Найти в Дзене
Норникель

Шаман, бубен и полярная ночь: какие коренные народы живут на Севере

Оглавление

Заполярье — дом для ненцев, энцев, долган, нганасан, эвенков и саамов. В их верованиях и жизненном укладе переплелись традиции и современность: с одной стороны, они разводят оленей, ловят рыбу и охотятся, с другой — ходят в магазины. Познакомьтесь с историей, бытом и любимыми блюдами коренных малочисленных народов Севера в нашем материале.

Ненцы

Ненцы — самый крупный из коренных малочисленных народов Севера. В основном они заселяют Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. По данным переписи 2020 года, в России живет более 49 000 ненцев.

Ненецкий язык относится к самодийской группе языков. Он делится на два диалекта: тундровый и лесной, которые значительно отличаются друг от друга фонетически. По данным переписи 2020 года, русским языком владеют более 90% ненцев Таймыра, а родным — около 40%.

Ненцы — кочевой народ. Около трех тысяч лет назад предки ненцев переселились с юга Западной Сибири, заселили территории от Белого моря до низовьев Енисея, встретились и ассимилировались с морскими охотниками.

Традиционное жилище ненцев — чум. Летом современные чумы часто покрывают брезентом, а зимой — оленьими шкурами, а для дополнительного обогрева используют печки-буржуйки.

Большинство современных ненцев по-прежнему носят национальную одежду. Например, мужчины — шубу-малицу из оленьих шкур, которую надевают мехом внутрь. У шубы откидной капюшон из неблюя, или шкуры молодого оленя. В холода поверх малицы надевают сокуй, который шьют из пяти шкур молодых оленей и носят мехом наружу.

Как выглядит традиционный обед по-ненецки? Основа рациона ненцев — вареная оленина, реже — мороженая и копченая. Во время забоя оленя в пищу идут свежая кровь, печень и мясо. Традиционное ненецкое лакомство — молодые оленьи рога, опаленные на костре.

На втором месте после оленины в меню ненцев зайчатина и пернатая дичь. Осенью и зимой ненцы едят строганину — замороженную рыбу, которую нарезают стружкой. Обычно готовят сига, чира, муксуна или нельму. Сушеная рыба у ненцев называется юкола. Из напитков ненцы больше всего любят чай.

Не все современные ненцы живут в чумах и носят малицы из оленьих шкур. Среди этого народа есть и жители обычных поселков, которые покупают продукты в магазинах.

В духовной жизни ненцев переплетаются христианство и вера в духов. Хозяевам лесов, гор и рек ненцы приносили требу перед охотой. Посредниками между духами и людьми работают шаманы, которые отвечают в том числе за проводы умерших в загробный мир. К шаману можно обратиться в случае болезни, плохого улова рыбы или отела оленей. Современные ненцы отмечают праздники Встречи Солнца, День оленевода и День рыбака.

Повседневная жизнь ненцев в Тухарде, Красноярский край
Повседневная жизнь ненцев в Тухарде, Красноярский край

Энцы

Энцы живут в Красноярском крае на западе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В переписи 2020 года зарегистрировались всего 203 энца. С годами их численность постепенно уменьшалась из-за ассимиляции с соседями — ненцами и нганасанами.

Энцы делятся на две субэтнические группы: северную тундровую и южную лесную, каждая говорит на своем диалекте. Первые называли себя сомату, а вторые — пэ-бай.

Энцы — охотники на северного оленя и пушных зверей. Раньше использовали луки и самодельные ловушки с сетями, а сейчас — ружья и маскировочные щитки на полозьях. Помимо охоты у энцев сохранились рыболовство сетями и неводом, а также вьючное оленеводство, как и у ненцев. Их верования тоже похожи: энцы исповедуют как православие, так и свои традиционные культы.

Как многие малочисленные коренные народы Севера, энцы традиционно жили в чумах. Но большинство современных энцев выбирают оседлый образ жизни и селятся в домах.

Энцы носят традиционную длинную одежду: сомату — парку, похожую на нганасанскую. У нее две части: верхняя до колен и нижняя до пят. Из украшений — опушка из собачьего меха и сокуй из хвоста оленя, по которому энца отличают от нганасана. Пэ-бай предпочитают одежду, схожую с ненецкими малицами.

