Найти в Дзене
Архитектор времени

Летающая тарелка, первый небоскреб и памятник в виде ковра. Шедевры советской архитектуры.

Оглавление

ПАМЯТНИК ЛЕНИНУ В АШХАБАДЕ

Памятник Ленину в Ашгабаде, Туркменистан, действительно является уникальным архитектурным объектом. Несмотря на то, что само изваяние вождя не представляет собой ничего особенного и является типичным для своего времени, постамент этого памятника заслуживает особого внимания. Он выполнен в виде среднеазиатского ковра, что придает ему неповторимый восточный колорит.

-2

Постамент был создан художником Андреем Кареллиным, который был известен еще до революции и в 1926 году стал автором герба Туркменистана. Идея облицевать пьедестал яркой майоликой в виде ковра принадлежит именно ему. Плитка имитирует ковровые полотнища с узорами, характерными для разных районов республики.

-3

Символично, что конструкция постамента с двумя деревянными дверями напоминает мавзолей. Он представляет собой параллелепипед, стоящий на четырех таких же фигурах, которые символизируют пять частей света. В советские годы здесь был музей Ленина.

В 1948 году памятник и постамент пережили землетрясение в Ашгабате, которое разрушило почти весь город. Это говорит об исключительной прочности сооружения.

Таким образом, памятник Ленину в Ашгабаде является не просто монументом, а настоящим шедевром архитектуры, который отражает культурное наследие и историю Туркменистана.

ДОМ МОССЕЛЬПРОМА 

-4

В начале прошлого века небоскребы уже появились, но такого слова в русском языке еще не было. Английское skyscraper переводили как «тучерез». Так вот, первый такой «тучерез» в Москве построили в 1913 году. Это было девятиэтажное здание в Большом Гнездниковском переулке, он же дом Нирнзее.

Успех девятиэтажки вдохновил купца Титова, который захотел такую же. У него был небольшой участок на углу Кисловского и Калашного переулков, где до войны 1812 года была церковь, а потом стоянка для извозчиков и трактир. Для строительства он пригласил архитектора Николая Дмитриевича Струкова, работавшего в актуальном стиле модерн.

Модный и продуктивный художник, он пробовал свои силы в самых разных стилистических направлениях текущей эпохи, но ствбил но не отличался: некоторые из его построек быстро рушились. Семиэтажный доходный дом в Калашном переулке сооружался в большой спешке, сам архитектор при его возведении не присутствовал, рабочие часто говорили о просадках дома...

-5

22 марта 1913 года одна из стен здания обвалилась. Комиссия пришла к выводу, что виноваты в катастрофе некачественные материалы, небрежная кладка и рискованная конструкция. Старожилы же посчитали, что это кара за грех, ведь ранее на этом месте была церковь. Струкова судили и посадили в тюрьму на несколько недель, Титова оштрафовали. После здание пытались достраивать, но не слишком успешно.

К 1917 году возвели пять этажей. Часть дома выходила на Калашный переулок, часть — на Кисловский. А потом стране стало не до модерна...

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

-6

В начале 1920-х годов молодое государство взяло курс на новую экономическую политику, она же НЭП. Так появился советский бизнес.

В качестве ответа частным производителям создается трест-гигант под названием Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности, или Моссельпром. Компания объединила множество столичных фабрик и производила буквально все: от папирос до колбасы и конфет.

-7

Разумеется, такому гиганту понадобилась штаб-квартира. Вот тут-то и вспомнили о разрушенном доме в центре столицы. К достройке подключили ведущих инженеров, в том числе Владимира Цветаева (двоюродного брата поэтессы Марины Цветаевой) и Давида Когана.

Дом перестроили и превратили в семиэтажный, как это до революции и задумывалось. После доработок здание приобрело форму буквы Н. Формально оно разделено на два помещения, которые противоположными фасадами выходят на параллельные переулки.

ЗДАНИЕ КАЗАНСКОГО ЦИРКА

-8

Напротив древнего Казанского Кремля, словно из другого мира, возвышается здание цирка, воплощение футуристической мысли. В середине 1960-х годов этот проект был настоящим прорывом. И даже сегодня, спустя десятилетия, "летающая тарелка" Казанского цирка продолжает поражать своей инновационностью.

