Найти в Дзене

Заметки на Пути: цитаты со смыслом

Продолжу делиться с вами цитатами, которые мне показалось стоящими на Пути осмысления практики, жизни и себя. Как и обещала - без длинных рассуждений и пояснений, просто соприкосновение с мыслью, которая может раскрыться в вас своим контекстом и опытом.  Сегодня я хочу привести две цитаты, перекликающиеся общей темой - самосострадания, как качества, которое нам важно развивать в себе на пути взращивания осознанности. Ведь увеличение осознанности в практике и жизни ведет не только к тому, что мы способны замечать не только больше деталей каждого момента, что делает жизнь и контакт с другими более наполненным и объемным, но и наблюдать больше феноменов внутренней жизни - состояний, эмоций, реакций, а еще своего отношения к разного рода событиям и своим собственным действиям. И здесь мы сталкиваемся с важностью вместить и принять увиденное, среди которого может быть и много не самых приятных наблюдений о себе. Чтобы продолжать путь, с одной стороны не загнобив себя самоедством, с другой

Продолжу делиться с вами цитатами, которые мне показалось стоящими на Пути осмысления практики, жизни и себя. Как и обещала - без длинных рассуждений и пояснений, просто соприкосновение с мыслью, которая может раскрыться в вас своим контекстом и опытом. 

Сегодня я хочу привести две цитаты, перекликающиеся общей темой - самосострадания, как качества, которое нам важно развивать в себе на пути взращивания осознанности. Ведь увеличение осознанности в практике и жизни ведет не только к тому, что мы способны замечать не только больше деталей каждого момента, что делает жизнь и контакт с другими более наполненным и объемным, но и наблюдать больше феноменов внутренней жизни - состояний, эмоций, реакций, а еще своего отношения к разного рода событиям и своим собственным действиям. И здесь мы сталкиваемся с важностью вместить и принять увиденное, среди которого может быть и много не самых приятных наблюдений о себе. Чтобы продолжать путь, с одной стороны не загнобив себя самоедством, с другой стороны - не закрывшись от таких осознаний избеганием или ожесточением.

Интересно, что темы самосострадания касаются и в традиционных учениях, и в современных прикладных психологических практиках.

Потому один фрагмент, который я приведу, принадлежит психотерапевту, раскрывающему в своей книге подход Терапии принятия и ответственности (сокращенно - АСТ от английского Acceptance and Commitment Therapy). А второй фрагмент - текст опытного практика и наставника йоги и медитации, разъясняющий понимание и подход, переданный в традиции.

Просто хороший образ к теме самосострадания и его влияния на наше развитие, как мне кажется
Просто хороший образ к теме самосострадания и его влияния на наше развитие, как мне кажется

Итак, первая цитата от Расса Хэрриса, психотерапевта, автор книги «Когда жизнь сбивает с ног. Преодолеваем боль и справляемся с кризисами с помощью терапии принятия и ответственности». И сначала несколько пояснений касательно этого подхода.

Это направление выросло из когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), но отличие от традиционной КПТ, терапии принятия и ответственности учит не изменять или контролировать свои мысли, переживания и чувства, а замечать их и принимать, даже если они неприятны, заняв позицию наблюдателя.

Согласно этому подходу, переживания, хоть и неизбежны, не обязательно должна сломить человека, сделать его несчастным. Наоборот, если научиться правильно справляться с переживаниями, можно достичь более полноценной и осмысленной жизни.

Главная цель АСТ — развитие психологической гибкости. Так называют способность человека адаптироваться к жизненным трудностям. Основа психологической гибкости — это умение человека присутствовать в моменте, в том, что происходит здесь и сейчас, без осуждения, и реагировать так, чтобы не застревать в неприятных эмоциях, а двигаться вперед.

Некоторые принципы ACT, которые сближают этот психологический подход с созерцательными медитативными практиками и вряд ли могут быть применены без развития осознавания:

1. Разделение (отделение себя от проживаемого - эмоций или мыслей)

2. Принятие

3. Контакт с настоящим моментом

4. Позиция наблюдателя

И сама цитата:

«У вас ведь есть осёл? Тот, который каждые выходные доставляет на рынок ваш товар, чтобы вы смогли его продать. Нет? :) Ну ничего. Наверняка вы и так знаете, какие они иногда упрямые. Чтобы осёл вас слушался, придётся его мотивировать. Наверное, вы сейчас думаете: что общего между ослами и сложностями жизни?