На столе у энцев, как и у их кочевых соседей, — рыба и оленина, а еще рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы энцы делают муку, которая называется барика. В отличие от ненцев, энцы едят растительную еду: дикий лук, коренья и ягоды. Представьте себе перекус по-энецки: тонкие лепешки из покупной ржаной муки, которые надо есть, обмакнув в рыбий жир. Запивать можно отваром из листьев брусники или чаем.

Ученые из разных стран изучают энецкий язык и культуру больше 100 лет, но письменность энцев создали только в 2019 году, а первый букварь — в 2020. Энецкий филолог Дарья Болина перевела на родной язык Библию и опубликовала русско-энецкий разговорник и словарь.

Повседневная жизнь энцев в поселке Потапово, Красноярский край
Повседневная жизнь энцев в поселке Потапово, Красноярский край

Долганы

Живут в основном на Таймыре и лишь некоторые из них — в Республике Саха. Всего в России чуть более 8000 долган по данным переписи 2020 года.

Долганы — один из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос они сложились в XVII, а окончательно оформились в самостоятельную группу в начале ХХ века в результате смешения затундренных крестьян, эвенков и эвенов из Якутии и северных якутов-оленеводов.

Язык долган имеет тюркские корни, а письменность сложилась на основе русского алфавита. Поэтесса Огдо Аксенова считается основательницей долганской письменности и литературы на родном языке. В долганском фольклоре сплелись якутское и русское влияние. Былины исполняют в виде песен, которые похожи на якутские олонхо, а в сказках героями становятся купцы, крестьяне и Иван-царевич.

Общая вера объединила долган в единую этническую общность. Среди современных долган есть и те, кто верит в христианского бога, и те, кто обожествляет силы природы.

Как их предки, современные долганы по-прежнему занимаются оленеводством, охотятся на дикого северного оленя и пушного зверя, а еще ловят северную рыбу.

Раньше долганы жили в избах русского образца, а в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные домики на полозьях, например балок, который позаимствовали у русских старожилов Севера. Сейчас чумы и балки — это редкость, живут в них только некоторые оленеводы, охотники и рыбаки. Во второй половине ХХ века долганы стали жить в поселках и типовых домах.

Нартенный чум-балок из поставленного на нарты каркаса, укрытого оленьими шкурами
Нартенный чум-балок из поставленного на нарты каркаса, укрытого оленьими шкурами

Национальный костюм долган — кафтан из сукна, расшитый бисером, похожий на эвенкийский. Мужские рубахи, штаны и женские платья раньше шили из покупных тканей, и их дизайн не отличался от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Современные долганы продолжают носить традиционные костюмы своих предков: например, зимой надевают парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и меховые шубы, или сокуи, с капюшоном мехом наружу. Поселковые жители, особенно женщины, надевают национальную одежду на праздники.

Долганы участвуют в работе Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Таймыра, а их представители входят в состав Палаты КНМС Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Нганасаны

Современные нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита Сегодня нганасаны живут в центральной части полуострова Таймыр. По данным переписи 2020 года в России проживают 260 нганасан.

До середины XX века нганасаны кочевали в тундре, жили в чумах и охотились на оленей, песцов, зайцев и птиц. Большинство современных нганасан живут в типовых поселках и занимаются традиционными промыслами.

Как и другие северные народы, нганасаны шили свою традиционную одежду из оленьих шкур, но украшали аппликацией из меха разных цветов, по ним определяли социальный статус человека. Раньше нганасанские мужчины носили пояса, к которым привязывали ножны, огниво, футляр для трубки и кисет с табаком. Чтобы защитить глаза от слепящего света и снега, нганасаны надевали очки из кожи или костей животных. Женщины и мужчины смазывали волосы оленьим жиром для защиты от холода и заплетали их в две косы и украшали металлическими подвесками. Национальную одежду продолжают носить около четверти современных нганасан.

Настоящее лакомство по-нганасански — лепешки с икрой. Сегодня нганасаны покупают продукты в магазинах, но продолжают готовить национальные блюда из оленины и водоплавающих птиц, это основа их питания.

Так же, как ненцы, энцы и долганы, после крещения нганасаны не отказались от своих традиционных культов — анимизма и шаманизма. Нганасаны сочетают православие и веру в Землю, Солнце, Огонь, Воду и «лёса нгуо», а иконы ассоциируют с изображениями своих духов-покровителей.

