Москва как одна из крупнейших мировых столиц отличается от большинства городов своим архитектурным ландшафтом. Каких только построек не встретишь на столичных улицах! Часть из этих необычных зданий прижились и превратились в символы города. Например, башни делового центра «Москва-Сити». А какие-то — остались застывшими свидетельствами архитектурных экспериментов недавнего прошлого. Мы решили прогуляться по домам скруглённой формы — от проекта великого Щусева до современного премиального дома «Врубеля 4» на Соколе — и посмотреть, чем так привлекательна «круглая» архитектура для авторов и самих москвичей.
Бублики на западе
Москва — город, который строился как концентрическая окружность с явно выраженным центром и сетью улиц, которые кольцами расходятся от Кремля к периферии. Поэтому возведение зданий в форме кольца было делом времени. Первые подобные проекты стали появляться в середине XX века на бумаге, а в 1972 году столица наконец увидела круглый дом на улице Нежинской, на западе Москвы.
За основу необычного здания архитектор Евгений Стамо с группой инженеров во главе с Александром Маркеловым взяли дом панельной серии I-515/9M, одной из самых распространённых в 60–70-е годы. Главным отличием уникального проекта стало использование панелей, изогнутых в пределах максимального допуска 6° — для придания той самой круглой формы. Длина дома обусловила ещё одну особенность, не характерную для этой серии, — количество подъездов. Их в круглой панельке на Нежинской, 13 аж целых двадцать шесть!
Как отмечают жители и гости первого московского «бублика», так его прозвали горожане, попасть в нужный подъезд было иногда настоящим квестом. Протяжённость такого дома — около полукилометра, а диаметр — более 150 метров. Внутренний двор занимает площадь, сопоставимую с Колизеем. Правда, жители 913 квартир скажут, что это, скорее, плюс при таком густонаселённом проживании: есть пространство для прогулок. Однако при определённой погоде система шести арок, ведущих во двор, создаёт жуткие сквозняки.
Следующего «бублика» Москва ожидала почти 7 лет: аналогичный дом на улице Довженко, 6 построили в 1979 году. Он мало чем отличается от своего круглого собрата, разве что квартир чуть больше — 936.
Оба проекта оказались достаточно дорогими, чтобы уйти в серийное строительство. Кроме того, с годами стали всплывать неприятные особенности такого расположения домов и их конструкции. В первую очередь это касается планировок квартир: практически все они имеют форму трапеции, а изгибы стен превратили ремонт в сущий кошмар для владельцев. Кстати, площади здесь довольно скромные — редкая «однушка» превышает 30 кв. м. Особенности расположения добавили головной боли людям: из-за замкнутости пространства слышимость в доме просто потрясающая, что практически уничтожает приватность личной жизни. Из-за круглой же формы многие квартиры недополучают солнечного света.
Существует версия, согласно которой подобных домов в Москве должно было появиться пять штук — по числу олимпийских колец, к Олимпиаде 1980 года. Вероятно, решение остановить строительство домов «кольцевой» серии было принято из-за нерентабельности: на аналогичной площади можно возвести больше жилья стандартного формата, а круглые дома оказались дороже в обслуживании.
Дворец на набережной
В 1930-х годах было принято решение о строительстве дома для многочисленных членов Союза архитекторов СССР. В нём предполагалось использовать «вогнутую» архитектуру. Его автором был Алексей Щусев. По задумке члена Императорской Академии художеств, грядущий ансамбль — Дом архитекторов на Ростовской набережной, 5 — должен был стать грандиозным. Предполагалось использование искусной асимметрии с разновысотными верхними этажами, а также роскошных колоннад по краям здания. Но увы, архитектурным фантазиям Щусева не суждено было сбыться. Строительство откладывалось несколько раз — то из-за войны, то по экономическим соображениям.
В итоге Дом архитекторов окончательный вид и форму обрёл только в 60-х годах, когда к основному зданию пристроили два дополнительных крыла. Внутри 14-этажного дома тоже есть свои особенности. Во-первых, высокие, почти 3,5 метра, потолки. Во-вторых, четырёх- и пятикомнатные квартиры, хотя и довольно скромные по сегодняшним меркам, не больше 120 кв. м. И наконец, каждая квартира имеет небольшое помещением, которое предназначалось для проживания обслуги, а сегодня используется как гардеробная или кладовая.
Даже если прибавить потрясающие панорамные виды Москвы-реки, исторического центра города и характеристики квартир, Дом архитекторов вряд ли можно сравнить с современными девелоперскими проектами: небольшой и унылый внутренний двор, отсутствие парковки и общая изношенность здания. Пожалуй, интересная форма дома и не менее интересная история его строительства — главное достоинство памятника ушедшей эпохи.
