Как и обещал, рассказываю, как когда-то отказался от рабочих из ближнего зарубежья в пользу рабочих из КНДР.
С чего все начиналось?
Итак, в далеком 2011 году я стал предпринимателем в области строительства. Брал небольшие подряды как у частных заказчиков, так и у строительных организаций. В качестве рабочей силы естественно использовал узбекских рабочих, доставку которых организовал из г. Шахрисабз.
В те времена привезти и оформить такого специалиста для работодателя было гораздо хлопотнее, чем сейчас. Нужно было получить квоту, оформить им разрешение на работу (для работы на больших стройках), заключить трудовые договоры и потом платить НДФЛ 30%. С патентом наоборот все было гораздо проще чем сейчас: достаточно было его просто получить в УФМС по приезду в город назначения. Но был нюанс, патент не давал права работать на предприятиях, только в частном секторе.
Сейчас иностранцу достаточно приехать, сдать экзамен, пройти медкомиссию, зарегистрироваться по месту пребывания и получить патент, который дает ему право работать и на предприятиях и у частника. Работодатель к этому процессу, как правило, никакого отношения не имеет и нанимает работников с уже готовыми документами. Налоги по своим патентам иностранцы тоже платят сами. Просто сказочные условия для нынешних строительных предприятий, не правда ли!?
Опыт - сын ошибок трудных
Первое время, из-за отсутствия опыта и пионерского задора, мне казалось, что все идет неплохо. Какие-то неурядицы с рабочими, решение их личных проблем и систематический брак в работе я воспринимал, как нормальные рабочие моменты, которые были и будут всегда. Со временем я понял, что мне радостно сели на шею и ножки свесили.
Было нормой, что рабочий, пересекая Российскую границу, покупал сим-карту и начинал мне названивать, выпрашивая авансом деньги на питание, на связь и прочую ерунду. К моменту его приезда, я уже знал, что дочь скоро выходит замуж, чем болеет его мама, в какой класс идут дети, каких вещей им не хватает к школе, когда рожает жена и так далее.... Нужно понимать, что этот работник еще даже не доехал до места работы
При этом качество работы и скорость оставляли желать лучшего, часто портили материал, приходилось переделывать работу, возникали конфликты с криворукими "мастерами". Весь этот кошмар продолжался до тех пор пока я не познакомился с одним северокорейским товарищем, который был переводчиком в их строительной фирме.
Товарища звали Ли Чер Хо. Он предложил мне нанять одну из их бригад, у которой образовалось окно. У меня как раз был небольшой объект под отделку.
От чего-бы не попробовать, подумал я и мы ударили по рукам.
Панацея от всех проблем
С первых минут обсуждения цены я был в шоке. Никаких "виляний хвостом", уклончивых ответов и прочей мутной жижи... Приехали на объект, бригадир посмотрел исходное состояние, уточнил, что я хочу видеть в конце и назвал конкретную цену работы за 1м2 помещения. В цену входило ВСЁ, от демонтажа до мытья полов, и эта цена оказалась почти в 2 раза ниже той, которую я платил узбекам. Это была первая капля бальзама на мою душу.
Но на этом приятные сюрпризы не закончились! Ребята оперативно достали СВОИ рулетки, лазерные уровни и правила, быстро обмерили все поверхности и через час у меня на руках был полный список необходимых материалов. В этом списке не было никаких шпателей, терок, перфораторов и прочего инструмента, только материал и расходники. Я не верил своему счастью!
Я оперативно привез материалы, получилась полная машина (фургон 5т), парни без разговоров набросились на груз и, как муравьи перетаскали все молча, без нытья и перекуров.
Но все эти прелюдии оказались ничем по сравнению с тем профессиональным экстазом, который я испытал, когда началась работа. Скорость и качество просто поражали воображение. Все четко знали свои задачи и не толкались на объекте. Строительный мусор оперативно затаривали в мешки от сухих смесей и аккуратно составляли, так чтобы он не мешал. Все, что нужно было укрыть и защитить от повреждения, укрыли и защитили. И всё это происходило само собой, без моих указаний.