Первый стационарный цирк в Российской империи был открыт братьями Никитиными в Пензе. Эти представители старейшей цирковой династии России продолжили дело своего отца, странствующего жонглера, и внесли свой вклад в развитие циркового искусства. По их инициативе цирк появился и в Саратове, и в Санкт-Петербурге.

-9

В Казани цирк впервые появился в 1890 году, когда на берегу Банного озера было построено скромное деревянное здание, где выступали акробаты и дрессировщики. Несмотря на свою простоту, оно просуществовало четыре десятилетия. В 1928 году цирк получил новое деревянное здание, которое, однако, было приспособлено для зимних представлений. Но в начале 1960-х годов оно было признано аварийным, и цирк был временно закрыт. В 1965 году здание сгорело, что стало толчком к строительству нового помещения.

В разработке проекта участвовали инженеры Е. Ю. Брудный и О. И. Берим, архитектор Г. М. Пичуев из "Татгражданпроекта" и сотрудники Казанского физико-технического института. Ученые были привлечены к работе, поскольку проект был слишком инновационным: у здания отсутствовали колонны-опоры. Сотрудники института смогли доказать, что сооружение не обрушится, и дали добро на строительство. Строительство началось в 1965 году, а открытие цирка состоялось 9 декабря 1967 года.

Уже в 1973 году здание было признано памятником архитектуры, а его создатели были удостоены множества наград и премий. Цирк получил высокую оценку иностранных журналистов и Оскара Нимейера, который с нуля создал новую столицу Бразилии. В начале 1980-х годов макет здания был отправлен в качестве экспоната на международную торговую ярмарку в Лейпциге.

Что вызвало такой ажиотаж? Во-первых, эпоха зданий в форме "летающих тарелок" тогда еще не наступила, поэтому цирк опередил свое время. Во-вторых, до этого в мире было только одно сооружение, построенное в форме усеченного конуса. Находилось оно в Рио-де-Жанейро.

-10

Этот "неопознанный летающий объект" покоится на 289 сваях. Колонн, поддерживающих купол, здесь нет. Это первый в Советском Союзе бетонный монолит. В здании два манежа. Все подсобные помещения, включая конюшню, столовые, грим уборные, танцкласс, мастерские, кухни, медвежатник и слоновник, находятся внутри цирка, а не во дворе. Зрительный зал вмещает более двух тысяч человек. Здание имеет высоту 23 метра и диаметр 65 метров.

Капитальный ремонт в цирке проводили только один раз - в 2017 году. Он почти не коснулся самого здания, но интерьеры изменились до неузнаваемости.

-11

РЫНОК ПАНЧШАНБЕ 

-12

На Востоке существует мудрая поговорка, что тот, кто приходит на базар просто посмотреть, глуп, а тот, кто приходит только покупать, глуп вдвойне. Базар - это не просто место для покупок, это особый мир, где нет места политике и классовому неравенству, это место, где царит душевность и уникальная культура человеческого общения.

Один из таких уникальных базаров - это базар Панчшанбе в городе Худжанд. Он существовал еще в Средние века, когда через город проходил Великий шелковый путь, а сам город считался северными воротами Ферганской долины. Рынок открывался по четвергам, оттого и получил свое название "Панчшанбе", что в переводе с таджикского означает "четверг".

-13

В середине прошлого века старый базар был снесен, и на его месте появились типовые застройки и стихийный частный сектор. Новый колхозный рынок было решено разместить в самом центре города, рядом с главной мечетью и мавзолеем шейха Муслихиддина.

Авторами проекта нового рынка стали русские архитекторы Александр Степницкий, Станислав Волков и Василий Коршунов. Они смогли соединить в своем проекте сталинский ампир и традиционные таджикские мотивы.

-14

Так появился самый большой двухэтажный крытый рынок в Средней Азии. На первом этаже располагаются прилавки с продуктами, на втором - ряды с одеждой. Рынок представляет собой здание с высокими потолками и сводчатым залом с колоннами, которых здесь более сотни. В центре входной группы располагается полусферический портал с яркой росписью в таджикском стиле, под которым установлены скульптуры колхозников с корзинами, полными даров земли.

Торговля на рынке Панчшанбе не прекращается даже ночью. Это место, где можно не только купить все необходимое, но и проникнуться уникальной атмосферой Востока, разгадать все его загадки и насладиться душевным общением с местными жителями.

Подпишись на канал и следи за обновлениями - ты говорим кажды день!