ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ В АШХАБАДЕ
Памятник Ленину в Ашгабаде, Туркменистан, действительно является уникальным архитектурным объектом. Несмотря на то, что само изваяние вождя не представляет собой ничего особенного и является типичным для своего времени, постамент этого памятника заслуживает особого внимания. Он выполнен в виде среднеазиатского ковра, что придает ему неповторимый восточный колорит.
Постамент был создан художником Андреем Кареллиным, который был известен еще до революции и в 1926 году стал автором герба Туркменистана. Идея облицевать пьедестал яркой майоликой в виде ковра принадлежит именно ему. Плитка имитирует ковровые полотнища с узорами, характерными для разных районов республики.
Символично, что конструкция постамента с двумя деревянными дверями напоминает мавзолей. Он представляет собой параллелепипед, стоящий на четырех таких же фигурах, которые символизируют пять частей света. В советские годы здесь был музей Ленина.
В 1948 году памятник и постамент пережили землетрясение в Ашгабате, которое разрушило почти весь город. Это говорит об исключительной прочности сооружения.
Таким образом, памятник Ленину в Ашгабаде является не просто монументом, а настоящим шедевром архитектуры, который отражает культурное наследие и историю Туркменистана.
ДОМ МОССЕЛЬПРОМА
В начале прошлого века небоскребы уже появились, но такого слова в русском языке еще не было. Английское skyscraper переводили как «тучерез». Так вот, первый такой «тучерез» в Москве построили в 1913 году. Это было девятиэтажное здание в Большом Гнездниковском переулке, он же дом Нирнзее.
Успех девятиэтажки вдохновил купца Титова, который захотел такую же. У него был небольшой участок на углу Кисловского и Калашного переулков, где до войны 1812 года была церковь, а потом стоянка для извозчиков и трактир. Для строительства он пригласил архитектора Николая Дмитриевича Струкова, работавшего в актуальном стиле модерн.
Модный и продуктивный художник, он пробовал свои силы в самых разных стилистических направлениях текущей эпохи, но ствбил но не отличался: некоторые из его построек быстро рушились. Семиэтажный доходный дом в Калашном переулке сооружался в большой спешке, сам архитектор при его возведении не присутствовал, рабочие часто говорили о просадках дома...
22 марта 1913 года одна из стен здания обвалилась. Комиссия пришла к выводу, что виноваты в катастрофе некачественные материалы, небрежная кладка и рискованная конструкция. Старожилы же посчитали, что это кара за грех, ведь ранее на этом месте была церковь. Струкова судили и посадили в тюрьму на несколько недель, Титова оштрафовали. После здание пытались достраивать, но не слишком успешно.
К 1917 году возвели пять этажей. Часть дома выходила на Калашный переулок, часть — на Кисловский. А потом стране стало не до модерна...
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
В начале 1920-х годов молодое государство взяло курс на новую экономическую политику, она же НЭП. Так появился советский бизнес.
В качестве ответа частным производителям создается трест-гигант под названием Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности, или Моссельпром. Компания объединила множество столичных фабрик и производила буквально все: от папирос до колбасы и конфет.
Разумеется, такому гиганту понадобилась штаб-квартира. Вот тут-то и вспомнили о разрушенном доме в центре столицы. К достройке подключили ведущих инженеров, в том числе Владимира Цветаева (двоюродного брата поэтессы Марины Цветаевой) и Давида Когана.
Дом перестроили и превратили в семиэтажный, как это до революции и задумывалось. После доработок здание приобрело форму буквы Н. Формально оно разделено на два помещения, которые противоположными фасадами выходят на параллельные переулки.
ЗДАНИЕ КАЗАНСКОГО ЦИРКА
Напротив древнего Казанского Кремля, словно из другого мира, возвышается здание цирка, воплощение футуристической мысли. В середине 1960-х годов этот проект был настоящим прорывом. И даже сегодня, спустя десятилетия, "летающая тарелка" Казанского цирка продолжает поражать своей инновационностью.
Первый стационарный цирк в Российской империи был открыт братьями Никитиными в Пензе. Эти представители старейшей цирковой династии России продолжили дело своего отца, странствующего жонглера, и внесли свой вклад в развитие циркового искусства. По их инициативе цирк появился и в Саратове, и в Санкт-Петербурге.