Мои функции свелись к тому, чтобы своевременно обеспечить материалами и оплатить работу. И это НОРМАЛЬНО, когда ты нанимаешь специалистов и платишь им деньги.
Небольшая ложечка дёгтя
Конечно со временем обнаружились некоторые моменты, которые доставили хлопот.
1. Корейцы очень пренебрежительно относятся к технике безопасности. Рабочий может приехать на объект в домашних тапочках и начать демонтаж или забраться на высоту третьего этажа со шпателем, но без страховки. Травматизм просто запредельный, были летальные случаи.
2. Нельзя селить корейцев на объекте. У них очень специфичная кухня, которая состоит из разных вариаций рыбы, чеснока, перца и кимчи. Запах стоит просто адский. И его невозможно убрать даже после генеральной уборки.
3. Ну и совсем мелочь: каждое воскресенье корейцы проводят общее собрание. Читают политинформацию, решают свои вопросы и не работают. В разгар строительного сезона это немного напрягает, но особо на скорость не влияет.
Секреты мастерства
В чем же кроется секрет такого мастерства рабочих из Северной Корей?
Давайте разберемся:
1. ВСЕ рабочие, которые отправляются на заработки из Северной Кореи подтверждают свою строительную квалификацию (еще у себя в стране).
2. Они должны отвечать следующим критериям:
-пройти службу в армии (10 лет)
-Иметь семью (жена и ребенок обязательно)
-Быть коммунистами и благонадежными гражданами своей страны
3. Уже в России, каждый бригадир дополнительно отбирает себе рабочих, устраивает им внутренний экзамен. Те кто не приглянулся никому, остаются вне бригад и должны работать самостоятельно, а это практически нереально (язык, поиск заказов, гарантии расчета и т.д.).
4. Каждый рабочий обязан ежемесячно сдавать в фирму определенную сумму (в описываемом периоде она составляла 40 000 рублей). В эту сумму входит налог, в пользу КНДР, расходы на содержание руководства и непроизводственного персонала, аренда жилья и офиса, питание. Ответственность за неуплату налога очень жесткая: первый месяц предупреждение, на второй - высылка в КНДР, суд и лагерь. Все, что рабочий заработает сверх суммы налога, это его личные деньги. Отсюда и их рвение работать практически в круглосуточном режиме и не переделывать одну работу по два раза.
5. В каждой корейской фирме работает, как правило переводчиком, сотрудник госбезопасности, который зорко следит как за моральным обликом работников, так и за всеми финансовыми потоками предприятия.
В сумме все эти факторы делают рабочих очень профессиональными, трудолюбивыми и в высшей степени дисциплинированными.
Счастье было недолгим
Мне так понравилось работать с северными корейцами, что я на 100% отказался от рабочих из ближнего зарубежья и был этому несказанно рад.
Со временем я познакомился со всеми директорами корейских фирм, которые в то время работали в регионе и они полностью перекрывали мою потребность в рабочей силе. Это было райское время, но оно внезапно закончилось, когда руководство нашей страны подписало резолюцию ООН о запрете использования рабочей силы из КНДР.
Это был удар ниже пояса. Вернуться к работе с мигрантами из средней азии после корейцев это, как из Мерседеса пересесть в Жигули. Вроде едет, но ощущения совсем не те...
Надежда умирает последней
В последнее время я смотрю на ту вакханалию, которая развернулась вокруг мигрантов из средней азии и закавказья и у меня возникает два вопроса:
1. Почему мы до сих пор не плюнули на все резолюции и не вернули рабочих из КНДР? Боимся, что на нас санкции наложат?
2. Почему наши лоббисты из правящей элиты изо всех утюгов кричат, что альтернативы мигрантам из средней азии нет?
В свете последних событий и налаживания тесных контактов нашей страны с КНДР, затеплилась слабая надежда, что в обозримом будущем мы сможем снова увидеть этих замечательных ребят на наших стройках, а может и не только на стройках.
Я надеюсь, что этот материал был Вам интересен. В следующей статье попробую порассуждать на тему того, что сейчас происходит с отечественными кадрами в строительстве.
Подписывайтесь, пишите комментарии, буду рад обсудить и ответить на все вопросы.