Навьюченный ослик хорошо передают ощущение тягот - не обязательно внешних, нов том числе внутренних страданий по разным поводам и неудовлетворенности сбой, которые нас сопровождают
Навьюченный ослик хорошо передают ощущение тягот - не обязательно внешних, нов том числе внутренних страданий по разным поводам и неудовлетворенности сбой, которые нас сопровождают
Иногда жизнь даёт нам под дых. Иногда мы сами способствуем возникновению проблем из-за саморазрушительного поведения. Все могут ошибиться, неправильно понять, допустить дурацкий промах. Иногда мы поддаёмся эмоциям и осложняем ситуацию. Запутавшись в мыслях и воюя с чувствами, мы часто говорим и делаем то, что не соответствует образу человека, которым мы хотим быть.
Что делает ваше сознание, когда вы попадаете впросак? Если мы с вами похожи, то оно достаёт огромную палку и начинает вас лупить. Оно твердит, что вы недостаточно хороши, что у вас не получится, что с вами что-то не так. Сознание читает вам лекции, что надо трудиться усерднее, быть успешнее и самосовершенствоваться. И это неудивительно. В детстве взрослые часто критикуют нас, желая, чтобы мы изменились. Именно поэтому, став взрослыми, мы продолжаем следовать по проторенному пути.
Теперь вернёмся к вышеупомянутому ослу. Возможно, вам знакомо выражение «кнут и пряник». Если хотите, чтобы осёл вёз груз, который вы на него взвалили, его придётся мотивировать пряником (ну или морковкой) либо кнутом. Оба подхода работают, но чем чаще вы используете кнут, тем более несчастным и измученным становится животное. С другой стороны, если награждать осла морковкой за хорошее поведение и приложенные усилия для движения к вашей цели, в итоге вы получите здоровое животное.
Постоянно заниматься самобичеванием или копаться в себе, оставаясь на месте, так же неэффективно, как стегать осла кнутом. Несомненно, острая критика иногда подталкивает в правильном направлении, но чем чаще вы её слышите, тем печальнее и болезненнее становитесь. Если это единственная мотивация, маловероятно, что в результате ваше поведение изменится. Скорее всего, вы не сдвинетесь с мёртвой точки и будете остро ощущать своё несчастье.
Неважно, попали мы в беду из-за невезения или частично из-за собственной глупости, — нам необходимо самосострадание.
Важный элемент самосострадания — осознанность. Благодаря ей вы сможете эффективно реагировать на удары судьбы, работать с болезненными мыслями, чувствами и воспоминаниями».

И вторая цитата - о важности развития правильного отношения к себе в практике и жизни, и об одном из методов - от Михаила Баранова, практика и наставника йоги и медитации, который в том числе изучает и практикует буддийскую медитацию в традиции "Тайская лесная сангха" (в чем для меня есть соприкосновение подходов, поскольку немало коренных учителей Тайцзи моих наставников придерживаются буддийских воззрений и походов к практике работы с сознанием)

Итак, цитата [с некоторыми моими разъяснениями терминов]:

"Культивация принятия себя с состраданием и доброжелательностью (без завышенных или заниженных ожиданий) работает как общая стратегия уменьшения переживаний, страданий и боли.
В техническом плане это может осуществляться через намеренную культивацию «возвышенных пребываний». Это так называемые четыре "бхаваны": метта-[любящая доброта], каруна-[сострадание], мудита-[сорадование] и упекша-[равностность]. Переживание доброты, поддержки, заботы, равностного принятия по отношению к себе (к "дукхе", то есть к любому страданию, неудовлетворенности, разочарованию, которые возникают, порождаемые умом) мы можем создать [и почувствовать сначала] через переживание [такого отношения, направленного] к другим живыми существами страдающими аналогичным образом [в особенности близким нам и естественно вызывающим подобное отношение].
Когда вы представляете, что вы чувствуете в момент бескорыстной заботы о других, это переживание качественно меняет ваше внутреннее состояние, (пробуждая те самые качества добросердия, сострадания, сорадования, равностного принятия) и уменьшает боль в вас самих. 
Важный аспект в понимании различных видов переживаний и страданий, и в работе с болью этих переживаний.
Наша способность проявлять самосострадание и доброжелательность «к себе» (к аффектам, омрачениям, изъянам ума) - это часть механизма социальной чувствительности - нашей способности адекватно проявлять сострадание (но не чрезмерное сочувственное вовлечение), принятие (но не избытоную привязанность), равностность (но не безразличие) по отношению к другим.
Способность жить не порождая жажды, цепляния и страдания"

А еще мысль из последней цитаты о взаимосвязи отношения к себе и другим ясно перекликается для меня с другой известной цитатой, на этот раз из более близкой большинству из нас  христианской традиции - "Возлюби ближнего твоего как самого себя". Об этом же, не правда ли?
А еще мысль из последней цитаты о взаимосвязи отношения к себе и другим ясно перекликается для меня с другой известной цитатой, на этот раз из более близкой большинству из нас христианской традиции - "Возлюби ближнего твоего как самого себя". Об этом же, не правда ли?

Как всегда буду рада вашим мыслями и впечатлениями 🙏