След Ван Гога на Ходынском поле
Следующая остановка переносит нас на север Москвы и уже в наше время. В 2008 году в рамках реализации масштабного комплекса «Гранд-Парк» был построен «Дом-парус». У здания на улице Гризодубовой, 2 интересная и непростая судьба. Изначально авторская группа архитекторов во главе с Андреем Боковым намеревалась построить самый длинный дом в Европе. Сделать это не удалось, поскольку проект располагался рядом со школьной территорией и мог бы затенить учебное заведение. Концепцию пересмотрели. Здание получило каплевидную форму, причём его основание оказалось тоньше остальной части, поскольку дом стоит на бывшей взлётно-посадочной полосе.
По своему наполнению и характеристикам «Дом-парус» близок к современным домам бизнес-класса: на 22 этажах разместилось 272 квартиры площадью от 80 до 190 кв. м, первый и второй этажи занимают офисы и объекты инфраструктуры, в стилобатной части расположена двухуровневая парковка на 262 автомобиля, а угловые квартиры в торцах здания оборудованы просторными зимними садами.
Необычная форма здания стала предметом народного творчества: дом называли волной, горой, китом и даже ухом Ван Гога. Несмотря на неплохую продуктовую составляющую, «Дом-парус» не избежал и уязвимостей, связанных с необычной архитектурой.
Жители периодически жалуются на плохое проветривание угловых квартир, а для местной управляющей компании очистка снега с крыши ежегодно превращается в настоящую спасательную операцию: из-за особенностей строения приходится огораживать прилегающую территорию на несколько десятков метров и следить, чтобы сходы снега не уничтожили те самые торцевые зимние сады. Тем не менее «Парус» получил городскую награду «Дом 2008 года» и вошёл в современные учебники архитектуры как один из примечательных столичных проектов.
Горбатый дом на Яузе
Годом позже — в 2009-м — недалеко от парка «Сокольники» появился ещё один новый дом полукруглой формы. Проект Arco di Sole, или «Солнечная арка», горожане достаточно быстро прозвали «горбатым домом на Яузе». Этот восьмисекционный монолитный комплекс площадью почти 80 тыс. кв. м расположился по адресу Попов проезд, 4. Прямо на Русаковской набережной второй по популярности столичной реки.
Будучи полноценным представителем семейства домов бизнес-класса, Arco di Sole для своего времени обладал хорошими продуктовыми характеристиками. Переменная этажность — 13–21, потолки выше 3 метров, чистовая отделка и большой выбор планировок от 70 до 140 кв. м, в том числе четырёхкомнатные квартиры. Само расположение рядом с набережной и крупнейшим столичным парком «Сокольники» уже делали проект привлекательным для состоятельной публики, а его необычная дугообразная форма только усиливала этот интерес.
К слову, в 2022 году Sminex приобрёл «Интеко», которая и построила этот дом. Так он вошёл в наш портфель, пополнив 23-летний девелоперский опыт компании. Все собственные дома мы создаём с учётом уже реализованных проектов, разрабатывая новые фирменные стандарты. Сейчас портфель Sminex, в который входит строящаяся и проектируемая недвижимость высших ценовых сегментов, включает 420 тыс. кв. м. В частности, речь идёт о клубном доме «Обыденский № 1» в 150 метрах от храма Христа Спасителя и клубных особняках «Ильинка 3/8» в 160 метрах от Красной площади.
Дом с ирисами на Соколе
Завершая экскурсию по московским домам с изящной архитектурой, мы перекидываем мостик в день сегодняшний. Наш «Врубеля 4» — самый свежий из столичных домов с изгибами, мы ввели его в эксплуатацию в прошлом году. Премиальный проект рядом с Посёлком художников можно назвать эволюцией «гибкой» московской архитектуры. Мы учли слабые места предшествующих круглых домов, связанные с особенностями формы зданий.
Локацию выбирали тщательно — удобную, престижную и живописную. Архитектурный проект в стиле неоклассицизма выполнен с филигранной точностью, изящно, эстетично и функционально. Мы использовали многочисленные декоративные фрагменты, резные русты, а также изысканные формы цветков ирисов — излюбленный мотив московского художника-модерниста Михаила Врубеля.
Во «Врубеля 4» четыре подъезда и 196 квартир, две из которых ещё можно успеть купить. В доме есть трёхспальный лот площадью 119 кв. м. Её окна выходят на две стороны света. Здесь предусмотрена просторная кухня-гостиная, где приятно проводить уютные вечера. Вторая квартира имеет две мастер-спальни с собственными гардеробными и санузлами. Её площадь составляет 102 кв. м. Из окон обеих квартир открываются виды на тихий Посёлок художников, улицу Врубеля и красивый благоустроенный внутренний двор.
Внутренний комфорт и детали, обеспечивающие качество жизни, во «Врубеля 4» намного опередили даже современные круглые дома Москвы. Дизайнерские интерьеры, натуральные материалы отделки, каминный зал на первом этаже, уникальная общественная терраса на крыше только для жителей площадью 565 кв. м, мощённая по рисункам самого Врубеля центральная площадь на придомовой территории. Каждый элемент мы продумали так, чтобы удивительный дом на северо-западе Москвы на долгие годы вперёд определил облик самого района и стал несомненной достопримечательностью столицы, не теряющей актуальности.
Подробнее с «Врубеля 4» вы можете ознакомиться на сайте дома.