это одна из главных характеристик этой землеройно-транспортной машины.

Для часовой производительности разработана формула Пт= 3600 qK/(TцКp), где:

3600 — число секунд в 1 ч;

q — полезный объем ковша в кубических метрах;

Кн— коэффициент его наполнения;

Кр— показатель разрыхления грунта.

Длина цикла в секундах напрямую зависит от того, на какое расстояние будет перемещен груз и какова скорость передвижения машины.

Средняя годовая норма выработки скрепера определяется географическими и другими особенностями места проведения работ и составляет 5−12 м3 на каждый кубический метр вместимости ковша.

Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"
Индакшен в дисциплину ДРСУ "Скрепер"