Найти в Дзене

Не работает вентилятор охлаждения: причины и как устранить неисправность

Если вы заметили, что температура двигателя уже необычно высокая и не снижается, то стоит открыть капот и проверить работает ли вентилятор охлаждения.

Не работает вентилятор в машине
Не работает вентилятор в машине

Коротко о том, как это работает:

Во всех современных автомобилях установлена жидкостная система охлаждения. Охлаждающая жидкость, он же - антифриз, забирает тепло от двигателя и поступает в радиатор, где ее охлаждает поток воздуха, а после снова возвращается в двигатель, и так она движется по кругу. Но иногда естественного потока воздуха оказывается недостаточно, поэтому на радиатор устанавливают вентилятор. Если вентилятор перестает работать, двигатель перегревается и машина может закипеть.

Не работает вентилятор охлаждения двигателя
Не работает вентилятор охлаждения двигателя

Подробнее о причинах и последствиях закипания автомобиля мы рассказали в прошлой статье

Как проверить работу вентилятора охлаждения двигателя

Обычно вентилятор расположен сразу за радиатором, но бывают и исключения. Когда внешне обнаружить вентилятор не удается, то понять, работает ли он, можно по характерному звуку. Чтобы вентилятор включился в работу, температура двигателя должна быть выше рабочей, на разных автомобилях этот показатель может отличаться. Но нагреть двигатель до нужной температуры можно попробовать следующим образом: прогрейте двигатель до рабочей температуры, а после дайте машине поработать на холостом ходу. Единственный нюанс - в холодную погоду это вряд ли сработает.

Почему не работает вентилятор охлаждения

Вентилятор состоит из крыльчатки и электрического двигателя. Поэтому, если вентилятор перестал работать, причины может быть 2: сломался электродвигатель, или питание на него не поступает. Диагностику рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Отключите датчик температуры двигателя. На современных авто вентилятор включается после команды ЭБУ. При отсутствии сигнала с датчика система перейдет в аварийный режим и включит вентилятор.
  2. Если лопасти вентилятора не начали вращаться, то стоит проверить цепь питания. Для этого отключите “фишку” вентилятора и с помощью мультиметра измерьте напряжение. В норме должно быть не менее 12 В, если напряжения нет, значит проблема в проводке. Проверьте реле и предохранитель, при необходимости замените. Если после всех манипуляций вентилятор в машине не работает, то причина в неисправности электромотора. В этом случае придется либо перебрать мотор, чтобы выяснить причину поломки, либо целиком его заменить.
  3. Проверьте датчик температуры охлаждающей жидкости. Для этого снимите его с авто и опустите рабочую часть в емкость с ОЖ. Нагрейте антифриз до той температуры, при которой включается вентилятор, и прозвоните контакты датчика с помощью мультиметра. Если контакты замкнулись, то деталь исправна. После извлечения датчика из антифриза, датчик постепенно остынет и контакты разомкнутся, то есть произойдет это не сразу.
Датчик температуры ОЖ
Датчик температуры ОЖ

На старых машинах с карбюратором процедура диагностики проще. Датчик температуры стоит прямо на радиаторе. Отсоедините его от провода, соедините контакты напрямую. Если вентилятор не включился, значит проблема в самом датчике температуры, при условии, что термостат исправен. Если лопасти вентилятора не крутятся, значит проблема в проводке или моторчике, а для проверки просто подайте напряжение напрямую.

Если в дороге вы заметили, что машина греется, а вентилятор не включается, то продолжать движение на таком транспорте опасно. Нужно либо провести ремонт на месте, либо доставить автомобиль с заглушенным двигателем до сервиса.