В Казани цирк впервые появился в 1890 году, когда на берегу Банного озера было построено скромное деревянное здание, где выступали акробаты и дрессировщики. Несмотря на свою простоту, оно просуществовало четыре десятилетия. В 1928 году цирк получил новое деревянное здание, которое, однако, было приспособлено для зимних представлений. Но в начале 1960-х годов оно было признано аварийным, и цирк был временно закрыт. В 1965 году здание сгорело, что стало толчком к строительству нового помещения.
В разработке проекта участвовали инженеры Е. Ю. Брудный и О. И. Берим, архитектор Г. М. Пичуев из "Татгражданпроекта" и сотрудники Казанского физико-технического института. Ученые были привлечены к работе, поскольку проект был слишком инновационным: у здания отсутствовали колонны-опоры. Сотрудники института смогли доказать, что сооружение не обрушится, и дали добро на строительство. Строительство началось в 1965 году, а открытие цирка состоялось 9 декабря 1967 года.
Уже в 1973 году здание было признано памятником архитектуры, а его создатели были удостоены множества наград и премий. Цирк получил высокую оценку иностранных журналистов и Оскара Нимейера, который с нуля создал новую столицу Бразилии. В начале 1980-х годов макет здания был отправлен в качестве экспоната на международную торговую ярмарку в Лейпциге.
Что вызвало такой ажиотаж? Во-первых, эпоха зданий в форме "летающих тарелок" тогда еще не наступила, поэтому цирк опередил свое время. Во-вторых, до этого в мире было только одно сооружение, построенное в форме усеченного конуса. Находилось оно в Рио-де-Жанейро.
Этот "неопознанный летающий объект" покоится на 289 сваях. Колонн, поддерживающих купол, здесь нет. Это первый в Советском Союзе бетонный монолит. В здании два манежа. Все подсобные помещения, включая конюшню, столовые, грим уборные, танцкласс, мастерские, кухни, медвежатник и слоновник, находятся внутри цирка, а не во дворе. Зрительный зал вмещает более двух тысяч человек. Здание имеет высоту 23 метра и диаметр 65 метров.
Капитальный ремонт в цирке проводили только один раз - в 2017 году. Он почти не коснулся самого здания, но интерьеры изменились до неузнаваемости.
РЫНОК ПАНЧШАНБЕ
На Востоке существует мудрая поговорка, что тот, кто приходит на базар просто посмотреть, глуп, а тот, кто приходит только покупать, глуп вдвойне. Базар - это не просто место для покупок, это особый мир, где нет места политике и классовому неравенству, это место, где царит душевность и уникальная культура человеческого общения.
Один из таких уникальных базаров - это базар Панчшанбе в городе Худжанд. Он существовал еще в Средние века, когда через город проходил Великий шелковый путь, а сам город считался северными воротами Ферганской долины. Рынок открывался по четвергам, оттого и получил свое название "Панчшанбе", что в переводе с таджикского означает "четверг".
В середине прошлого века старый базар был снесен, и на его месте появились типовые застройки и стихийный частный сектор. Новый колхозный рынок было решено разместить в самом центре города, рядом с главной мечетью и мавзолеем шейха Муслихиддина.
Авторами проекта нового рынка стали русские архитекторы Александр Степницкий, Станислав Волков и Василий Коршунов. Они смогли соединить в своем проекте сталинский ампир и традиционные таджикские мотивы.
Так появился самый большой двухэтажный крытый рынок в Средней Азии. На первом этаже располагаются прилавки с продуктами, на втором - ряды с одеждой. Рынок представляет собой здание с высокими потолками и сводчатым залом с колоннами, которых здесь более сотни. В центре входной группы располагается полусферический портал с яркой росписью в таджикском стиле, под которым установлены скульптуры колхозников с корзинами, полными даров земли.
Торговля на рынке Панчшанбе не прекращается даже ночью. Это место, где можно не только купить все необходимое, но и проникнуться уникальной атмосферой Востока, разгадать все его загадки и насладиться душевным общением с местными жителями.
Подпишись на канал и следи за обновлениями - ты говорим кажды день!