Мной уже рассказано о сотнях выдающихся героев, но Иван Евграфович Федоров выделяется на фоне других. Он неповторим! Иван – Герой СССР и кавалер 13 орденов, а так же человек, совершивший огромное количество подвигов. Но этого ему было мало и он постоянно рассказывал о себе немыслимые небылицы. Например, что Гитлер, пораженный его летным мастерством, лично вручил ему Железный крест с дубовыми листьями. Также Федоров утверждал, что во всех войнах, в которых он принимал участие, сбил 148 вражеских самолетов, что в два с лишним раза больше, чем у Кожедуба.
Сначала многие отечественные журналисты верили рассказам летчика, подавали статьи о нём, как сенсации, а самого хвастуна изображали незаслуженно забытым супергероем. Но со временем их пыл охладили военные историки, называвшие Федорова бароном Мюнхгаузеном ВВС.
Война в Испании
Боевая биография Вани (1914 г.р.) началась в Испании, где он с мая 1937 г. по февраль 1938 г. бил фашистов, совершил 150 боевых вылетов на И-16 и сбил 2 вражеских самолета. Однако позже он настаивал, что уничтожил лично 11 и в группе 13 истребителей и бомбардировщиков. Если бы все было так, то Фёдоров стал бы главным героем войны, но ни в одном источнике в числе наиболее отличившихся в Испании он не указан. Хоть по итогам командировки Ивана и наградили двумя орденами Красного Знамени, да и в газете Правда" о нем написали.
Побег на передовую
В 1939 г. майор Федоров командовал 17-м авиаполком, а в ноябре 1940 г. его неожиданно командировали в Китай на 1.5 года. В городе Урумчи на авиазаводе выпускали для китайской армии истребители И-16. Там Иван руководил группой летчиков-испытателей. Естественно, что оказаться в Германии весной 1941 г. и получить Железный крест он никак не мог. В феврале 1942 г. майора вернули в Союз и отправили в Горький на завод № 21, где он работал летчиком-испытателем истребителей ЛаГГ-3. Но пилот рвался на фронт, а его не пускали.
Тогда в июле 1942 г. Федоров сговорился с перегонявшими "лагги" друзьями, угнал самолет и, пристроившись к группе, прибыл в 3-ю воздушную армию на Калининский фронт. Руководство завода потребовало арестовать дезертира и судить. Спас его командующий 3-й ВА легендарный Михаил Громов, заявивший: "Он же не с фронта удрал, а на фронт!" Интрига тут заключается в том, что Иван рассказывал об этом с более красочными подробностями, где присутствуют три "мертвых петли" под мостом над Окой, погоня и обстрел из зениток.
Командир штрафников
А вот воевал майор блестяще, этого не отнять. В августе и в сентябре 1942 г. ас командовал группой летчиков-штрафников. И это не миф! Данный факт подтверждается несколькими документами, в том числе данной записью:
"За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвёл 84 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 5 Ю-88, 1 ДО-219, 6 МЕ-109Ф".
Отрывок из Наградного листа.
23 сентября 1942 г. лётчик особенно отличился. Фашисты силами 18 "юнкерсов" и 6 "мессеров" атаковали аэродром Бошарово. Федоров под огнем противника взлетел и в одиночку встретился с 24 "стервятниками". Один "Ю-88" он сбил, а два повредил и вывел из боя. К тому времени он командовал полком "асов", что подтверждено документами. Его создали в 3-й ВА, чтобы выбивать асов Геринга.
В октябре 1942 г. Иван возглавил 157-й ИАП. С апреля 1943 г. по июнь 1944 г. полковник Фёдоров командовал 273-й авиадивизией 16-й ВА. В боевых действиях не участвовал. Известно, что с начала мая по конец ноября 1943 г. ас совершил всего 10 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. Зато он много времени учил молодежь летать и делал это блестяще на своем примере. Его университеты в дальнейшем многим помогли спасти жизнь.
В декабре 1943 г. командир 6-го корпуса Ерлыкин представил Фёдорова к званию Героя Советского Союза. Но командарм 16-й ВА Руденко ответственно отнесся к делу, рассмотрел все, приложенные к Наградному листу справки, и установил, что они выданы разными частями на одни и те же сбитые в августе и сентябре 1942 г. самолеты. И отказал. В феврале 1944 г. генерал Ерлыкин снова представил Ивана к званию Героя. Руденко сделал запрос в 3-ю ВА и получил ответ, подтверждающий подлог. В результате "за исключительную нечестность и очковтирательство" номинанта сняли с должности комдива.
Байки Мюнхгаузена и реальность
С июня 1944 года Иван – заместитель командира 269-й ИАД. Последний свой немецкий самолет (ФВ-190) он сбил 25 апреля 1945 г. Всего на счету Фёдорова в ходе ВОВ, как указано в личном деле, 120 боевых вылетов, 20 воздушных боев, 17 самолетов сбитых лично и 2 в группе. По данным историка Быкова – 11 лично и 1 в группе. А вместе с войной в Испании – 19, но никак не 148! При этом "сказочник" был участником всего двух войн. Хоть он и утверждал, что воевал на реке Халхин-Гол, с финнами, в Китае в 1941 году и в Корее в 50-е.
Также со слов летчика он совершил 6 воздушных таранов (на самом деле ни одного). 9 самолетов за один день Федоров не сбивал, у аса Хартманна дуэль не выигрывал и т.д. Все его мифы перечислять не вижу смысла. Тем не менее в годы ВОВ полковник был награжден четырьмя орденами Отечественной войны и орденом Александра Невского. Ну а звание Героя СССР Иван Евграфович получил заслуженно за испытания реактивных самолетов Лавочкина после ВОВ. Он первым в стране достиг скорости 1 000 км/ч на Ла-168 и стал вторым пилотом в СССР, превысившим скорость звука.
Иван Евграфович прожил долгую и богатую на события жизнь, совершив много подвигов. А вот в историю он вошел, как сочинитель мифов. Но героев много, а подобный персонаж у нас один. Ну и хорошо... Спасибо ему за Победу!
Не стесняйтесь ставить лайк, делать репост и выражать своё мнение в комментариях. Желаю вам всего доброго!