8 августа. /MEDIA TALK/.Центр изучения потребительского поведения Роскачества отмечает, что у каждого пятого покупателя возникали спорные ситуации после приобретения товаров на онлайн-платформах.
Депутаты Государственной Думы собираются внести изменения в закон о деятельности маркетплейсов. Два документа сейчас на рассмотрении.
Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС
Центр изучения потребительского поведения Роскачества отмечает, что у каждого пятого покупателя возникали спорные ситуации после приобретения товаров на онлайн-платформах. Сохраняются как сложности при взаимодействии с продавцами, так и высокий уровень фальсификации, в том числе – товаров для детей. В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров оценили долю подделок в 30 %. Риск купить игрушки и прочие товары из некачественных или токсичных материалов – достаточно высок.
Собеседница издания МЕДИА ТОК Диана рассказала: «Соски для детских бутылочек известного бренда, приобретенные на площадке OZON, оказались подделкой. Сразу после вскрытия упаковки смутил запах жженой резины. После мытья изделий и стерилизации он сохранился, и даже если бы я раньше не покупала такой же товар, то в любом случае давать ребенку токсичные предметы я бы не стала. Оформила заявку на возврат, одобрили через минуту. Теперь к товарам, купленным онлайн, стала присматриваться более пристально. Спустя несколько дней я обратила внимание, что этого товара на сайте больше нет. Наверняка возвратов было много».
В пресс-службе OZON отметили: «Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей - сразу запрашиваем продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех дней, карточка товара будет скрыта с маркетплейса и не будет доступна до конца разбирательства».
Причина появления на онлайн-платформах контрафакта заключается в несовершенстве законодательной базы, при которой всю ответственность несет продавец, а не площадка. Председатель Экспертного совета по развитию торговли и защите прав потребителей при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы Владимир Гутенев в интервью агентству МЕДИА ТОК пояснил: «Эти платформы относят себя больше к так называемым коммуникационным площадкам, объединяющих продавцов и покупателей. Поэтому к их посреднической деятельности не могут быть применимы положения закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ввиду различий в правовой природе отношений. Вместе с тем, рост торговли на маркетплейсах ведет к увеличению количества жалоб и обращений граждан, приобретающих товары дистанционным способом, в том числе детские игрушки».
Законопроект, который призван устранить этот пробел, внесен в Госдуму в начале марта Владимиром Гутеневым совместно с главой Комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым.
«Документ направлен не только на снижение монополизации рынка, но и призван гарантировать защиту прав всех участников рынка онлайн-площадок, устранить текущие пробелы в регулировании, сформировать здоровую конкурентную среду. Один из ключевых аспектов законопроекта — это обеспечение ответственности маркетплейсов за продаваемую на их платформах продукцию», - рассказал Владимир Гутенев.
Еще один законопроект, внесенный на рассмотрение в апреле и который в ближайшее время, по словам Владимира Гутенева, будет принят в первом чтении, предусматривает введение обязанности для продавца по доведению до сведения покупателя ссылки на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии товаров, в том числе детских. В свою очередь, владелец платформы будет обязан предоставить продавцу возможность для размещения такой ссылки в электронной карточке товара.
В пресс-службе OZON в ответ на запрос МЕДИА ТОК заверили: «Перед выходом на площадку продавец должен иметь все необходимые документы, включая документы на бренд и сертификаты качества. Это обязательное требование по правилам нашей площадки. Пользователь может запросить документы и сертификаты качества перед покупкой, обратившись в поддержку маркетплейса. Продавцов, предоставившие поддельные документы, мы блокируем».
В то же время «Закон о защите прав потребителей», который ориентирован на предоставление покупателю максимально достоверной и необходимой информации о товарах, не содержит обязательных требований к продавцу, владельцу маркетплейса относительно предоставления потребителю данных, содержащих ссылки на соответствующий информационный ресурс о товаре.
Помочь в борьбе с контрафактом сможет обязательная маркировка товаров, уверены в Экспертном совете по развитию торговли и прав потребителей. Покупатель получит при этом достоверную информацию о товаре.
И действительно, в последние годы Минпромторг расширяет спектр видов продукции. По данным Центра развития перспективных технологий, который является оператором государственной системы маркировки «Честный знак», эффект от использования этого механизма с начала ее внедрения в 2019 году до конца 2023 года составил около 800 млрд рублей. Однако не все товары, включая детские, в эти списки пока попадают.
«Обязательная маркировка детской одежды запущена в 2021 году. С 20 декабря 2023 года в стране проводится эксперимент по маркировке на добровольной основе отдельных видов детских товаров, который завершиться в конце этого года. В числе этой продукции, детские самокаты и ходунки, коляски для кукол, настольные игры для детей до 14 лет и ряд другие наименований. Уверен, что внедрение обязательной маркировки детских товаров в значительной мере будет способствовать повышению качества продукции, продаваемых на маркетплейсах», - отметил Председатель Экспертного совета по развитию торговли и защите прав потребителей при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы Владимир Гутенев. Все детали эксперимента подробно прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2023 года № 2145. Поэтому пока требование маркировки товаров, не подлежащих обязательной сертификации – это инициатива торговой площадки.
В пресс-службе OZON рассказали, что ряд товаров, продаваемых на площадке, обязательно должен иметь маркировку «Честный знак». Если код не считается, то на складе товар не разместят и для покупки он будет недоступен.
Площадки, будучи конкурентами на рынке, борьбу с контрафактом ведут сообща. «В 2023 году мы с другими маркетплейсами, а также крупными брендами-правообладателями создали документ добросовестных практик на базе ФАС и ОКЮР. Принятые стандарты учитывают лучший рыночный опыт и наиболее эффективные инструменты по борьбе с контрафактом и помогают в развитии отраслевых мер борьбы с контрафактной продукцией. На базе Ассоциации компаний интернет-торговли мы совместно с коллегами из других маркетплейсов и крупнейших интернет-магазинов оперативно следим за ситуацией с контрафактом на общем рынке и не допускаем к реализации продукцию, которая уже попала под определение контрафакта на другой платформе по решению государственных органов», - рассказали в OZON.
Несложный анализ товаров на двух онлайн-площадках – OZON и Wildberries – показал, что далеко не все продавцы, включая продавцов детских товаров, предоставляют сертификаты. Из 10 выбранных пустышек на OZON сертификаты были только у 5. На Wildberries продавцы выбранных 10 детских сосок предоставили сертификаты в 7 случаях. Страна-производитель, указанная в описании – тоже не гарантия. Товары как из России, также и из Китая и Украины, оказались без сертификатов.
Законодательная база для интернет-торговли еще только формируется, однако уже очевидно, что этот сегмент рынка будет отрегулирован. Законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Госдуме, призваны в первую очередь защитить покупателя. А таковых становится все больше. По данным Роскачества, доля крупных площадок за первое полугодие 2023 года выросла на 35 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. И нет сомнений, что эти цифры будут только расти.
Напомним, что накануне стало известно, что организация РАТЭК призвала Минпромторг ужесточить методы борьбы с контрафактом на маркетплейсах России. В документе говорится, что в стране можно создать процедуру «реагирования» онлайн площадок на обращения правообладателей, интегрировать их базы с реестрами Роспатента для проверки претензий, а также расширить ответственность интернет-рынков за представленный на их сайтах контрафакт.