Практически сразу после подрыва российских газовых путей «Северный поток-1» и «Северный Поток-2» президент Владимир Владимирович Путин предложил перенаправить поставки голубого топлива в регион Черного моря и создать на его территории новый газовый хаб. В качестве места расположения этого самого хаба была выбрана Турция. Государство должно было стать посредником между экспортером газа (Россией) и его покупателями (прежде всего в списках потенциальных клиентов числились державы Европы).
Для удобства определения конечной цены на товар в отечественном правительстве занялись разработкой специального электронного ресурса в формате биржи - получится нечто вроде интернет-магазина для приобретения природных ресурсов. Преимущество в этой системе останется за теми, кто подсоединен к сети турецких газопроводов - Россией, Ираном и Азербайджаном.
Наши турецкие коллеги инициативу восприняли с энтузиазмом. Кроме того, в Анкаре объявили о том, что государство стремительно приближается к реализации газового проекта и уже находится на заключительном этапе постройки всей необходимой инфраструктуры. Турецкий министр Альпарслан Байрактар, ответственный за природные и энергетические ресурсы страны, пообещал вдвое расширить хранилища голубого топлива в Силиври и Туз Гёлю к 2028 году.
В свободном доступе уже появилась готовая модель российско-турецкого хаба. Так, сырье из РФ будет поступать в Турцию через две ветки «Турецкого потока», каждая из которых обладает мощностью в 15,75 миллиарда кубометров в год и проложена по дну Черного моря. Содержимое одной нити будет предназначаться для реализации на внутреннем рынке, содержимое второй - на европейском.
Также приплюсуйте к вышеописанным цифрам шестнадцать миллиардов кубометров российского газа, который Анкара получает уже сейчас через газопровод «Голубой поток». Инициативу предприимчивые турки уже успели согласовать с компанией-производителем трубопроводов Botas и энергетической биржей Epias.
Говоря о «Турецком потоке», в который раз подтвердившим негласное звание основного маршрута экспорта голубого топлива в Евросоюз: по итогам первого полугодия объемы поставок российского газа в ЕС уже взлетели на сорок с половиной процентов, что в годовом выражении равняется девяти с половиной миллиардам кубометров. Это число продолжает расти: июльский показатель экспорта газа по вышеупомянутому маршруту превысил аналогичный показатель в июне на двадцать девять процентов. И никакие санкции этому не помеха.
Для нас преимущества создания хаба очевидны - рост экспорта и прибыли, улучшение отношений с Турцией и возможность торговать газом с Европой без участия Киева, транзитное соглашение с которым подходит к концу уже в этом году. В доле остается и Анкара - турецкое правительство привлекают увеличение объемов импорта и дохода с продажи топлива в Евросоюз. Брюссель, к слову, получит российский газ в так называемом «обезличенном» состоянии - никакого противопоставления актуальному европейскому дискурсу не предусмотрено.
Однако нашлись у проекта и критики. Скептически настроенные эксперты опасаются, что Евросоюз не обеспечит достаточного спроса ресурсов на рынке, и огромные запасы газовых кубометров в Турции просто-напросто окажутся никому не нужны. Вот только страхи эти, по сути, ничем не подкреплены - европейские политики давно извлекли урок с декларируемым отказом от отечественного топлива, стоивший западному региону не один миллиард долларов.
Кроме того, спрос на потребление газа в ЕС продолжает расти. Давят на власти и представители крупной промышленности, нуждающиеся в крупных, недорогих, а главное качественных поставках. В такой ситуации отсутствие спроса это, пожалуй, последнее, что должно беспокоить Москву, Анкару и других учредителей будущего хаба.
Также необходимость создания проекта обусловлена тем, что он может стать отличным стабилизатором всего европейского рынка в целом, в значительной степени зависимого от объемов и скоростей импорта. А поддерживать промышленную конкурентоспособность в условиях грабительских цен на альтернативный СПГ, согласитесь, довольно проблематично.