Традиционная женская одежда народа нганасан
Традиционная женская одежда народа нганасан

С традиционными верованиями нганасан связаны их древние национальные праздники. Например, после окончания полярной ночи устраивали праздник «чистого чума» — строили большой чум, где шаман проводил несколько дней подряд и просил у божеств благополучия для народа. Во время летнего солнцестояния праздновали Ани э дялы, или Большой день, с играми и состязаниями. Современные нганасаны ежегодно отмечают этот праздник в поселке Волочанка.

Традиционные сказания нганасан о подвигах богатырей были настолько длинные, что для их исполнения не хватит одного вечера. Нганасаны умели импровизировать и сочинять песни на ходу. Декоративное искусство нганасан — это резьба по мамонтовой кости, инкрустация и штамповка по металлу, окраска кожи и узорное шитье оленьим волосом.

Нганасанская письменность появилась в 1990-х, и родной язык начали преподавать в начальной школе. В 2018 году нганасанский язык изучали 92 ребенка. На Таймыре были популярны нганасанские фолк-группы «Хенсу» и «Нгамтусо», а в 2017 году нганасанский этно-фольклорный клуб «Хендир» представлял Красноярский край на фестивале «Голос тундры» в Санкт-Петербурге.

Эвенки

Эвенки — коренной народ Сибири. В Республиках Саха и Бурятия, Красноярском, Забайкальском и Хабаровском крае, Амурской и Иркутской областях живут около 39 000 эвенков, еще 40 000 — в Китае и Монголии.

Ученые считают, что эвенки как народ появились еще в начале I тыс. лет н. э., когда местные жители Восточной Сибири ассимилировались с тунгусскими племенами из Прибайкалья и Забайкалья. В прошлом эвенки жили по всему Таймыру, но в XIX веке часть из них влилась в состав долган, которые тогда только формировались как народность.

Эвенкийская письменность зародилась в 1928 году, а первый эвенкийский словарь и учебники написал ленинградский лингвист Глафира Василевич. Пусть верующие эвенки и православные, но культы духов и шаманизм никуда не делись спустя столетия. А еще из эвенкийского языка к нам пришло слово «шаман».

Тунгусские шаманы носили закрывающие лицо украшения и работали с бубнами овальной формы, а еще считались самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали и другие народы.

Эвенки традиционно занимались охотой и оленеводством. Современные эвенки занимаются народными промыслами: резьбой по кости и дереву, кузнечным делом, вышивкой бисером и шелком, аппликацией мехом и тканью, тиснение по бересте. Как и их далекие предки, современные эвенки охотятся на дикого северного оленя и соболей, которых добывают ежегодно 20-25 тысяч, это более 15% объема по всей России.

В качестве национальной одежды эвенки носили и продолжают носить кафтаны из оленьего меха и ровдуги. Традиционная одежда эвенков украшена полосками козьего и собачьего меха, бахромой и металлическими бляшками.

Повседневная жизнь эвенков в поселке Хантайское озеро, Красноярский край
Повседневная жизнь эвенков в поселке Хантайское озеро, Красноярский край

Национальные блюда эвенков — рыба и мясо диких животных, например, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое с брусникой, или густой мясной суп с кровью. Строганина, как и у соседних народов, тоже часто встречается на столах у современных эвенков.

Из всех северных народов одни эвенки давно выращивали зерно и делали из него муку, но выпекать хлеб стали под влиянием современных людей, приехавших в Сибири. От них же они позаимствовали любимый напиток — чай, который иногда пьют с оленьим молоком, брусникой и шиповником.

Фольклор эвенков — это песни-импровизации, сказки о животных и народный эпос, который читали речитативом всю ночь. Часто к исполнению эпоса подключались и слушатели, которые повторяли строки за сказителем. Традиционные музыкальные инструменты — варганы из дерева и кости, бубны и музыкальные луки. Популярный традиционный танец — круговой хоровод ёхарьё, который водят под импровизированные песни.

Как и другие народы Севера, эвенки отмечают традиционные праздники — День оленевода, День рыбака, День аборигенных народов мира, но у них есть и свой особенный праздник — Мучун, эвенкийский Новый год. Его отмечают с размахом: готовят национальные блюда, устраивают игры и соревнования, играют на музыкальных инструментах и поют народные песни.

Эвенки активно участвуют в общественной жизни. Для защиты своих прав в 1989 году они создали ассоциацию «Арун». Первым ее президентом стала женщина — автор учебников и словарей эвенкийского языка Зинаида Пикунова.